татьяна сединкина
Консультация для педагогов «Как включить в работу с дошкольниками знакомство с государственными символами РФ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как включить в работу с дошкольниками знакомство с гос. символами РФ»
Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.
Публикация «Консультация для педагогов „Как включить в работу с дошкольниками знакомство с государственными символами РФ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Символы России для детей
- Темочки
Патриотическое воспитание в образовательных организациях – одна из важнейших задач, которую сегодня перед нами ставит государство.
На что следует обратить внимание при организации работы по патриотическому воспитанию? Это возрастные особенности детей и адаптация патриотического содержания воспитания для них. Только учет возрастных особенностей обеспечит качество работы по патриотическому воспитанию в детском саду. От возрастных особенностей и возможностей детей зависит отбор содержания, форм и методов патриотического воспитания дошкольников, предметнопространственные условия и характер взаимодействия с родителями.
Сегодня, мы остановимся более подробно на одном из важных направлений патриоти-ческого воспитания дошкольников – на изучение государственных символов РФ.
Детские сады должны организовать изучение государственных символов России. Спла-нировать надо эту работу в двух направлениях – через обустройство предметно-пространственной среды и включение мероприятий по ознакомлению с госсимволами в вос-питательно-образовательный процесс (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).
Как выстроить работу, чтобы познакомить дошкольников с госсимволами?
Учитывать возрастные особенности и возможности детей;
адаптировать рекомендованное содержание;
разрабатывать и внедрять адекватные формы детской деятельности;
постепенно расширять содержание тематических блоков в зависимости от возраста
Разрабатывать игровые оболочки для недоступного по возрасту детям содержания пат-риотического воспитания, привлекать широкий спектр художественных средств;
вовлекать в работу родителей и социальных партнеров;
стремиться к событийности и общности детей и взрослых.
Как работать с детьми
Чтобы познакомить детей с государственными символами, выберите формы и методы работы. Также спланируйте образовательную деятельность.
Формы и методы работы
В силу возрастных особенностей детям тяжело представить герб, флаг и гимн страны, смысл этих понятий, значимость. Поэтому педагоги должны отбирать понятные детям методы, приемы и средства. В таблице смотрите, с помощью каких методов и средств рекомендует выстраивать работу Минпросвещения.
Таблица 1. Методы, приемы и средства, чтобы познакомить дошкольников с госу-дарственными символами
Метод Приемы и средства
Словесный Беседа, рассказ, объяснение, чтение литературных произведений
Наглядный Иллюстрации, показ слайдов или видео, схемы, патриотический уго-лок или стенд
Практический Моделирование, рисование, лепка, аппликация
Объяснительноиллюстративный
Демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов, проектов
В образовательно-воспитательном процессе сочетайте игровую и продуктивную деятельность. Получать знания лучше в процессе игровой деятельности, а закреплять – в продуктивной деятельности: рисунке, поделках.
Образовательная деятельность
Проводите тематические мероприятия в формах, доступных для дошкольников, в рамках всех образовательных областей: социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, ху-дожественно-эстетического и физического развития. Подробнее смотрите в таблице.
Таблица 2.
Образовательная область Формы работы Что должен усвоить
воспитанник
Познавательное развитие • Игровая деятельность;
• театрализованная деятельность;
• чтение стихов о
Родине, флаге и т. д. Получить информацию об окружающем мире, малой родине, Отечестве, социо-культурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, госсимволах, олицетворяющих Родину
Социальнокоммуникативное развитие • Усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нрав-ственные;
• сформировать чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых
Речевое развитие • Познакомиться с книжной культурой, детской литературой;
• расширить представления о госсимво-лах страны и ее истории
Физическое развитие Спортивные мероприятия Научиться использовать госсимволы в спортивных мероприятиях, узнать, для чего это нужно
Художественноэстетическое развитие Творческие рисование, художественное конструирование формы : лепка, слово, Научиться ассоциативно связывать гос-символы с важными историческими собы-тиями страны
При подготовке к ООД по ознакомлению с государственной символикой уделяйте осо-бое внимание подбору и использованию наглядного и дидактического материала. Педагог сам должен понимать значимость государственной символики, не допускать, чтобы дети без должного уважения относились к символам, хватали картинки грязными руками, мяли, броса-ли.
