Зорий Татьяна Григорьевна
Консультация для педагогов «Подготовка детей четвертого года жизни к усвоению грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ К УСВОЕНИЮ ГРАМОТЫ
В начале учебного года, наряду с проверкой произношения детей, воспитатель должен проверить и состояние их слуха. Способы проверки могут быть разные.
Во-первых это наблюдения за общением детей между собой в разных видах деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Подготовка детей четвертого года жизни к усвоению грамоты“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Во-вторых, проведение специальных игровых упражнений: «Где хлопнули в ладоши?», «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала».
В-третьих, проведение игры «Поручения», содержание которой сводится к следующему. Дети сидят на расстоянии 5—6 метров от воспитателя. Воспитатель сидит возле стола с игрушками и четко, средней силы голосом обращается к одному из детей : «Митя, возьми мячик и положи его на ковер» или «Таня, возьми мишку и посади на стул». Затем проводит ту же игру, произнося задание тихим голосом. Если проверкой выявлены дети с отклонениями в деятельности слухового анализатора, необходимо попросить врача установить характер нарушения слуха и вместе с ним определить способы медицинского и педагогического воздействия на ре-бенка.
После проверки слуха детей (она проводится в течение первого и второго кварталов) деятельность воспитателя направлена на развитие слуха вообще и на развитие речевого внимания, в частности.
Для развития слухового внимания целесообразно использовать доступные для восприятия ребенка звуки: сигналы машин, голоса животных, музыку. На прогулках, во время игры, на отдельных занятиях (осмотры, экскурсии, музыкальные занятия) детям предлагают послушать, о чем «говорит» улица, комната, лес, парк, музыкальная шкатулка.
Приводим описание одного из упражнений «Что ты услышал?».
Дети тихо сидят в комнате или беседке. Воспитатель предлагает им закрыть глаза и «послушать» улицу. Затем по очереди каждый ребенок делится своими впечатлениями. Один услышал гудок машины, другой — смех детей, третий— голос птички, а четвертый—даже шелест листьев, вздох соседа.
Развитию слухового внимания способствуют такие упражнения, рекомендованные для проверки слуха: «Угадай, что я делаю», «Угадай, на чем играл Петрушка» и т. п. Для развития слуха следует использовать специальные игры и упражнения: «Солнце или дождик?», «Где позвонили?», «Найди игрушку», «Угадай, близко или далеко поезд», «Угадай, кто сказал», «Угадай, кто кричит», «Где играл мишка?», «Кто позвал медвежонка», «Угадай, что звучало», «Скажи, как я», «Отгадай».
Эти и аналогичные упражнения и игры проводят во время приема детей утром, в часы игр, между занятиями; они могут быть частью занятий по ознакомлению с окружающим и развитию речи, их можно включать в музыкальные занятия. Важно, чтобы упражнения для развития слухового внимания предлагались часто (2—3 раза в неделю) и охватывали всех детей.
Примерно с середины второго квартала, наряду с упражнениями для развития слухового внимания, целесообразно вводить задания на развитие речевого слуха — определить произнесенное слово, воспроизвести услышанное предложение. Уместно при этом проводить с детьми упражнения «Угадай, что я сказала», содержание которых сводится к следующему. Педагог произносит слова, предложения, а дети воспроизводят услышанное. Дидактическую задачу этих упражнений можно варьировать.
Первый вариант: воспитательница произносит слова, предложения голосом и шепотом; дети слушают и смотрят на нее, а затем воспроизводят сказанное.
Второй вариант: воспитательница произносит слова, предложения голосом и шепотом; дети слушают ее с закрытыми глазами, а затем воспроизводят услышанное.
Подбирая слова для этого упражнения, следует исходить из того, что а) значение слова должно быть известно детям; б) необходимо соблюдать принцип от простого к сложному: сначала подбирать слова, не схожие по звуковому составу Оля, Сережа, прыгай, сам, веселый, быстро; дует ветер; дети играют дружно, а затем — близкие по звучанию, но разные по смыслу Оля, Коля, сам, сом, сын; Маша пошла гулять; Миша хочет играть
С учетом перечисленных методических рекомендаций могут быть предложены такие варианты упражнения «Угадай, что я сказала» :
воспроизведение слов (предложений, несходно звучащих, воспринятых на слух и зрительно;
воспроизведение слов (предложений, сходно звучащих, воспринятых на слух и зрительно;
воспроизведение слов (предложений, сходно и несходно звучащих, воспринятых слухом и зрением;
воспроизведение слов (предложений, несходно звучащих, воспринятых только на слух;
воспроизведение слов (предложений, сходно звучащих, воспринятых только на слух;
воспроизведение слов (предложений, сходно и несходно звучащих, воспринятых только на слух.
Перечисленные упражнения проводятся прежде всего при обучении звукопроизношению, на этапе закрепления артикуляции трудного звука в слове, во фразовой речи. Программное содержание таких занятий дополняется заданием—определить произнесенное слово (предложение). В план-конспект занятия включается один из вариантов упражнения. Кроме того, задание различать слова на слух целесообразно включать в другие занятия по развитию речи, по ознакомлению с окружающим. Проведение упражнения «Угадай, что я сказала» уместно и в часы игр.
