Елена Семушева
Консультация для педагогов «Обучение творческому рассказыванию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему :
«Обучение творческому рассказыванию дошкольников»
Автор разработки: Семушева Е. Ф.
Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным.
Публикация «Консультация для педагогов „Обучение творческому рассказыванию дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в ко-торых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга Основная функция воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.
Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ре-бенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформи-рованными.
Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника формируются определенные предпосылки: возрастает актив-ность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания; про-извольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управ-ляемость воображения и т. д. Отправным моментом в обучении составления творческих рассказов служит сюжетная картина.
Почему?
1. Дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной педагог может работать несколько занятий (картина, воздействуя на эмоции детей, вызывает у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых).
2. Сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, которая является основой для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребенка.
3. Рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исход-ный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, до-школьник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем во-ображении и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой ребенку гораздо легче, чем и речи оказываются, в основном, придумать историю целиком.
Для рассматривания и составления рассказа нужно выбрать такие картины, которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали воображение; способствовали заинтересо-ванному общению ребенка и взрослого.
Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания.
• Составление рассказа с добавлением последующих событий;
• Составление рассказов с заменой объекта;
• Составление рассказа с заменой действующего лица;
• Составление рассказа с добавлением предшествующих событий;
• Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий;
• Составление рассказа с добавлением объектов;
• Составление рассказа с добавлением действующего лица;
• Составление рассказа с добавлением объектов и действующего лица;.
• Составление рассказа с изменением результата действия;
• Составление рассказа со сменой времени действия.
Работа по сюжетной картине состоит из 6 этапов:
I. Aнализ содержания картины. Начальный этап работы по картине включает в себя установление места действия, времени действия, свойств объекта и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно-следственных связей между объектами и явлениями.
II. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания. Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно, развитие интереса, внимания, памяти, инициативности, воображения, мышления.
III. Составление исходного рассказа по картине. Цель данного этапа на доступном материале выработать, закрепить, либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наглядной опоре в виде сюжетной картины, ребенку немного проще составить исходный рассказ, чем творческий. (Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения).
IV. Планирование творческого рассказа. От успеха на данном этапе до-стижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказы-вания. Эта работа заключается в:
- трансформации сюжета в соответствии с видом творческого расска-зывания;
- обсуждение замысла;
- построение плана изложения (можно в графическом изображении);
-выбор зачина, кульминации, развязки истории;
-составление «предикативной» цепочки;
- установление объекта для прямой речи;
-придумывание заголовка к рассказу.
V. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых язы-ковых средств. Качество речи при составлении творческого рассказа определяется слов, образных сравнений, грамотных наличием точных четких предложений, связей предложений и частей рассказа, вырази-тельности, интонирования, акцентирования наиболее значимых слов, плавности речи, фонетической четкости каждой фразы. (Следует уточ-нить слова, с которых ребенок начнет рассказ. Затем необходимо об-судить финальные слова, в которых определяется мораль, либо основной смысл высказывания. При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений).
VI. Анализ и оценка творческого рассказа.
При анализе рассказов для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. Для оценки следует использо-вать такие слова: «хорошо», «очень хорошо», «следует поучиться».
В дальнейшей работе по развитию творческого рассказывания у до-школьников можно использовать следующий стимульный материал:
-пиктограммы;
- опорные сигналы;
-фигурки от киндер сюрпризов;
-настольные игрушки;
-предметы-заменители;
-предметные картинки.