татьяна голубева
Консультация для педагогов «Что такое риторика»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги. сегодня мы поговорим с вами о риторике. Часто педагог выступает в роли оратора: перед родителями, учениками, воспитанниками, коллегами. Как сделать свое выступление доступным, интересным, запоминающимся? В этом Вам поможет РИТОРИКА.
Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается изучением ораторского искусства, красноречия, мировоззрения и правилам построения речи.
Публикация «Консультация для педагогов „Что такое риторика“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Самый первый профессор из Рима Квинитилиан назвал риторику как «искусство хорошо разговаривать». Однако Платон, который жил 500 лет до него, говорил, что риторика — это искусство убеждать.
Задача оратора:
1. Учить
2. Развлекать
3. Сподвигнуть публику на что-то
Виды риторики :
1. Политическая — это инструмент управления в политической системе. Обладает публицистической речью с функцией убеждения общества.
2. Юридическая — необходима юристам для произнесения публичной судебной речи и воздействия на правосознание людей. Также нужна для построения объективно аргументированного рассуждения в суде.
3. Военная — нужна для военной культуры и адаптации людей к службе. С ее помощью повышается качество выполнения поставленных задач при службе. Например, мотивация солдат к военной задаче.
4. Педагогическая — используется для оптимизации процесса передачи опыта. Например, хорошая речь преподавателя перед учениками. Она рождает любознательность и интерес к теме.
5. Дипломатическая — необходима дипломату в дипломатических миссиях. Это общение государств посредством своих представителей. Тут тоже нужно следить за речью и соблюдать важные правила.
Ораторское искусство перед публикой
Ораторское искусство предполагает, что оратор и его аудитория должны быть полностью совместимы друг с другом.
Если я говорю перед специалистами, мне стоит пользоваться более профессиональными фразами и терминами.
А если идет разговор перед неопытной аудиторией, тогда нужно более педагогически построить речь. Лучше начать с самых базовых концептов и только медленно продвигаться вперед.
Если это разговор перед молодой публикой (студенты и академики, то стоит выступать динамично и быть более смешным.
Но если выступаем перед профессорами и деканами, то нужно быть более серьезней и чуть меньше шутить.
И вот, что самое интересное в риторике! Одна и та же речь будет любимой и пользоваться огромным успехом перед одной аудиторией. Однако при этом будет полностью отвергнута другой.
Из этого следует, что хороший оратор всегда задаст себе вопрос — кто передо мной сидит? Кто моя публика и каковы особенности целевой аудитории? Что они знают и что им было бы интересно услышать?
Как научиться красиво говорить
Говори свободно
Прочитанная речь гарантирует, что вас не будут слушать. Поэтому говорите свободно и не считывайте с листа.
Говори, как можно короче
Поэтому старайтесь делать свое выступление не более 20 минут.
Ораторское мастерство с эмоциями
Ораторское мастерство обязательно должно быть с эмоциями. Многие перед публикой хотят полностью казаться серьезными и значимыми. Они забывают, что говорить с эмоциями, это очень важно. Ведь эмоции сподвигают людей дальше слушать и запоминать.
Если вы эмоциональны- публика запомнит вас!
Структура выступления оратора
Чтобы главная мысль Вашего выступления запомнилась используйте в своей речи:
1. Повторение. Если есть главный аргумент, который мы повторяем на первой, двенадцатой и восемнадцатой минуте, то повышается вероятность, что аудитория запомнит именно то, что нужно.
Повтор, это очень простая особенность риторики. Все что нужно сделать, это просто повторить свою главную мысль
2. Пауза — это вторая риторическая фигура. Часто, когда нервничаем перед публикой, мы думаем о том, как побыстрее закончить. И склоняемся к тому, чтобы быстро разговаривать и вообще, не делать пауз.
3. Метафора — это третья риторическая фигура, которая визуализирует идею. К примеру, если сказать, что он боролся как лев, звучит более впечатляюще. Это лучше, чем просто сказать, что он очень сильно боролся.
Поэтому нужно найти метафору (картину) для своей главной мысли. Это отличная идея для любого оратора.
Подумайте, в каком месте нужно визуализировать главную идею. Что и какую картину нужно нарисовать публике, чтобы она запечатлелась в их памяти.
Голос оратора
Именно голос оратора определяет настроение. голос должен быть достаточно громким, четким, внятным. По нему мы воспринимаем человека и можем представить, как он себя чувствует. в речи оратор использует:
Ударение
В каждом предложении мы подсознательно ставим конкретное ударение. С его помощью полностью меняем значение предложения.
К примеру, давайте возьмем простое предложение.
Я это сейчас не хочу.
Интересно то, что если поставить ударение на другую частицу предложения, то значение полностью поменяется. Можно поставить ударение на первую букву «я».
Я ЭТО СЕЙЧАС НЕ ХОЧУ
Это означает, что я не хочу, но может быть другие люди хотят. Но именно я не хочу. Можно сделать ударение на «это». Тогда значит, что с этим предложением я не согласен и именно это я не хочу.
Если поставить ударение на слово «сейчас», то принципиально я может и хотел бы. Однако сейчас на данный момент этого не хочу.
И если сделать ударение на «не хочу», то я действительно, не хочу. Не то, что я не могу или мне это не подходит. А именно у меня нет желания это сделать.
Только на ключевых моментах подумайте, где лучше поставить ударение.
Мелодичность
Стоит упомянуть и про мелодичность голоса. Есть люди, которые говорят монотонно и без эмоций. В основном, это мужчины.
Все идет в одном или двух тонах. Практически нет подвижности в голосе. Как правило, через 15 минут весь зал засыпает.
Женщины часто говорят слишком эмоционально. Они от самого высокого тона могут переходить на самый низкий. Такое количество нот очень сильно мешает слушать.
Поэтому нужно найти баланс.
Практикуем искусство речи
Если плохо готовимся к своей речи оратора, то почти гарантированно мы будем слабо ее презентовать. Поэтому практикуйте искусство речи минимум один раз в слух.
Для особо важных презентаций советую держать речь 2 или 3 раза перед зеркалом. Или еще лучше, запишите себя на камеру и дайте оценку выступлению.
Язык мимики и жестов
Если говорим о языке мимики и жестов, то главным моментом будет визуальный контакт с публикой. Если не смотрим на всех слушателей, то нас люди воспринимают, как неуверенными и не компетентными.
Где и как стоять во время презентации
Стойте фронтально к публике.
Не бойтесь немного сдвигаться вправо, влево, вперед и назад. Не нужно все время стоять на одном месте, как вкопанный.
В больших помещениях лучше немного подвигаться в стороны. Это полезно для глаз аудитории. Нужно иногда прогуливаться по своей сцене.
Жесты оратора
Очень часто люди вообще, не жестикулируют. Некоторые держат руки за спиной. В таком случае нет связи со спикером и доверия к нему. Кажется, что он что-то прячет.
Как побороть боязнь сцены
Вот советы, которые помогут вам побороть боязнь сцены. Эти правила тоже очень важны при выступлении. Особенно перед большой аудиторией.
Почему у многих есть сценический страх?
Откуда возникает сценический страх?
• Первая проблема заключается в том, что люди всегда боятся нового или того, что редко делают.
• Вторая причина, почему люди боятся выступать перед публикой, это боязнь сделать ошибку. Рекомендую не обращать внимание на ошибки и относится к ним спокойно. Ошибка — это нормально. Из нее вы извлекаете урок.
Эффект компетентности
Эффект компетентности — это первый совет против сценического страха. Если компетентны в теме, то будете чувствовать себя более уверенно во время презентации. Если ты владеешь темой, то слова автоматом будут следовать за тобой.
Поэтому если в своей теме вы не большой эксперт, то лучше заранее подготовится
Теперь вы знаете, что изучает риторика и для чего она нужна. Для этого мы рассмотрели важные основы и секреты ораторского искусства. Также знаем, как научиться правильно и красиво говорить на своих выступлениях перед публикой. Остается только соблюдать правила и практиковать упражнения для ораторов.