Педагогу лично следует придерживаться определенных правил при использовании на-глядности, составлении дидактических игр с государственной символикой. Например, нельзя разрезать государственные символы на кусочки, нарушающие целостность изображения.
СОВЕТ
Стремление ребенка нарисовать государственную символику самостоятельно по-ощряйте, при необходимости исправляйте допущенные ошибки и объясняйте ребенку, где он ошибся.
Знакомство с государственными символами нельзя проводить во всех группах одинако-во. Это должна быть комплексная работа всего коллектива детского сада. Содержание мате-риала по этой теме должно расширяться по мере того, как дети растут и переходят из младшей группы в старшую. Поэтому и планирование работы должно быть комплексным и единым для педагогов. Пример плана работы смотрите ниже.
ПРИМЕР
Таблица 3. План работы по ознакомлению детей в возрастных группах с госсимволами
Задачи Занятия, игры, досуги Экскурсии, прогулки, целевые посещения
Младшая группа
Познакомить с Госу-дарственным флагом РФ Занятие по аппликации «Флажок». В ходе занятия дети наклеивают синие и красные полоски на готовые бумажные флажки белого цвета Наблюдение на прогулке в
предпраздничный
день вывешенных
на зданиях флагов
Средняя группа
1. Закрепить
представление
о российском флаге, познакомить с
государственным гербом.
2. Сформировать эс-тетическое отношение к гербу и флагу России Комплексное занятие «Пресветлое Солн-це».
Первая часть посвящена ознакомлению с русским народным искусством: костю-мом, вышивкой, росписями, глин. игруш-кой, песнями и сказками. Детям расска-зать о символическом и эстетическом значении белого, синего и красного цветов в русской национальной одежде и на полотнище государственного флага. Объясняется образ двуглавого орла как солнечной колесницы или самого солнца. Показать тесную связь госсимволики с фольклором и народным декоративно- прикладным искусством, а также создать у детей праздничное настроение.
Во второй части занятия выполнить рису-нок, аппликацию,
коллективную работу «Солнышко» Наблюдения в ходе прогулок и экс-курсий, на каких зданиях можно увидеть герб и флаг России.
В повседневной жизни следует об-ращать внимание детей на то, что герб можно увидеть на монетах, флаг – на автомобилях
Старшая и подготовительная группы
1. Познакомить с историей возникнове-ния и символами
государственного
герба и флага России.
2. Сформировать представления о видах флагов (государствен-ный, военно-морской, Знамя Победы, прези-дентский штандарт) и гербов (государствен-ный, герб Москвы, род-ного города, района) и их назначении 1. «Двуглавый орел и всадник». За-нятие-исследование по ознакомлению с окружающим миром, на котором дети узнают, зачем нужен герб.
2. «Белый, синий, красный». Занятие, на котором дети знакомятся с историей рос-сийского флага.
3. «Флаги России». Занятие по конструи-рованию, в ходе которого дети по выбору выполняют модель государственного флага, военноморского – Андреевского или Знамени Победы Экскурсия в
краеведческий музей (городской, районный, школьный).
Во время экскурсии следует обратить внимание детей на различные виды гер-бов и эмблем, на старинные и историче-ские знамена, государственные и воен-ные флаги
РППС
Включите государственные символы в РППС детского сада. Их можно разместить в от-дельном месте в каждой группе или в общем пространстве – например, в холле д/с или на специально отведенных информационных стендах. Законом не предусмотрено строгих требо-ваний на этот счет. Минпросвещения дало общие рекомендации о том, что помещение должно быть достаточно освещено, а также соответствовать санитарным нормам. Флаг и герб раз-мещают на такой высоте, чтобы и родители, и воспитанники могли разглядеть изображение. Мебель, цветы, шторы и другие предметы не должны закрывать обзор. Расстояние от зрителя до госсимвола должно составлять как минимум 1 метр. Самый удачный вариант размещения - на специально выделенном стенде. Желательно, чтобы он отдельно подсвечивался. В поме-щении, где будет вывешиваться или подниматься флаг, важно создать торжественную обста-новку.
Так воспитанники смогут привыкнуть к новым объектам, и у них возникнет интерес.
