Маргарита Мазаева
Консультация для педагогов «Актуальность социально-нравственного воспитания дошкольников в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Актуальность социально-нравственного воспитания
дошкольников в условиях ДОУ».
Составила воспитатель : Мазаева
Маргарита Александровна
Актуальность социально-нравственного воспитания дошкольников состоит в том, что дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. По мнению Т. И. Бабаевой, именно в этом возрасте необходимо задать нравственные ориентиры социального развития ребенка. Она подчеркивает неразрывную связь процесса социально-нравственного развития ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Актуальность социально-нравственного воспитания дошкольников в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Проблема формирования социально- нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе поступки, соответствующие нормам поведения в обществе.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Исследования ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей : в разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистский характер, у детей возникает чувство товарищества и дружбы.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Неоспорим тот факт, что с первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения ребенок приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название «социализации», основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы, а именно в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, виды деятельности усложняются, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения, т. е. социализируется.
Социальное воспитание – это процесс создания условий, способствующих вхождению ребенка в мир культуры, традиций, человеческих отношений. Педагогические условия, направленные на социально-нравственное воспитание детей :
- использование программ нравственного воспитания детей;
- знание комплексной технологии психолого-педагогического сопровождения нравственного воспитания детей;
- создание положительного эмоционально активного, ценностного отношения между детьми;
- задействование традиций, ритуалов, личностно-ориентированного подхода к детям;
- использование методов диагностики межличностных отношений детей.
Компоненты социально компетентного поведения:
- умение сказать «нет» в негативных ситуациях;
- умение выражать желания и требования в приемлемой форме;
- владение навыками эффективного общения: умение налаживать контакты, умение вести и заканчивать разговор;
- выражать как позитивные, так и негативные чувства в социально - приемлемой форме.
Социально неуверенные дети склонны находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспосабливаться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.
Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка – отраженная оценка социума – таков и социальный статус, такова возможность взаимодействовать с социумом, и по сути, таково его психическое здоровье. Отклонение от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом вызывают неуверенное поведение – это путь к нездоровью.
Социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям. Приобретая позитивный опыт достижения согласия в общем деле при сохранении возможности выразить собственное мнение, неуверенный ребенок становится эмоционально активным, он охотно взаимодействует со сверстниками, что в будущем облегчит ему обучение в школе.
Да и в современной профессиональной жизни нужно не только иметь высокую квалификацию, но и обладать социальными навыками : уметь устанавливать и поддерживать контакты с разными категориями людей, быть способным действовать в команде, заинтересовать и мотивировать в деятельности других работников.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод. Именно социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.
Литература
Развитие социальной уверенности у дошкольников. Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002
Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика ( раздел: «Социально-нравственное развитие дошкольников»). Учебное пособие. М. : ТЦ Сфера, 2007
Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М. : ТЦ Сфера, 2000