Наталия Новоселова
Консультация для педагогов «Особенности организации наблюдений в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему :
«Особенности организации наблюдений в работе с детьми дошкольного возраста»
Составитель: воспитатель МБДОУ №16
города Невинномысска
Новоселова Н. Г.
ФГОС ДО определяет одним из важных направлений развития, познавательное развитие (пункт 2.6. ФГОСДО).
Задачи познавательного развития направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности организации наблюдений в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях природы.
Согласно пункта 1.2 ФГОС ДО содержание дошкольного образования реализуется вформах, специфических для детей… прежде всего в форме «игры, познавательной иисследовательской деятельности». В пункте 2.7. Стандарта познавательнно – исследовательская деятельность наряду с общением и игрой как сквозной механизм развития ребенка.
Таким образом, познавательное развитие несводится к процессу накопления знаний, умений, навыков, а определяется как процессразвития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.
Познавательная деятельность в соответствии с пунктом 1.2,1.4 ФГОС ДО осуществляется в различных формах работы с детьми :
экспериментирование, реализация проекта, коллекционирование, путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии, решение проблемных ситуаций, моделирование, исследование, увлечения, игры (сюжетные, с правилами, интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады, мини-музеи.
Наблюдение это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов иявлений природы. Целью наблюдения может быть формирование представлений обобъектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры ивнешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.
Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большоезначение все педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.). Висследованиях, выполненных в ЛГПИ им. А. И. Герцена, утверждается, что наблюдение это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные имыслительные процессы и опирающийся на эмоциональноволевые стороныличности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличиемкачеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понятьпознавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенныеспособы познания в новых условиях.
Э. И. Залкинд, А. И. Васильева, П. Г. Саморукова и другие подчеркивают, наилучшимусловием формирования в дошкольном возрасте этой познавательной деятельностиявляется специальная организация наблюдений и целенаправленное руководствоими со стороны педагога.
Метод наблюдения в познавательноисследовательской деятельности, экологическом воспитании детей является основным.
Необходимость и значение его использованиясвязаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей. Основныепредставления, накопленные детьми в дошкольном возрасте это образывоспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, темлегче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А дляэтого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами (п. 2.6 ФГОС ДО).Для успешного достижения поставленной цели педагог продумывает и используетспециальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связимежду отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечиваетполноту и конкретность формируемых представлений. Наблюдение необходимосопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем еемногообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи иотношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическоеиспользование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детейприглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетическихвпечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разныевиды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразиирастений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей техили иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающеенаблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о ростеи развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.
Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление поотдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит и т. д.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшимигруппами (в 3—6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели исодержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем. Так, вовремя ОД можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа сдетьми в этом случае организуется по подгруппам или фронтально. На экскурсиинаблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и сотдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводитьнаблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами. В зависимости отколичества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим) итоговым.
Подготовка к наблюдению. Прежде всего, воспитатель определяет местонаблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей, задачи (содержание умений и навыков в соответствии с программой, которые снаибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затемвыбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным длявосприятия.
Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы : миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода заживотными. Наблюдение может происходить с использованием специальныхприборов (термометр, лупа и т. д.). Необходимо продумать и организацию детей : какразместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободноподойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть. Следует предусмотреть ихорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (неслепит глаза).
Организационно-методическая форма проведения наблюдений :
1. Циклическаяорганизация наблюдений. Распределение всегообъема представлений на «порции”, чтообеспечиваетпостепенное и болеенадежное их усвоение; многоразовое (но сразным содержанием) обращение к одному итому же объекту втечение длительноговремени.
2. Пространственнаяорганизация наблюдений. Любой объект природыдолжен бытьмаксимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просторассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.
3. Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектовприроды и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать изавершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственногоутомления.
4. Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемыевоспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительныеэмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьмисамостоятельно полученной сенсорной информации.
Подготовка и организация наблюдений.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) заприродными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить сцелой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Однихвоспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызываетинтерес к природе или общественным явлениям и т. д. Окружающая жизнь и природадают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их сизвестными детям образами. Следует организовывать наблюдения за трудомвзрослых, которые работают близ детского сада (н-р, дворник, строитель).
С младшими детьми следует планировать кратковременные, но частоповторяемые наблюдения с небольшими подгруппами, т. к. дети этого возраста быстроутомляются, внимание их неустойчиво.
В средней группе можно предусмотреть знакомство детей с некоторымикачественными изменениями в природе, используя иногда несложные игры –поручения, типа: «Найди такой же», «Кто заметил?» и др.
В старших группах – более длительные, иногда повторные наблюдения одного итого же явления, что дает возможность научить детей замечать изменения, подводитьих к простейшему обобщению накопленных представлений о природе. Прогулки сдетьми будут радостными, интересными, познавательными и, достигнут цели приусловии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатитьзнания детей. Руководствуясь программой, следует определить круг представлений, которые дети должны приобрести за определенный период времени о неживойприроде, о жизни растений и животных, о труде человека. Организуя наблюдениядетей на прогулках, воспитатель формирует эти представления постепенно. Надообращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений иживотных, и с помощью вопросов помогать детям устанавливать связи между этимиизменениями. Сочетание наблюдений с художественным словом способствуетобразованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарьдетей.
Методика проведения разных видов наблюдений
Распознающее наблюдение. Руководство наблюдением складывается из подготовкивоспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления, полученныхдетьми представлений.
Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости оттребований программы детского сада. При этом чтобы правильно отобрать доступныедля наблюдения объекты, необходимо учитывать уровень развитиянаблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитательруководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем представлений, которые необходимосформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.
Важно продумать, как будет организовано наблюдение : со всеми детьми или сподгруппой, у всех ли детей будет материал (ветки, семена, овощи, фрукты). Неменее важна подготовка объектов наблюдения.
У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Приемы, вызывающиеинтерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитательможет предложить детям помыть вместе с ним и зарядить аквариум или, перед темкак показать им кролика, почистить овощи для него. Интерес у детей пробуждаетсяпосле беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадоко нем.
Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основныхэтапа.
На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление обобъекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должныудовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему своеотношение.
На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, используетразнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи. Воспитатель задает детям вопросы, загадываетзагадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широкоиспользуются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки изхудожественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение кнаблюдаемому объекту.
Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, разнообразныхпроявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких егочастей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности ихвнешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблюдение планомерно.
На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученныепредставления.
Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Такимобразом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение кобъектам природы.
Наблюдение с использованием раздаточного материала.
Начиная со средней группы во время наблюдения, часто используют раздаточныйматериал. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматриваниянабор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию удетей более полных, конкретных представлений о природе, развитиюдифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованиемраздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению ихмежду собой, определению признаков различия и сходства. Такое наблюдениепредполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию. Проводя такие мероприятия, воспитатель долженучитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению кней.
Длительное наблюдение.
Содержание длительных наблюдений многообразно : рост иразвитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка, сезонные наблюдения за неживой иживой природой и т. д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знатьосновные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии сними наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений.
Каждоеэпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объектадостаточно ярко.
Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, встаршем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить ихнадо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты длярассмотрения.
Воссоздающие наблюдения. Это специфический вид наблюдения, целью которогоявляется воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явленияприроды. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умениясоотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значениев данном виде наблюдения приобретают мышление и воссоздающее воображение.
Кроме приведенной выше классификации предлагается по длительности выделятьэпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько минут, и длительныенаблюдения, которые могут продолжаться несколько дней (или даже недель).
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении используются индивидуальные, групповые и фронтальные формы проведения.
В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бываютэпизодическими (цель первичное ознакомление с объектом наблюдения, длительными (цель — установление причинно–следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель обобщение и систематизация полученной об объектенаблюдения информации).
Объектами наблюдений могут быть :
Живая природа: растения и животные;
Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Виды наблюдения по продолжительности.
Кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений освойствах и качествах предмета или явлениях (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а приознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т. д.
Длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте иразвитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этомсравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Планирование наблюдения.
Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромноезначение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами впроцессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности напрогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, гдеособенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексногозанятия и займет 10—15 минут.
Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями ивременными отрезками: зима, весна, лето, осень. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес кокружающему, к познавательной деятельности. Таким образом, в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.
Виды наблюдений :
1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформированоокончательно чувство равновесия.
2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдаютза транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят кзабору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основыбезопасности.
5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают затрудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают затем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующийэтап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться насвоей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (ферму, магазин).
Наблюдение, как прием используется с младшего возраста. С приметами начинаютзнакомить со средней группы.
Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяцаможно провести четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа) :
1-я неделя - экскурсия (целевая прогулка) природоведческая;
2-я неделя - наблюдение за бытовыми объектами;
3-я неделя - наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);
4-я неделя - наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.
Требования к организации наблюдения.
Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Вместе с теместь общие требования для проведения всех видов наблюдений :
1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всехслучаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой кругпредставлений. Представления об объектах природы формируются у детейпостепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должнодавать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальныепредставления.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит ихвзаимосвязь. В результате у детей формируется полное, глубокое представление обокружающей природе.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активностидетей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразнымиприемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использованиеобследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысльребенка).
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можнобольше узнать о ней.
6. Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и формработы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформированопредставление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.
Роль педагога.
Запомнить происходящие с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итогеследует воспроизвести весь, цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательнопроводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в видерассказов детей: «Как у нас выросли бобы» или «Что происходило с деревьями вразные сезоны».
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать даннуюпоследовательность:
1. Устанавливать факты;
2. Формировать связи между частями объекта;
3. Накапливать представления у детей;
4. Проводить сопоставления;
5. Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением ипроведенным ранее.
Наблюдение как форма работы с детьми и как прием используется в ННОД, врежимных моментах, во время прогулки, экскурсии, для решения проблемныхситуаций.
Образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослых сдетьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка иучитывающего социальную ситуацию его развития (п. 3.2 ФГОС ДО). Главное развитие личности каждого ребенка, формирование самостоятельности, инициативности, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях (пункт 3.2 ФГОС ДО).
В процессе познавательно исследовательской деятельности у детей формируются такие социальнонормативные возрастные характеристики, как:
ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др. ;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельнопридумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать