МААМ-картинки

Профилактика голосовых нарушений у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Юлия Зиновьева
Профилактика голосовых нарушений у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОФИЛАКТИКА ГОЛОСОВЫХ НАРУШЕНИЙ

У ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Ю. К. Зиновьева

студентка 5 курса

Анапский филиал МПГУ

С. Б. Селезнев

доктор мед. наук, профессор,

Анапский филиал МПГУ

Проблема своевременной диагностики голосовых нарушений и особенно их профилактика у лиц голосовых профессий является высоко актуальной в настоящее время. Способность выражать мысли и говорить свободно, тесно связаны с развитием голоса и его функциональных возможностей в соответствующей сфере деятельности.

Публикация «Профилактика голосовых нарушений у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений» размещена в разделах

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению профессиональных нарушений голоса. Профилактика голосовых нарушений – одна из ведущих проблем в области теории и практики логопедии и фониатрии (Е. С. Алмазова, Е. В. Лаврова, О. С. Орлова, И. Максимов, Т. Б. Филичева и др.). Однако вопросам охраны голоса воспитателей учреждений дошкольного образования, а также выявления голосовых нарушений, в нашей стране уделяют не достаточно внимания, что приводит к неизменному увеличению голосовых нарушений у представителей весьма значительного контингента данных профессий. Это в дальнейшем может приводить к снижению или утрате трудоспособности или же смене профессии.

В. С. Лучкевич определяет профилактику голоса как важнейший элемент предотвращения голосоречевых заболеваний или их осложнений [2].

Профилактика – составная часть медицины, включает медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека выделяют три вида профилактики.

Первичная профилактика – комплекс мер, по предупреждению нарушений голоса (организация режима труда и отдыха, здоровое питание, занятия спортом, экологическое окружение и т. п.). Для лиц речевых профессий составляющими первичной профилактики являются основы физиологии и гигиены труда. К ним относятся нормы речевых нагрузок, режим отдыха, медикаментозная профилактика, оптимизация питания, закаливание и др. Вторичная профилактика – комплекс мероприятий направленных на устранение факторов, приводящих к обострению и рецидиву заболевания. Самый эффективный метод данной профилактики диспансеризация, как комплексный метод раннего выявления заболеваний, направленного лечения и рационального последовательного оздоровления.

Третичная профилактика – социальная, трудовая, психологическая и медицинская реабилитация после временной или стойкой утраты трудоспособности.

Педагоги-воспитатели часто работают не вполне здоровыми, что неблагоприятно отражается на работе их голосового аппарата - появляются болезненные ощущения в горле, повышается утомляемость голоса, повышается нервозность, общее физическое и психическое утомление [1].

Рассмотрим несколько основных подходов к профилактике нарушений голоса у педагогов.

В частности, И. А. Михалевская выделяет следующие направления:

1. Нормализация мышечного тонуса с использованием упражнений для снятия напряжения всего корпуса, для релаксации артикуляционной мускулатуры губ, языка, щек, челюсти и лица.

2. Тренинги для выработки правильной осанки.

3. Коррекция физиологического и фонационного дыхания с применением статических и динамических упражнений; формирование дыхательной опоры.

4. Функциональные тренировки для улучшения акустических свойств голоса [6].

О. С. Орлова считает, что для людей необходима правильная постановка голоса. Система функциональных тренировок голосового аппарата укрепляет мышцы, вырабатывает оптимальный способ звукоизвлечения, корректирует дыхание [3].

С точки зрения М. В. Фоминой профилактика реализуется через соблюдение правил гигиенического и санационного характера, что обеспечивает нормальную работу голосового аппарата. Голосовая нагрузка должна соответствовать степени тренированности голосового аппарата [5].

С. Л. Тапталова и Е. В. Лаврова применяли специальную дыхательную гимнастику, голосовые и вокальные упражнения при различных нарушениях голоса и с целью их профилактики[4].

Система названных тренировок, бережное отношение к своему голосовому аппарату, систематические занятия по воспитанию правильной техники голосообразования и голосоведения, расширению диапазона звучания и выносливости голоса, создание оптимальных условий труда, позволяют не только исправить нарушения голоса, но и развить его природные качества.

В результате нами были тщательно проанализированы все указанные выше подходы к профилактике голосовых нарушений у представителей голосовых профессий, на основе чего разработана комплексная профилактическая программа, которая в настоящее время проходит апробационное тестирование в соответствующем учреждении дошкольного образования. Результаты данного исследования в расширенном виде будут представлены нами в выпускной квалификационной работе и а наших последующих научных публикациях.

Литература:

1. Богомильский М. Р., Орлова О. С. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М. : Авторская академия Товарищество научных изданий КМК, 2008. – 399 с.

2. Лучкевич В. С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением: учебное пособие. – СПб: СПбГМА, 1997. – 187 с.

3. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей : учебно-методическое пособие. – М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.

4. Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса : Кн. для логопеда. – М. : Просвещение, 2004. – 112 с.

5. Фомина М. В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий : Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 19 с.

6. Михалевская И. А., Лаврова Е. В. Пособие по постановке речевого голоса для лиц речевых и вокальных профессий. – М. : Образование плюс, 2006. – 86 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей дошкольных образовательных учреждений «Права ребёнка и формы его правовой защиты» Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького гражданина,.

Консультация для родителей и педагогов дошкольных учреждений «Простудные заболевания» Профилактика и лечение ОРВИ и гриппа Простудные заболевания (ОРВИ, ОРЗ) и грипп – это инфекционные заболевания, которые вызываются вирусами.

Консультация логопеда для родителей «Профилактика голосовых нарушений в детском возрасте» В общении между людьми, отмечено возрастающее значение голоса и речи. При здоровом голосовом аппарате на речь и голос ребенка больше всего.

Мастер-класс «Изготовление новогодней открытки» для педагогов дошкольных учрежденийМастер-класс «Изготовление новогодней открытки» для педагогов дошкольных учреждений Накануне новогодних праздников мы с ребятами старшей группы решили сделать для своих родных поздравительную открытку "Елочка". Для изготовления.

Мастер-класс «Открытка для мамы» для педагогов младших групп дошкольных учрежденийМастер-класс «Открытка для мамы» для педагогов младших групп дошкольных учреждений Уважаемые коллеги! В этом учебном году я работала в группе раннего возраста. Наши малыши еще пока не очень хорошо рисуют. Как сделать с.

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанниковЕлисеева Л. Л.

Фотоотчет об участии в интеллектуальном конкурсе-викторине «Герой-современник» среди дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет об участии в интеллектуальном конкурсе-викторине «Герой-современник» среди дошкольных образовательных учреждений .

Положение о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений I. Общие положения.

Применение современных здоровьесберегающих технологий в детских дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС Аннотация: До 7 лет каждый ребёнок проходит совершенно неповторимый цикл развития: идёт упорядочение работы всех систем организма, закладка.

Фотоотчет «Районное спортивное соревнование среди семей воспитанников дошкольных образовательных учреждений»Фотоотчет «Районное спортивное соревнование среди семей воспитанников дошкольных образовательных учреждений» Районное спортивное соревнование среди семей воспитанников дошкольных образовательных учреждений Новоильинского района города Новокузнецка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика голосовых нарушений у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Опубликовано: 5 сентября 2019 в 08:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика голосовых нарушений у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Зиновьева (УИ 613619) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД