Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Обучение творческому рассказыванию дошкольников»

Елена Семушева
Консультация для педагогов «Обучение творческому рассказыванию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов на тему :

«Обучение творческому рассказыванию дошкольников»

Автор разработки: Семушева Е. Ф.

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным.

Публикация «Консультация для педагогов „Обучение творческому рассказыванию дошкольников“» размещена в разделах

Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в ко-торых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга Основная функция воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ре-бенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформи-рованными.

Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника формируются определенные предпосылки: возрастает актив-ность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания; про-извольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управ-ляемость воображения и т. д. Отправным моментом в обучении составления творческих рассказов служит сюжетная картина.

Почему?

1. Дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной педагог может работать несколько занятий (картина, воздействуя на эмоции детей, вызывает у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых).

2. Сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, которая является основой для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребенка.

3. Рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исход-ный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, до-школьник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем во-ображении и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой ребенку гораздо легче, чем и речи оказываются, в основном, придумать историю целиком.

Для рассматривания и составления рассказа нужно выбрать такие картины, которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали воображение; способствовали заинтересо-ванному общению ребенка и взрослого.

Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания.

• Составление рассказа с добавлением последующих событий;

• Составление рассказов с заменой объекта;

• Составление рассказа с заменой действующего лица;

• Составление рассказа с добавлением предшествующих событий;

• Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий;

• Составление рассказа с добавлением объектов;

• Составление рассказа с добавлением действующего лица;

• Составление рассказа с добавлением объектов и действующего лица;.

• Составление рассказа с изменением результата действия;

• Составление рассказа со сменой времени действия.

Работа по сюжетной картине состоит из 6 этапов:

I. Aнализ содержания картины. Начальный этап работы по картине включает в себя установление места действия, времени действия, свойств объекта и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно-следственных связей между объектами и явлениями.

II. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания. Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно, развитие интереса, внимания, памяти, инициативности, воображения, мышления.

III. Составление исходного рассказа по картине. Цель данного этапа на доступном материале выработать, закрепить, либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наглядной опоре в виде сюжетной картины, ребенку немного проще составить исходный рассказ, чем творческий. (Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения).

IV. Планирование творческого рассказа. От успеха на данном этапе до-стижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказы-вания. Эта работа заключается в:

- трансформации сюжета в соответствии с видом творческого расска-зывания;

- обсуждение замысла;

- построение плана изложения (можно в графическом изображении);

-выбор зачина, кульминации, развязки истории;

-составление «предикативной» цепочки;

- установление объекта для прямой речи;

-придумывание заголовка к рассказу.

V. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых язы-ковых средств. Качество речи при составлении творческого рассказа определяется слов, образных сравнений, грамотных наличием точных четких предложений, связей предложений и частей рассказа, вырази-тельности, интонирования, акцентирования наиболее значимых слов, плавности речи, фонетической четкости каждой фразы. (Следует уточ-нить слова, с которых ребенок начнет рассказ. Затем необходимо об-судить финальные слова, в которых определяется мораль, либо основной смысл высказывания. При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений).

VI. Анализ и оценка творческого рассказа.

При анализе рассказов для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. Для оценки следует использо-вать такие слова: «хорошо», «очень хорошо», «следует поучиться».

В дальнейшей работе по развитию творческого рассказывания у до-школьников можно использовать следующий стимульный материал:

-пиктограммы;

- опорные сигналы;

-фигурки от киндер сюрпризов;

-настольные игрушки;

-предметы-заменители;

-предметные картинки.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников»Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников» «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Не имя красит человека, а человек имя». Дистанционное обучение дошкольниковКонсультация для родителей «Не имя красит человека, а человек имя». Дистанционное обучение дошкольников «Не имя красит человека, а человек имя» Консультация для родителей. Дистанционное обучение дошкольников. Уважаемые родители, проведите.

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников»Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников» Консультация для родителей "как научить ребенка игре в шашки и шахматы". Дистанционное обучение дошкольников. Обучение игры в шахматы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Обучение творческому рассказыванию дошкольников»
Опубликовано: 11 декабря 2021 в 23:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Обучение творческому рассказыванию дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Семушева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД