Ольга Сафина
Семинар для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель: Сафина Ольга Геннадьевна
ЧДОУ «Детский сад №124 ОАО «РЖД»
ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяет различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья.
Публикация «Семинар для педагогов „Культурные практики в дошкольном образовании“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Появилось понятие культурных практик. Научных исследований по организации культурных практик, к сожалению, слишком мало, и встречаются они, в основном в культурологии.
Определение понятия «культурная практика» сложно и объемно.
Это – ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком, приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах и сообществах, с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
Этот опыт может быть, как позитивным (проявление доброжелательности, любви, дружбы, заботы, так и негативным (проявление обиды, грубости, протеста). От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, жизненные ценности, дальнейшая судьба.
Другими словами, культурная практика – это освоение личного жизненного опыта ребенка, опыта общения и взаимодействия с разными людьми. Этот опыт может быть и позитивным, и негативным, формироваться обыденно и стихийно, или при воздействии взрослого.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
Специально организованная деятельность воспитателя происходит обычно в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
Виды культурных практик :
- Творческая мастерская;
- Совместная игра;
- Музыкально-театральная и музыкальная гостиная;
- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность;
- Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта;
- Детский досуг;
- Интеллектуальный тренинг
Примерные виды и формы культурных практик :
Младший дошкольный возраст
Совместная игра воспитателя с детьми
-Сюжетно-ролевая игра
- Режиссерская игра
- Игра-инсценировка;
- Игра-драматизация;
- Игра-экспериментирование
Старший дошкольный возраст
Совместная игра воспитателя с детьми
В старшем дошкольном возрасте добавляются:
Игры -экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру.
Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т. д.)
Младший дошкольный возраст
Творческая мастерская
Проектная деятельность
- мини-коллекционирование.
Образовательные ситуации с единым названием «Веселая ярмарка»
Старший дошкольный возраст
Творческая мастерская
В старшем дошкольном возрасте добавляются:
- студийная, кружковая работа
- творческие проекты
- коллекционирование
-образовательные ситуации с единым названием «Город мастеров» (проведение ежемесячных проектов «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т. д.)
В подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» :
«Друг детства» (дизайн игрушек,
«Золотой ключик» (театральный дизайн, «Золушка» (дизайн одежды)
Все возрастные группы
Досуги «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен.
«Сам себе костюмер» (ряженье) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги.
«Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания).
Аттракционы;
«Танцевальное «ассорти» свободное движение детей под музыку, образно- танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;
«Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам; «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т. д.
Старший дошкольный возраст
Чтение художественной литературы - группировка произведений по темам
- длительное чтение
- циклы рассказов
- чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами)
Главным принципом организации культурных практик является принцип психологической комфортности. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса. Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности. Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача – развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и малых делах группы. Ошибки и неудачи не должны вызывать у детей чувство страха, ограничивать их активность и инициативу.
Работа с родителями должна быть направлена на формирование этикетного поведения детей.
Формы работы с родителями:
1. Родительское собрание на тему «Этикет в нашей жизни».
2. Оформление уголка для родителей по обучению детей правилам этикета (методические рекомендации).
3. Совместные досуги и праздники.
4. Оформление с родителями фотовыставки или выставки рисунков «Я и этикет».
5. Индивидуальные консультации для родителей проблемных детей.
На основе культурных практик у ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи. Таким образом, культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации. Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.