Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Что мы знаем о творчестве Е. А. Благининой»

Елена Пугачева
Консультация для педагогов «Что мы знаем о творчестве Е. А. Благининой»
▼ Скачать + Заказать документы

Отнюдь не противопоставляя вымысел истине и не унижая вымысел (в искусстве эти категории находятся в неоднозначных, сложных взаимоотношениях, следует заметить, что Благинина, бесспорно, принадлежит к художникам, фантазию которых, волнует правда окружающей жизни.

Деревенская девочка обнаруживает на столе у матери прежде невиданную вещь – граненое яйцо из золотящегося стекла. Девочка в восторге: ни у кого в селе, наверное, нет больше такого! Она бережно выносит диковинку на крыльцо. На крыльце происходят чудесные превращения:

Яичко жаром налилось при ярком свете дня.

Оно как будто бы зажглось в ладонях у меня.

Публикация «Консультация для педагогов „Что мы знаем о творчестве Е, А, Благининой“» размещена в разделах

Я посмотрела сквозь него, слегка прищурив глаз,

И увидала волшебство на дворике у нас.

Сарай под шапкой серебра, собачья конура,

Теленок посреди двора, и снежная гора,

И снеговик с большой метлой, с ведром на голове,

Скамья и столик под ветлой, антенна в синеве.

Все радостно озарено сиянием зари,

Всё в тыщу раз уменьшено,

И тыщу раз повторено, и светится внутри.

Открывая, объясняя свой внутренний мир, Благинина сделала упор на виденье обыкновенных чудес. Нельзя сказать, что она была равнодушна к выдумке, к праздничной небывалости. Они занимают свое, значительное место в ее творчестве. Но высшим светом сияет для нее хлеб, вода, день, ночь, радость ходить по земле, сеять, жать, слушать пение птиц, видеть родной дворик – и ощущать, что все это жизнь – наивысшее чудо… Граненое стекло в благининской «Диковинке» воспринимается как образ искусства. Благодаря ему все привычное – скамью, ветлу, антенну – девочка видит под новым углом зрения, в непривычном ракурсе… Сквозь волшебное стекло искусства мы глядим на знакомый мир словно впервые: глазами ребенка. И любим еще больше – наше чувство свежее. Граненым стеклом искусства владеют не все, оно диковинка, редкость.

Поэзия Благининой полна удивления перед миром, в котором мы живем, перед нашим чудным миром. Она славит прелесть ранней поры расцвета. Она вспоминает юность, как весенний сад с цветущим кустом жасмина, а себя, как сандрильону, золушку, ждущую чуда и сопричастную ему.

Этот ливень, золотой, зеленый.

Так и хлещет – кругом голова!

И стоишь ты некой сандрильоной

В страстном ожиданье волшебства.

Молода, по-своему прекрасна,

Таинству расцвета сопричастна.

Созданное Еленой Благининой в поэзии можно было бы распределить по тематическим циклам. Скажем, стихи о временах года. У нее довольно полно изображены весна и лето, осень, из осени в зиму, и так -- по кругу. И Елена Благинина зорко следит за приметами этого перехода, в выразительных деталях передает каждую пору. Вот золотая осень:

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет желтые лучи.

И сидит поджаристый, пахучий,

С золотистой коркой хлеб в печи.

Золото листьев перекликается с золотистой коркой хлеба. Неожиданный, смелый образ! В том же стихотворении «яблоки скуластые, крутые, то и дело шлепаются вниз». Эпитет «скуластые» вместе в эпитетом «крутые» делает яблоки не только зримыми, но и ощутимыми на вкус.

Лето и весна, в изображении Благининой, многоцветны, плотно заселены. Персонажами становятся деревья («Черемуха», «Яблонька», цветы («Одуванчик», «На моем окошке», ветер, дождь.

И зной, и дождь, и ведро, и стужа, и ветер, и метель -- все это получило в книгах Елены Благининой живое и яркое воплощение. Задача поэта -- не только изобразить, но и выразить. Выразить свое состояние, свое настроение. Но и этого мало. Стихотворение несет читателю мысль о мире. Как это выглядит у Елены Благининой? Прошел летний дождь, и колея наполнилась водой. Читаем стихотворение «Колея» :

Над рожью, дождиком примятой,

Стоит денек почти сквозной.

