Елена Пугачева
Консультация для педагогов «Что мы знаем о творчестве Е. А. Благининой»
▼ Скачать + Заказать документы
Отнюдь не противопоставляя вымысел истине и не унижая вымысел (в искусстве эти категории находятся в неоднозначных, сложных взаимоотношениях, следует заметить, что Благинина, бесспорно, принадлежит к художникам, фантазию которых, волнует правда окружающей жизни.
Деревенская девочка обнаруживает на столе у матери прежде невиданную вещь – граненое яйцо из золотящегося стекла. Девочка в восторге: ни у кого в селе, наверное, нет больше такого! Она бережно выносит диковинку на крыльцо. На крыльце происходят чудесные превращения:
Яичко жаром налилось при ярком свете дня.
Оно как будто бы зажглось в ладонях у меня.
Публикация «Консультация для педагогов „Что мы знаем о творчестве Е, А, Благининой“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Я посмотрела сквозь него, слегка прищурив глаз,
И увидала волшебство на дворике у нас.
Сарай под шапкой серебра, собачья конура,
Теленок посреди двора, и снежная гора,
И снеговик с большой метлой, с ведром на голове,
Скамья и столик под ветлой, антенна в синеве.
Все радостно озарено сиянием зари,
Всё в тыщу раз уменьшено,
И тыщу раз повторено, и светится внутри.
Открывая, объясняя свой внутренний мир, Благинина сделала упор на виденье обыкновенных чудес. Нельзя сказать, что она была равнодушна к выдумке, к праздничной небывалости. Они занимают свое, значительное место в ее творчестве. Но высшим светом сияет для нее хлеб, вода, день, ночь, радость ходить по земле, сеять, жать, слушать пение птиц, видеть родной дворик – и ощущать, что все это жизнь – наивысшее чудо… Граненое стекло в благининской «Диковинке» воспринимается как образ искусства. Благодаря ему все привычное – скамью, ветлу, антенну – девочка видит под новым углом зрения, в непривычном ракурсе… Сквозь волшебное стекло искусства мы глядим на знакомый мир словно впервые: глазами ребенка. И любим еще больше – наше чувство свежее. Граненым стеклом искусства владеют не все, оно диковинка, редкость.
Поэзия Благининой полна удивления перед миром, в котором мы живем, перед нашим чудным миром. Она славит прелесть ранней поры расцвета. Она вспоминает юность, как весенний сад с цветущим кустом жасмина, а себя, как сандрильону, золушку, ждущую чуда и сопричастную ему.
Этот ливень, золотой, зеленый.
Так и хлещет – кругом голова!
И стоишь ты некой сандрильоной
В страстном ожиданье волшебства.
Молода, по-своему прекрасна,
Таинству расцвета сопричастна.
Созданное Еленой Благининой в поэзии можно было бы распределить по тематическим циклам. Скажем, стихи о временах года. У нее довольно полно изображены весна и лето, осень, из осени в зиму, и так -- по кругу. И Елена Благинина зорко следит за приметами этого перехода, в выразительных деталях передает каждую пору. Вот золотая осень:
Солнышко то спрячется за тучей,
То раскинет желтые лучи.
И сидит поджаристый, пахучий,
С золотистой коркой хлеб в печи.
Золото листьев перекликается с золотистой коркой хлеба. Неожиданный, смелый образ! В том же стихотворении «яблоки скуластые, крутые, то и дело шлепаются вниз». Эпитет «скуластые» вместе в эпитетом «крутые» делает яблоки не только зримыми, но и ощутимыми на вкус.
Лето и весна, в изображении Благининой, многоцветны, плотно заселены. Персонажами становятся деревья («Черемуха», «Яблонька», цветы («Одуванчик», «На моем окошке», ветер, дождь.
И зной, и дождь, и ведро, и стужа, и ветер, и метель -- все это получило в книгах Елены Благининой живое и яркое воплощение. Задача поэта -- не только изобразить, но и выразить. Выразить свое состояние, свое настроение. Но и этого мало. Стихотворение несет читателю мысль о мире. Как это выглядит у Елены Благининой? Прошел летний дождь, и колея наполнилась водой. Читаем стихотворение «Колея» :
Над рожью, дождиком примятой,
Стоит денек почти сквозной.
Орловский ветер пахнет мятой,
Полынью, медом, тишиной.
Иду стеной высокой хлеба.
Иду, иду да постою.
Любуясь, как упало небо
В наполненную колею.
Живописец здесь бы и остановился. Картина есть? Есть. Но поэт (впрочем, не всякий, а именно Елена Благинина) идет дальше:
На синем дне летают птицы,
Плывут печально облака.
Картина еще продолжается. Но она уже вопиет о выходе к мысли, к обобщению. И вот:
Стою. Мне страшно оступиться.
Мне очень страшно оступиться --
Так эта пропасть глубока.
Глубока своим отражением неба, облаков, простора, мира. Тут не только залюбуешься картиной, но и задумаешься над смыслом увиденного.
Вообще говоря, описательная лирика Благининой тяготеет к обобщениям, принимает характер художественного исследования мира вещей и их преломления в индивидуальном сознании лирического героя («Форточка», «Снегурка», «Милый сад», «Ненастный дождик», «Белые грибы»).
Елена Александровна Благинина - литературный гений ХХ века. Среди многих авторов в русской литературе она отличается тем, что глубоко индивидуальна и личностна в своем творчестве. За обилием форм и течений, требований официальной идеологии, перипетиями личной судьбы она не потеряла того, что отличает человека и художника.