Анна Береза
Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста».
Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования. Актуальность поднятой проблемы обосновывается нормативными документами в сфере образования.
Публикация «Консультация для педагогов „Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства, где особая роль принадлежит развитию инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности. В педагогике под самостоятельностью понимают способность личности к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой; решительность. В психологии самостоятельность рассматривается как свойство личности, которое характеризуется инициативностью, критичностью, адекватной самооценкой и чувством личной ответственности за результаты своей деятельности и поведение.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования реализацию выше обозначенных условий правомерно осуществлять в разнообразных видах детской деятельности. В свою очередь исследовательская деятельность обеспечивает формирование самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в наибольшей степени, так как предполагает целенаправленную и трудоемкую работу ребенка в процессе поиска и решения познавательных задач.
Организация исследовательской деятельности позволяет решать следующие задачи:
• формировать основы поисковой деятельности, инициативы в интеллектуальной деятельности;
• формировать умение распознавать возможные способы решения обозначенной проблемы с помощью педагога, а в дальнейшем самостоятельно;
• формировать умения использовать вариативные способы решения поставленной задачи;
• формировать готовность применять специальную терминологию, вести конструктивный диалог в процессе совместной исследовательской деятельности;
• Формировать умения самостоятельно выдвигать гипотезы и формулировать выводы.
В процессе организации исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста формируется ряд исследовательских умений :
• обозначать проблему;
• выдвигать гипотезу;
• осуществлять наблюдение за объектом;
• осуществлять эксперимент;
• устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и оперировать новыми понятиями.
В данном случае ученые подчеркивают не только важность организации исследовательской деятельности с дошкольниками, но и ее необходимость. Исследовательская деятельность не только вызывает интерес у детей дошкольного возраста к данной деятельности, но и формирует исследовательское поведение, которое является источником получения представлений о мире. Ребенок сам стремится найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская деятельность строится на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициатива - это внутреннее побуждение к чему-то новому невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм.
Цель: наша работа направлена на формирование самостоятельности и инициативы у дошкольников через использование исследовательской деятельности (опыты и эксперименты) и предполагает решение следующих задач:
-формирование у детей диалектического мышления; т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
-расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
-поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОО соответствовать требованиям ФГОС ДО, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждать интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Организация работы идёт с создания предметно-развивающей среды в группе. Создается уголок, который включает в себя уголок природы и мини лабораторию, где дети могут удовлетворить своё любопытство, любознательность. Опытно-экспериментальная деятельность идёт по трё м взаимосвязанным направлениям: живая природа (многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, неживая природа (воздух, вода, звук, вес, свет, цвет и др.) и человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства и др.). Опыты и эксперименты проводятся как в НОД, так и в свободной деятельности. Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации у детей выявляются с помощью разных диагностик.
Ребенок младшего дошкольного возраста познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую, ему необходима помощь взрослых. Прежде всего, поддержка детского интереса. Дети с удовольствием обследуют песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны.
С помощью игровых персонажей предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектами неживой природы и узнают, что:
1)ткань мнется и разглаживается, рвётся, намокает, горит, высыхает и т. д. ;
2)воздух есть внутри человека, он лёгкий;
3)вода прозрачная, не имеет формы, лёгкие предметы плавают, тяжёлые тонут;
4)бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
5) прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
6)пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определё нные правила:
• развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
• не сдерживать инициативу детей;
• не делать за них то, что они могут сделать;
• не спешить с вынесением оценочных суждений;
• помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
• прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
• формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
• анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
В проведении опытов выделяем несколько этапов:
Постановка проблемы (задачи).
Поиск путей решения проблемы.
Проведение опытов.
Фиксация наблюдений.
Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учатся делать выводы, проводить умозаключения.
Таким образом, в результате целенаправленной, планомерной, систематической работы у детей появляется интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Дети становятся более наблюдательны, учатся сравнивать, анализировать, делать выводы, начинают более активно участвовать в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, развивается творческий интерес, проявлять инициативу.