Зимина Наталья Васильевна
Консультация для педагогов «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКА ЕЁ НАРУШЕНИЙ
Часто приходится видеть вокруг людей, хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Все это признаки плохой осанки. Осанка — это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осанка. Консультации для родителей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребёнка правильной осанки. Только когда ребёнок становится взрослее — замечают, как плохо сидит недавно купленная вещь, а ноги в новых ботинках «шаркают» по земле. Конечно, осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на нее оказывают влияние и другие многочисленные факторы. А ведь именно семья несет основную ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.
Возникновению дефектов осанки также способствуют :
• несоответствующая росту мебель;
• мягкая постель с высокой подушкой;
• ношение тяжестей;
• плоскостопие;
• недостаточная освещенность в помещении;
• безразличие (лень) к своей внешности.
В большинстве случаев нарушения осанки являются приобре-тенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых, переболевших в раннем детстве рахитом. Необходимо также учитывать экологическое состояние окружающей среды, которое оказывает негативное воздействие на подрастающее поколение, их физическое здоровье.
Чтобы определить, есть ли нарушение осанки, необходимо осмот-реть ребенка. В своей работе я делаю это следующим образом. Ставлю ребенка в хорошо освещенном помещении спиной к себе на возвышение так, чтобы его лопатки находились на уровне моих глаз (ребенок в трусах, но без майки). Разговариваю с ним, прошу рассказать стихотворение или задаю вопрос о его любимых игрушках или увлечениях для того, чтобы снять возникшее первоначальное напряжение и видеть естественную картину состояния позвоночника. Отмечаю спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну горизонтальную линию или одно немного (гораздо) выше другого, развернуты или сведены; смотрю со спины: не отстают ли лопатки, симметричны ли предплечья.
Воспитание ощущений правильной осанки приобретается за счет многократного повторения правильного положения тела : лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются следующие мероприятия:
• изучение и воспитание ощущения осанки с помощью зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз восстанавливает на рушенную осанку с помощью взрослого. Он должен понять, что для этого необходимо произвести некоторые действия (выпрямить позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодицы);
• упражнения у вертикальной плоскости. Ребенок прикасается к плоскости (стена без плинтусов, дверь) пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Когда ребенок научится стоять правильно у плоскости, рекомендуются различные упражнения — отведение рук, ног в стороны, приседание с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками. Целесообразно сочетать упражнения с удержанием предметов на голове;
• ношение различных предметов на голове. К этим упраж-нениям относятся: ходьба на носках, по бревну, на коленях,
приседания, лазание по гимнастической стенке (не уронив при этом положенный на голову предмет);
• координация движений, умение владеть своим телом. Здесь полезны упражнения в равновесии и балансировании. На-пример, стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге.
Не каждый ребенок имеет возможность поплавать в бассейне, а гимнастический мяч, моделирующий неустойчивость водной среды, всегда под рукой.
Мячи, как средство развивающе-оздоровительно-коррекционной работы, используются в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный аппарат и механизм равновесия. Большие гимнастические мячи (диаметром от 45 до 55 см) появились не так давно, но уже успели заинтересовать и стать любимой игрушкой детей.
Упругая, неустойчивая среда необходима для формирования чув-ства равновесия, ритма движений. Неоценима работа на мячах в плане стимуляции всех опорно-статических систем тела. Активная позиция «сидя» мобилизирует структуры позвоночника, мышцы груди и живота в формировании правильной осанки.
В период формирования правильной осанки у большинства детей в возрасте 5-7 лет наблюдалось отставание в физическом развитии, а именно слабость мышечного корсета. Это состояние ребенка, когда у него еще не развиты мышцы живота, слабые мышцы спины, ног, еще не сформированы свод стопы и изгибы позвоночника, что может серьезно повлиять на дальнейшее его развитие, как физическое, так и психическое.
С учетом возраста детей было принято решение о применении развивающей методики, дающей хороший эмоциональный заряд. Одним из эффективных средств развития и коррекции осанки детей являются занятия с применением больших гимнастических мячей. Сознательно включать в работу нужные мышцы ребенок, в силу своих возрастных особенностей, не может. Все требуемые движения он выполняет непроизвольно. Работа на мяче усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играть с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч — это игрушка, он партнер, он красив и, главное, подвижен, взаимодействует с ребенком.
Основные исходные положения работы на мяче:
- сидя на мяче, ноги на полу, согнуты на коленях;
- стоя на полу на коленях, руки на мяче;
- лежа на животе, на мяче;
- лежа спиной на мяче;
- лежа на мяче, на боку, опираясь об пол руками.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду.
• У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).
• Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.
• Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.
• Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.
• Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.
• Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.