Маргарита Баранова
Консультация для педагогов «Технология проблемного обучения в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Технология проблемного обучения в работе с детьми дошкольного возраста"
[/b]
«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы»
Дж. Тэрбер.
Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования». Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на сегодняшний день становится эффективное использование технологий в дошкольном учреждении.
Публикация «Консультация для педагогов „Технология проблемного обучения в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Что же означает сам термин «технология»? Технология – от греческого слова «мастерство, искусство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов». Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования результат.
Цель технологии проблемного обучения в детском саду – это воспитывать способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Технология проблемного обучения – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить, решать познавательные задачи вместе с взрослыми и сверстниками. Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки. Для этого существуют различные формы организации проблемного обучения.
Творческий цикл совместной деятельности: постановка проблемы; поиск решения; реализация продукта. «Спросил, открыл, создал»
Основные условия для успешного применения проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям.
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.
3. Ребенок ставит проблему, воспитатель помогает ее решить.
4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА деятельности по проблемному обучению дошкольников.
На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию
На 2 этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.
На 3 этапе - выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например в образовательной области "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" (программа "Детство") наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.
5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.
Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.
Рассмотрим алгоритм решения на примере проблемной ситуации «Вода во всем живом» (5 – 6 лет, состоящий из 5 этапов:
1. Постановка проблемы – преподносит факт: «растения, животные, человек состоят на 2/3 из воды», демонстрирует виноград и спрашивает: «Ребята, виноград – тоже состоит из воды, но где она?»
2. Актуализация знаний детей – Виноград относится к ягоде, потому что он имеет тонкую кожуру, много семян и сочную внутренность. Виноград состоит из воды. Они начинают задавать вопрос: «Где же вода?».
3. Выдвижение гипотез, предположений – дети рассуждают, используя имеющие знания: «На кожице у винограда нет воды, а на ощупь он мягкий, возможно, вода внутри» У детей возникает любопытство, они осознают необходимость в новых знаниях и подтверждении научного факта.
4. Проверка решения – Проводят поисковую деятельность в процессе опыта. Воспитатель предлагает выжать кусочки винограда с помощью марли: «Давайте поступим так, как делают ученые, которые открывают для нас новые знания: проведем опыт, исследование. Давайте разломаем ягоду винограда на небольшие кусочки, отожмем через марлю и сравним количество жидкости и твердой массы».
5. Введение в систему знаний – на основе актуализации знаний дети выдвигают гипотезу: «Вода внутри винограда – это виноградный сок».
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Обучение направлено на самостоятельный поиск новых знаний и способов действия:
- воспитатель подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения; создает проблемную ситуацию, направляет детей на ее решение, организует поиск решения;
- воспитанники осваивают знания в готовом виде путей доказательства их истинности.
Суть проблемного обучения: проблемная ситуация, самостоятельный поиск знаний и способов действий, разрешение проблем.
Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по- новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно.
Желаем успеха! Больше проблемных ситуаций – хороших и разных!
Список источников
1. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е. Л. Мельникова. - М. : АПКиПРО, 2002. - 168 с.
2. Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика. Монография / Е. Л. Мельникова. – М. : Баласс, 2015. – 272 с.