Ирина Пронькина
Консультация для педагогов «Модель эффективного взаимодействия педагога и семьи ребенка с РАС в образовательном процессе ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Модель эффективного взаимодействия педагога и семьи ребенка с расстройством аутистического спектра
в образовательном процессе ДОО
1-ый этап: Знакомство с семьёй (семьями) ребёнка с РАС
1. Знакомство родителей со специалистами, воспитателями;
2. Ознакомление родителей с формами работы ДОУ с семьёй;
3. Составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка;
4. Составляется план работы специалистов ДОУ с родителями детей.
5. Непосредственная работа с родителями.
Например:
Публикация «Консультация для педагогов „Модель эффективного взаимодействия педагога и семьи ребенка с РАС в образовательном процессе ДОО“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Вечер знакомств – направлен на организацию общения родителей в неформальной обстановке, формирование и развитие коллективизма. На таком вечере можно рассказать родителям о детском саде, познакомить со специалистами, для раскрепощения и сплочения коллектива родителей использовать игры на знакомство («Сделай так…», «Снежный ком», «Непослушные шарики» и др.)
- Презентация собственного ребенка
Форма презентации может быть различной: выставки, стенгазеты, папки-передвижки, альбом «Детки нашей группы».
2-ый этап: Занятия непосредственно с ребёнком (детьми) в рамках ДОУ
Работа воспитателя с ребенком с РАС
Работа педагога-психолога с ребенком с РАС
Работа логопеда с ребенком с РАС
Работа инструктора по физической культуре с ребенком с РАС
Работа музыкального работника с ребенком с РАС
Работа медицинского персонала ДОУ с ребенком с РАС
На занятиях с ребёнком специалисты показывают модель взаимодействия родитель – ребёнок, в свою очередь родитель повторяет поведение специалистов, следуя его инструкциям. В дальнейшем родитель самостоятельно занимается с ребенком, моделируя ситуацию на занятии
3-ий этап: Групповая работа с родителями в дошкольном учебном заведении
На групповых занятиях родители обсуждают и получают помощь в решении конкретных проблем детей (поведение дома, в транспорте, трудности с едой, туалетом и т. п.). По просьбе родителей проводятся тренинги, психологические упражнения. Происходит активизация родительских ресурсов, увеличение компетенции, переосмысление, принятие своих переживаний и получение эмоциональной поддержки.
Например
«Читательская конференция» – обсуждение прочитанных материалов на тему собрания («Развивающие игры», «Мама или детский сад», «Резервы здоровья наших детей»);
- Ток-шоу: «Есть мнение», «Большая стрика»
- Организация дискуссий с привлечение специалистов, обсуждение проблемы с различных точек зрения («Подготовка к школе»).
- Аукционы – «продажа» полезных советов на определенную тему («Как приучить ребенка чистить зубы?», «Закаливание – весело и просто», «Играем по дороге из детского сада»)
Кроме того, мы проводим :
родительские собрания, конференции, консультации, беседы, диспуты, посещение семей на дому, родительский комитет, попечительский совет, тематические выставки.
4-ый этап: Создание группы «Родители вместе с детьми»
Подготовка и проведение совместных мероприятий, праздников, постановка спектаклей, отдых в летних интегрированных лагерях способствует сплочению семьи, избавлению от скажем так - чувства стыда за своего ребенка. Родитель начинает получать удовольствие от общения со своим ребенком и от жизни в целом. Родительские клубы, семейные гостиные - объединение родителей на принципах добровольности и личной заинтересованности в клубы по интересам. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие.
- Обмен опытом воспитания – изготовление папок-копилок с рассказами и фотографиями родителей на тему воспитания ребенка в семье («Как Даша научилась помогать маме», «Семейные традиции», «У нас гостил Дед Мороз!», «Игрушки своими руками» и др.);
- «Душевный разговор» - организация общения родителей, дети которых имеют общие особенности (дети-левши, с ЗПР, с ОНР, агрессивные дети, дети с проблемами в общении и др.). Подобная форма, как правило, проводится узкими специалистами детского сада и проходит в виде тренинга, где наряду с получением теоретических знаний, родители отрабатывают навыки конструктивного общения с подобными детьми.
В нашем саду мы проводим:
КВН, викторины, семейные конкурсы, просмотр фильмов, выпуск газет, концерты, соревнования, благоустройство территории сада, праздники, кружки.
- Круглые столы
- Мастер-классы. Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и обучения детей (фактически проводят ту же работу, что до этого проводили воспитатели и специалисты).
Эффективность работы с родителями воспитанников подтверждается ростом их заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учреждением, повышении уровня психолого-педагогической компетентности, умении правильно взглянуть на ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения.