Баранова Елена
Консультация для педагогов «Использование дома различных видов мозайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Не часто дома у детей можно встретить среди игрушек мозайки. Потому что родители, порой не видят в ней той ценности, которая будет способствовать развитию у ребенка не только мелкой моторики и умения выкладывать узоры, но развитию целостного восприятия, воображения, математических и творческих способностей.
При беседе с родителями я часто задаю вопросы. Есть ли у вас дома мозаики у детей? Какие виды мозаик есть у ваших детей? Часто ли ваши дети играют ими? Как долго удерживается их интерес при игре с мозаикой?
Публикация «Консультация для педагогов „Использование дома различных видов мозайки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В настоящее время существует большое разнообразие мозаик : мозайки с цветными фишками, термомозайки, стикерные мозаики, мозаики из пазлов, вертикальные мозайки, горизонтальные мозайки.
У детей с нарушением зрения страдает целостное восприятие предметных, сюжетных изображений, трудности в восприятии окружающего пространства, обусловленные зрительными нарушениями: амблиопией, миопией, косоглазием, астигматизмом. И применение мозаик в игровой деятельности позволит помочь развить у ребенка некоторые зрительные функции: такие как повышение остроты зрения, бинокулярное зрение (умение видеть двумя глазами одновременно целостный образ).
Обычно основной вариант игры с мозаикой, это выкладывание узора хаотично по желанию ребенка. Или по схеме, что обычно можно увидеть только в игре у детей старшего возраста.
Но играя с мозаикой можно применить разнообразные упражнения использования мозаики для развития цветовосприятия, зрительного восприятия формы, развития ориентировки, развития мыслительных процессов и тонкой моторики пальцев рук.
В младшем возрасте с помощью мозаики можно быстро закрепить названия цветов, выкладывая цветные дорожки. В старшем возрасте уже учим выкладывать цветовой ритма, таким образом, начинаем готовить детей определять закономерности, последовательность расположения тех или иных изображений, схем и так далее. Что необходимо в дальнейшем для подготовки к школе.
Например, что можно предложить ребенку?
- выложить дорожки по образцу взрослого;
- найти в готовой дорожке ошибку и исправить;
- придумать свой ритм с заданными цветами;
Обычно дети хорошо выкладывают чередование 2х цветов, но не могут проследить и выложить ритм из нескольких цветов, и ещё сложнее, если цвета повторяются в ритме. Например: красный, зеленый, зеленый, желтый, красный и продолжить ряд дальше. Выкладывая на мозаике предложенные цветовые ритмы, исправляя допущенные ошибки, у ребенка с нарушением зрения будете развиваться зрительное внимание, цветовосприятие и скоординированная работа пальцев рук.
У детей с нарушением зрения нередко можно встретить трудности в различении схожих форм (прямоугольника и квадрата, овала и круга, из-за нечеткости воспринимаемых объектов, применение мозаики в игровой форме позволит развить восприятие форм и запомнить образы.
Для детей младшего возраста можно на картоне вырезать форму, а ребенок заполняет окошечко фишками, дети постарше выкладывают эти фигуры из фишек на игровом поле по названию. Стараясь сохранить именно форму фигуры.
- можно предложить выложить 2 фигуры, но заданной величины (квадрат большой, треугольник – маленький; слева треугольник, справа круг) и так далее.
Мозаика может стать главным помощником в развитии навыков ориентировки и поможет научить, не только отсчитывать количество отверстий, фишек в заданных направлениях, но и подготовит ребенка к ориентировке в клетчатом поле, а в дальнейшем к ориентировке на листе тетради. Какие можно придумать игры, с использованием игрового поля и фишек. Например:
- расставить игрушки и предложить выложить путь с дальнейшим описанием продвижения героя: вперед, вниз, налево, направо, вверх, опять вниз и так далее. А если фишка — это шаг, то можно еще и назвать количество шагов в заданных направлениях;
-взрослый называет направления движений до каждой игрушки, а ребенок выкладывает дорожки;
-ребенок делает украшение коврика (закрепляет уголки, стороны и середину)
Если располагать фишки на мозаике и проговаривать стороны, углы, направления движений и отсчитывать заданное количество фишек, то это будете способствовать развитию у ребенка устного счета, позволит закрепить пространственные понятия, научит ребенка ориентироваться в микропространстве поля.
Кроме того, мозаику можно применять и не по назначению, но организовать игры, которые будут интересны ребенку. Например:
-С помощью ниток сделайте 3 полочки: И ребенок пусть выкладывает по заданию фишки:
Например: на верхней полочке 3 желтых фишки; на нижней 2 зеленых; по середине 4 красных;
-можно закрепить и пространственные понятия: на верхней полочке слева желтая фишка, на нижней справа зеленая; на средней по середине красная. И так далее. (Приготовить за ранее лист, нарисовать на нём схемы полочек с цветными кружочками, после выполнения задания, ребенок сравнит свою работу) таким образом, это будет способствовать развитию у ребенка зрительного внимания и зрительного самоконтроля.
- можно сделать домики из натянутых ниток на фишках и предложить ребенку заселить эти домики фишками согласно цифре, согласно количеству фишек украшающих крышу. Таким образом, закрепить состав числа, согласно возрасту ребенка.
-детям с нарушением зрения, очень сложно выкладывать изображения, находящиеся на противоположной стороне, передавать зеркальное отображение. Поэтому для развития целостного восприятия образа можно, так же использовать мозаичное поле и цветные фишки. Необходимо натянуть нитку по центру мозаики, разделив поле на 2 половинки и выложить изображение с одной стороны, а вторую половинку предложите выложить ребенку. Это развивает зрительное восприятие пространства, умение ориентироваться, правильно отсчитывать фишки.
Если ребенок испытывает трудности в узнавании и соотнесении числа с количеством, в узнавании цифр, именно через мозаику можно закрепить образ цифр и навыки соотнесения числа с количеством.
Например, помогут такие игровые упражнения:
- взрослый выкладывает на мозаичном поле цифру, а ребенок копирует;
- взрослый рисует мелом или фломастером на игровом поле, который хорошо можно смыть, и ребенок выкладывает изображение по контуру фишками.
-можно с помощью ниток сделать домики, положить вырезанную цифру, на крышу и ребенок его будет заселять фишками.
- использовать простой игральный кубик ребенок бросает раскрашенный кубик по цветам фишек и выкладывает дорожку по количеству фишек заданного цвета.
Если у мозаики фишки с высокой ножкой, то мозаику можно превратить в тренажер, когда на игровом поле ребенок на шляпки натягивает обычные резинки и выкладывает изображения, как по схеме нарисованной взрослым, так и самостоятельно.
Можно провести игру «Крестики – нолики», разделить поля с помощью шнурочков или ниток и научить расставлять фишки.
Игровое поле мозаики можно использовать, для шнуровки. При вышивании узоров, развивается скоординированую работу не только «глаз – рука», но и движение тонкой моторики пальцев рук. Пришивать крупные пуговицы к игровому полю. Прикручивать отверткой плоские трафареты, картонные изображения.
Таким образом, можно подвести итог, что мозаика в домашних условиях может стать разнообразным игровым тренажером для развития ребенка с нарушением зрения. Главное применить творчество в её применении.