Оформления стенда – разместить материалы по патриотическому воспитанию и включить государственные символы в тематический блок «Государство». Содержание других блоков зависит от возраста детей и ООП ДО. Пособия о семье, культуре, родном крае должны ме-няться и дополняться, чтобы постоянно вызывать интерес у детей. Символика государства ос-тается неизменной. Вариант оформления стенда смотрите ниже.
Уголок (стенд) по патриотическому воспитанию с материалами о госсимволах
Подготовьте информационную базу по направлениям, чтобы разместить в кармашках стенда. Что должно содержаться в каждом блоке в каждой возрастной группе, смотрите в таб-лице 4.
Таблица 4 Содержание каждого блока в каждой возрастной группе
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
Тематический блок «Государство»
Символика государства : изображение герба, флага, портрет президента Символика сохраняет-ся : флаг, герб. Флаг может быть представ-лен как иллюстрация, как трехцветное полот-но или в виде сувенир-ного флажка К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей.
Выделяются новые подразделы:
• «Россия – мировая держава». Имеется глобус, под-борки иллюстрированного материала о жизни людей в других странах;
• «На страже Отечества».
Представляется художественный материал о защит-никах Родины, начиная с исторических времен до наших дней, используются дидактические игры с
патриотической тематикой
Тематический блок «Малая родина»
Фотографии, открытки, сувениры, фотоальбомы, папки, объемные
макеты края, горо-да, района, своего дет-ского сада Добавляется иллюстри-рованный материал о на-селенном пункте:
достопримечательности, история возникновения, из-вестные земляки Добавляется отдельные рубрики: «Город во время Вели-кой Отечественной войны», «Наука и образование в на-шем городе», «Спортивные достижения», карта города
Тематический блок «Родной край»
Иллюстрации красоты и природного богатства родного края Добавляются флаг, герб и карта области, края, портрет руководителя. Символика наиболее значимых предприятий Более подробно представляется материал о родном крае, его природе, занимаемом месте в масштабах страны
Тематический блок «Семейные традиции»
Семья: фотографии, картинки семьи, родите-лей, передающие их лю-бовь и заботу к детям, взаимное
уважение и поддержку.
Мой дом: изображение различных зданий, от-личающихся внешнему виду и назначению.
Поведение:
иллюстрации и папки, рассказывающие о пра-вилах поведения в
различных ситуациях Добавляется информа-ция о семейных праздни-ках и традициях Добавляются семейные альбомы, изготовленные детьми и родителями поделки:
«Генеалогическое древо моего рода», «Герб нашей се-мьи», «Наши маленькие любимцы»
Тематический блок «Народная культура»
Атрибуты народного творчества : матрешки свистульки, примеры на-циональной одежды, традиционные игрушки России
Добавляется иллюстри-рованный материал о жизни русской деревни: изображение или макет избы, праздники, обряды Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов:
• уклад жизни на Руси;
• традиции национального костюма;
• народный календарь;
• русская игрушка;
• народные праздники
Тематический блок «Художественная литература»
Народные сказки, песни, пословицы, стихи о род-ном крае, стране Народные сказки, песни, пословицы, стихи о родном крае, стране Добавляются рассказы для детей о героических поступ-ках в современное время и во время войны. Добавля-ется новый раздел: «Православие». Представлен материал, дающий начальное представление о религии, основных праздниках и традициях
Если решили разместить Государственный флаг и герб России вместе с другими флагами и гербами – муниципалитета, региона, образовательной организации – учтите три правила. Смотрите их в таблице.
Таблица 5. Правила размещения государственных символов России среди других флагов и гербов
ПРАВИЛО ПОЯСНЕНИЕ
1. Очередность Если хотите разместить два флага, располагайте флаг России с ле-вой стороны. Для гербов действует такое же правило. Если одно-временно разместили нечетное количество флагов или гербов, флаг и герб России должен быть в центре, а при размещении четного числа – левее центра.
2. Размер Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3. Эти пара-метры соблюдать обязательно.
Размер других флагов не может превышать размер флага России
Размер других гербов не может превышать размеры герба России
3. Высота Флаг России должен быть поднят выше других флагов или быть на одном уровне.
Также нельзя вешать региональный и муниципальный гербы выше государственного.
С левой стороны, если фла-га два
По центру, если фла-гов нечётное количе-ство
Левее центра, если
флагов чётное количество