Вопрос о том, сколько раз повторять с детьми то или иное упражнение, решает сам воспитатель, исходя из качества выполнения задания детьми. Одно упражнение он повторяет 1—2 раза в течение одной недели со всеми детьми. При необходимости это же упражнение проводится еще и с небольшими подгруппами.
Для выработки у детей умения слушать и запоминать слова целесообразно использовать игру «Запомни слова» (с картинками или с мелкими игрушками). Содержание игры: на столе под салфеткой лежат картинки или игрушки. Воспитатель предлагает послушать 2—3 слова — названия картинок (игрушек, запомнить их, а затем найти соответствующие картинки (игрушки).
Можно варьировать игру следующим образом:
1) увеличивать количество слов с учетом возможностей
детей, качества выполнения ими предыдущего задания;
2) произносить слова с разной силой голоса;
предлагать детям слушать воспитателя то с открытыми, то с закрытыми глазами;
подбирать названия картинок (игрушек, сходно и несходно звучащие.
Игру «Запомни слово» в разных вариантах можно проводить до 8— 10 раз: на занятиях по ознакомлению с окружающим, во время утреннего приема детей, в часы игр, на прогулке.
Обучение умению слушать, узнавать и запоминать слова и предложения полезно совмещать с заданиями на словообразование, словоизменение, подбор синонимов. Например предлагая послушать и повторить слова лапа, лапка, лапища; волк, волчица, волчонок, волчище, воспитатель не только упражняет речевой слух, но и демонстрирует сло-вообразование.
Ознакомление со звуками речи
После многократных упражнений в различении на слух слов и предложений целесообразно перейти к формированию нового, более сложного умения — к выделению отдельных звуков речи на основе дальнейшего развития фонематического восприятия. Ориентировочное время этой работы — третий квартал.
Многолетний опыт практиков свидетельствует, что на четвертом году жизни ребенка ознакомление со звуками речи можно проводить в такой последовательности:
1. демонстрация изолированных звуков;
2. различение изолированных звуков;
3. узнавание знакомых звуков (гласных и согласных)
в слове.
Знакомя детей с изолированным звуком речи, воспитатель связывает этот звук с конкретным образом и называет «песенкой». Например, звук з-з-з — песенка комара, звук ж-ж-ж — песенка жука; звук с-с-с — песенка воды, звук р-р-р — песенка мотора, звук а-а-а — песенка Аленушки.
Доступной для детей формой ознакомления со звуком речи могут быть дидактические рассказы со звукоподражанием. Приводим такие рассказы из книги М. Г. Генинг, Н. А. Герман
КОМАР
Наступило лето. Маленький Вася вместе с другими детьми выехал на дачу. Вечером, когда все уже были в своих кроватках, ему стало грустно без мамы, и он долго не мог заснуть. Вдруг он услышал, что кто-то тихо поет: З-з-з. Вася повернулся на другой бок и опять над самым ухом услышал ту же песенку: З-з-з. «Кто же это так поет?» — только успел подумать Вася, как в полутьме спальни увидел маленького комара. Комар кружился над Васиной головой и пел: З-з-з. Вася стал отгонять его от себя, и комар вылетел в открытое окно. Но песенка комара Васе понравилась, и он
тихо пел ее, пока не уснул. Как пел комар? Споем все вместе песенку комара.
Аналогичные рассказы воспитатель может составить для ознакомления детей с другими согласными звуками [ж], [ш], [р].
При помощи дидактических рассказов детей можно ознакомить и с гласными [а], [у], [и], [о].
АНЯ
У Алика есть сестренка, ее зовут Аня. Аня еще совсем маленькая. Она не умеет ходить и говорить. Аня сидит в своей коляске. Она любит яркие игрушки. Мама купила Ане погремушку. Аня взяла погремушку, подняла ручку и замахала погремушкой. В погремушке что-то зашумело. Аня обрадовалась, машет погремушкой, открыла ротик и громко запела: А-а-а.
Как запела Аня? Дети повторяют: А-а-а.
ПОДАРОК
Папа подарил Толе ко дню рождения поезд. Поезд был очень красивый. У поезда был большой зеленый паровоз. К паровозу прицеплялись вагоны. Вагонов было много. Толя возил поезд и пел: У-у-у.
Как пел Толя, когда возил поезд? Дети отвечают: У-у-у.
ЖЕРЕБЕНОК
На лужайке перед домом гулял маленький жеребенок. Он щипал травку. Ваня вышел на лужайку, увидел жеребенка, и ему захотелось покататься верхом. Ваня вскочил на жеребенка. Но жеребенок громко заржал: И-и-и, начал брыкаться, сбросил Ваню на землю.
Как жеребенок заржал? Дети повторяют: И-и-и.
КУКЛА
У Оли была кукла. Куклу звали Поля. Оля очень любила свою куклу. Однажды Оля нечаянно уронила куклу. Кукла упала на пол, и у нее отбился нос. Оля громко заплакала. Пришла мама, увидела беду и воскликнула: О-о-о/ Потом сказала: «Не плачь, Оля, мы починим куклу, приклеим ей нос».
Как воскликнула мама? Дети повторяют: О-о-оВ течение учебного года воспитанников второй млягирей группы можно ознакомить минимум с 5—6 «песенками-зву-ками» Работа над каждым звуком ведется в определенной последовательности.
Демонстрация звука в дидактическом рассказе (часть занятия по воспитанию звуковой культуры речи) с целью привлечения внимания к звуку, его звучанию и артикуляции. Детям предлагается послушать звук, произнести его несколько раз и связать этот звук с конкретным образом.
Повторное воспроизведение дидактического рассказа с участием детей (вне занятий, в удобное для воспитателя и детей время). Припоминание «песенки-звука», воспроизведение ее уместно на прогулках и в других режимных моментах. Например, при умывании можно предложить про-петь песенку водички, на прогулке — песенку мотора, жука, пчелы.
Нахождение звука в произносимых воспитателем словах при проведении игровых упражнений «Чью песенку часто слышим в словах.», «Узнай песенку жука, мотора, комара в словах.».
Привлечение внимания детей к словам-звукам в текстах рассказов, сказок, стихотворений.
Работа над одним звуком продолжается 2—3 недели, после чего педагог знакомит воспитанников с другим звуком, организовывая занятия таким образом, чтобы дети повторяли ранее изученный материал.
Обучение слушанию и выделению отдельных звуков удобнее всего проводить на занятиях по развитию речи (воспитанию звуковой культуры). Программное содержание этих занятий расширяется за счет включения заданий на развитие фонематического слуха (слышать звук; находить звук). В планы-конспекты включаются соответствующие задания воспитателя детям, определяются действия детей (демонстрация изолированного звука, различение звуков, узнавание их в слове). Важно творчески использовать опубликованные в печати рекомендации и разработки '.
Приведем пример построения одного из занятий по воспитанию звуковой культуры речи.
Цель: закреплять произношение звука [с] (в сочетании с другими звуками и изолированно, слушать и находить звук [с] в словах
План занятия
1. Припоминание детьми известных им песенок-звуков, упражнение в произнесении этих звуков в рифмующихся строчках, в словах с разной силой голоса на длительный выдох.
2. Слушание дидактического рассказа о песенке-звуке [с]., показ артикуляции звука [с].
3. Упражнение детей в произнесении песенки-звука, звука [с] изолированно в беседе по содержанию дидактического рассказа.
4. Упражнение детей в произнесении звука [с] в слоге, слове при произнесении шуток - чистоговорок (хором, подгруппами, индивидуально).
5. Дидактическая игра с картинками, в названиях которых встречается звук [с] («Чего не стало?»).
6. Слушание и проговаривание четверостишия, в котором часто встречается звук [с].
7. Нахождение песенки-звука [с] в словах, произносимых воспитателем.
Подготовка детей второй младшей группы к звуковому анализу осуществляется в повседневной жизни (утренний прием детей, игры, прогулки) и на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Причем первая форма имеет больший удельный вес, чем вторая. Если на занятии прежде всего демонстрируется новое задание и характер выполнения его, то вне занятий, благодаря многочисленным упражнениям, закрепляются умения, вырабатываются навыки. Если в учебной деятельности закладывается основа для усвоения того или иного умственного действия по ориентировке в звуковой оболочке слов, то в повседневной жизни создаются условия для многократного выполнения детьми одного и того же задания в разных ситуациях, для овладения умственным действием. В этом плане работа воспитателя вне учебной деятельности решает успех усвоения программных требований.
Развитие фонематического слуха в учебной деятельности сочетается, как уже отмечалось, не только с обучением звукопроизношению, но и с решением других задач речевого воспитания, а именно: обогащение словаря, обучение диалогической речи, формирование грамматической правильности речи, воспитание интереса к книге, к чтению. Задания определить произнесенное слово или предложение
могут включаться в занятия, посвященные ознакомлению с окружающим или обучению диалогической речи. Например, в конце занятия по осмотру игрушек в групповой комнате проводится игра «Поручения»; в конце целевой прогулки в парк предлагается задание «О чем «говорит» парк?». Задача развития слуха вообще и фонематического слуха в частности успешно решается попутно с решением задач развития устной речи и приобщения ребенка к социальному и природному окружению.
Таким образом, в подготовке детей четвертого года жизни к звуковому анализу можно выделить такие ступени:
проверка физического и речевого слуха;
упражнения слуха вообще и речевого в частности.
С детьми проводится работа по слушанию, узнаванию, запоминанию слов, предложений; слушанию, узнаванию и различению изолированных звуков речи.
Всю систему педагогического воздействия по подготовке к звуковому анализу с 1 сентября по 1 июня можно представить примерно так:
Неделя Содержание работы Место в педагогическом процессе
1—2-я
3-18-я
15—26-я
27—36-я Проверка слуха детей
Развитие слуха вообще
Развитие речевого вни-мания
Выделение звуков речи В любой из режимных моментов
Занятия. Другие режимные моменты.
Занятия. Другие режимные моменты.
Занятия. Режимные моменты.