Орловский ветер пахнет мятой,

Полынью, медом, тишиной.

Иду стеной высокой хлеба.

Иду, иду да постою.

Любуясь, как упало небо

В наполненную колею.

Живописец здесь бы и остановился. Картина есть? Есть. Но поэт (впрочем, не всякий, а именно Елена Благинина) идет дальше:

На синем дне летают птицы,

Плывут печально облака.

Картина еще продолжается. Но она уже вопиет о выходе к мысли, к обобщению. И вот:

Стою. Мне страшно оступиться.

Мне очень страшно оступиться --

Так эта пропасть глубока.

Глубока своим отражением неба, облаков, простора, мира. Тут не только залюбуешься картиной, но и задумаешься над смыслом увиденного.

Вообще говоря, описательная лирика Благининой тяготеет к обобщениям, принимает характер художественного исследования мира вещей и их преломления в индивидуальном сознании лирического героя («Форточка», «Снегурка», «Милый сад», «Ненастный дождик», «Белые грибы»).

Елена Александровна Благинина - литературный гений ХХ века. Среди многих авторов в русской литературе она отличается тем, что глубоко индивидуальна и личностна в своем творчестве. За обилием форм и течений, требований официальной идеологии, перипетиями личной судьбы она не потеряла того, что отличает человека и художника.

Публикации по теме:

Из опыта работы с детьми раннего возраста «Знаем, знаем, да, да, да, где здесь прячется вода»Из опыта работы с детьми раннего возраста «Знаем, знаем, да, да, да, где здесь прячется вода» Вода является источником жизни на земле. Ребенок знакомится с водой с самых первых дней жизни. Играя дома с водой, малыш получает массу.

Конспект беседы о маме. Чтение стихотворений Елены Благининой «Посидим в тишине» и Агнии Барто «Перед сном»Конспект беседы о маме. Чтение стихотворений Елены Благининой «Посидим в тишине» и Агнии Барто «Перед сном» Цель: помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать.

Фотоотчет о совместном творчестве педагогов и детей «Елочные игрушки своими руками»Фотоотчет о совместном творчестве педагогов и детей «Елочные игрушки своими руками» Фотоотчет о совместном творчестве педагогов и детей "Елочные игрушки своими руками" Уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички,.

Конспект занятия по заучиванию стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» в старшей группе Задачи. Развивать интерес детей к художественной литературе. Помочь запомнить стихотворение. Воспитывать любовь, заботливое отношение к.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Консультация для педагогов «Интеграция в творчестве» «Интеграция в творчестве» инновационные составляющие в практической реализации образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка».

Консультация для педагогов «Всё ли мы знаем о героях детских книг?»Консультация для педагогов «Всё ли мы знаем о героях детских книг?» Факты, о которых мы и не подозревали Когда-то нас называли самой читающей страной мира. Так это было или не так, мы не узнаем. Да это,.

Консультация для педагогов «Всё ли мы знаем о героях детских книг?». Часть 2Консультация для педагогов «Всё ли мы знаем о героях детских книг?». Часть 2 Золушка Сегодня выполняю обещание и продолжаю рассказ о любимых героях. Золушка. Сказка и персонаж, популярный ВСЕГДА И ВЕЗДЕ. Очень много.

Консультация для родителей и педагогов «Лесная красавица в творчестве детей 5–7 лет»Консультация для родителей и педагогов «Лесная красавица в творчестве детей 5–7 лет» Впереди нас ждут долгие рождественские каникулы. Важно во время них не забывать о наших детях и как можно больше времени уделять им. Поэтому.

Сценарий литературного досуга в подготовительной группе по творчеству Елены Александровны БлагининойСценарий литературного досуга в подготовительной группе по творчеству Елены Александровны Благининой Цели: знакомство детей с творчеством Е. А. Благининой; формирование навыков выразительного чтения; привитие любви к чтению книг. Оборудование:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Что мы знаем о творчестве Е. А. Благининой»
Опубликовано: 13 января 2020 в 20:56
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Что мы знаем о творчестве Е. А. Благининой»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пугачева (УИ 1650185) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД