Ольга Малюгина
Экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему:
«Экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте»
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Публикация «Экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Храните экологию души! (Н. Луконина)
Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто знает и понимает ее, глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Природа — наш родной край, земля, которая нас кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, изучать ее язык, беречь ее богатства, нужно с детства прививать любовь к ней. Важным моментом в нашей работе является способность ребёнка оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Знакомя детей с природой, педагогу необходимо открыть им возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу детей, способствует формированию положительных моральных качеств.
Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос формирования у детей представлений о нормах морали, об отношении людей не только друг к другу, но и к природе, животным и целому миру.
С возрастом, когда у ребенка начинается активная жизнь в обществе, ему приходится сталкиваться с различными проблемами и трудностями, где важно понять о взаимоотношениях друг с другом, о ценностях и моментах. Во время этого процесса происходит становление личности ребенка, его мировоззрения, его понимания «что такое хорошо, что такое плохо», а также реакции на поступки других людей и контроль собственного поведения.
Духовно-нравственное воспитание детей вплотную связано с экологическим воспитанием. Оно является главным направлением в работе детского сада, конечной целью является формирование нравственно-экологической культуры – видеть красоту животных и растений, создавать благоприятные условия для их жизни, сохранить и приумножить природные объекты, проявлять правильное отношение к окружающей природе.
У полюбившего природу ребенка не возникнет желание бездумно рвать цветы, обижать животных, разрушать гнезда птиц.
Именно природа способствует формированию не только нравственности, но и духовности ребенка, способного к сопереживанию и пониманию добра и зла.
Чтобы научить ребенка видеть красоту природы, педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, таким образом, дети будут брать с него пример.
Практические занятия – это форма работы, которая позволяет реализовать различные педагогические техники работы с дошкольниками, также освоение методики организации и проведение разнообразных методов и форм работы по экологическому воспитанию в детском саду.
Доходчиво и ненавязчиво сформировать у ребенка экологическое сознание, ценность природы, окружающей среды, родной земли – вот что является нашей задачей.
На помощь нам приходят различные формы деятельности :
Занятия:
• «Природа и ее загадки»
• «Ребятам о зверятах»
• «Интересное путешествие капельки».
• «Строительство экологического города»
• «Как рождается река?»
• Экскурсия по экологической тропе
• «Мой город»
Развлечения:
• «Мы - друзья природы»
• «Земля – наш общий дом»
• «Птицы и животные – наши друзья»
• «Мы знаем и любим природу» (брейн-ринг).
Экологические игры :
• «Природа и я»
• «Кто где живет?»
• «Когда это бывает?»
• «Узнай на вкус» (запах).
Можно разработать и реализовать с детьми различные экологические проекты :
• Экопроект «Маленькая фея»
• «Подснежник»
• «Чистая планета».
Экологические акции :
• «Берегите природу»
• «Покормите птиц зимой».
Самостоятельно созданные мультимедийные презентации помогают реализовать задачи экологического воспитания.
• «Сохранить природу – сохранить жизнь»
• «Сохраним Землю»
• «Экологические проблемы города».
Содержание данных презентаций посвящено усвоению разносторонних знаний о родном крае и его особенностях, о животном и растительном мире, явлениях неживой природы.
Для формирования у детей чувства сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», а также чтобы привить этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом используются экотренинги. Они дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряженность и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому.
Именно эколого-педагогическая деятельность позволяет формировать у дошкольников такие ценности как красота, гармония, родная земля, заповедная природа, духовный мир человека, а также интерес к жизни, сочувствие ко всему живому, ответственность за участие в общем деле.
Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научит детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Тропинка в природу лежит через труд, любовь к Родине, людям, своему краю.
Красота родной природы, человеческого труда, желание сделать свой край еще прекраснее – вот что важно объяснить детям. Приумножение природных богатств, сколько человек вкладывает труда, чтобы леса и озера, поля и реки радовали всех нас.
Разумное использование сокровищ природы – наша задача и успех ее выполнения во многом зависит от того, насколько верно будет экологическое воспитание.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Спасибо за внимание, желаю вам профессиональных успехов!