Юлия Зиновьева
Профилактика голосовых нарушений у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОФИЛАКТИКА ГОЛОСОВЫХ НАРУШЕНИЙ
У ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Ю. К. Зиновьева
студентка 5 курса
Анапский филиал МПГУ
С. Б. Селезнев
доктор мед. наук, профессор,
Анапский филиал МПГУ
Проблема своевременной диагностики голосовых нарушений и особенно их профилактика у лиц голосовых профессий является высоко актуальной в настоящее время. Способность выражать мысли и говорить свободно, тесно связаны с развитием голоса и его функциональных возможностей в соответствующей сфере деятельности.
Публикация «Профилактика голосовых нарушений у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений» размещена в разделах
Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению профессиональных нарушений голоса. Профилактика голосовых нарушений – одна из ведущих проблем в области теории и практики логопедии и фониатрии (Е. С. Алмазова, Е. В. Лаврова, О. С. Орлова, И. Максимов, Т. Б. Филичева и др.). Однако вопросам охраны голоса воспитателей учреждений дошкольного образования, а также выявления голосовых нарушений, в нашей стране уделяют не достаточно внимания, что приводит к неизменному увеличению голосовых нарушений у представителей весьма значительного контингента данных профессий. Это в дальнейшем может приводить к снижению или утрате трудоспособности или же смене профессии.
В. С. Лучкевич определяет профилактику голоса как важнейший элемент предотвращения голосоречевых заболеваний или их осложнений [2].
Профилактика – составная часть медицины, включает медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека выделяют три вида профилактики.
Первичная профилактика – комплекс мер, по предупреждению нарушений голоса (организация режима труда и отдыха, здоровое питание, занятия спортом, экологическое окружение и т. п.). Для лиц речевых профессий составляющими первичной профилактики являются основы физиологии и гигиены труда. К ним относятся нормы речевых нагрузок, режим отдыха, медикаментозная профилактика, оптимизация питания, закаливание и др. Вторичная профилактика – комплекс мероприятий направленных на устранение факторов, приводящих к обострению и рецидиву заболевания. Самый эффективный метод данной профилактики диспансеризация, как комплексный метод раннего выявления заболеваний, направленного лечения и рационального последовательного оздоровления.
Третичная профилактика – социальная, трудовая, психологическая и медицинская реабилитация после временной или стойкой утраты трудоспособности.
Педагоги-воспитатели часто работают не вполне здоровыми, что неблагоприятно отражается на работе их голосового аппарата - появляются болезненные ощущения в горле, повышается утомляемость голоса, повышается нервозность, общее физическое и психическое утомление [1].
Рассмотрим несколько основных подходов к профилактике нарушений голоса у педагогов.
В частности, И. А. Михалевская выделяет следующие направления:
1. Нормализация мышечного тонуса с использованием упражнений для снятия напряжения всего корпуса, для релаксации артикуляционной мускулатуры губ, языка, щек, челюсти и лица.
2. Тренинги для выработки правильной осанки.
3. Коррекция физиологического и фонационного дыхания с применением статических и динамических упражнений; формирование дыхательной опоры.
4. Функциональные тренировки для улучшения акустических свойств голоса [6].
О. С. Орлова считает, что для людей необходима правильная постановка голоса. Система функциональных тренировок голосового аппарата укрепляет мышцы, вырабатывает оптимальный способ звукоизвлечения, корректирует дыхание [3].
С точки зрения М. В. Фоминой профилактика реализуется через соблюдение правил гигиенического и санационного характера, что обеспечивает нормальную работу голосового аппарата. Голосовая нагрузка должна соответствовать степени тренированности голосового аппарата [5].
С. Л. Тапталова и Е. В. Лаврова применяли специальную дыхательную гимнастику, голосовые и вокальные упражнения при различных нарушениях голоса и с целью их профилактики[4].
Система названных тренировок, бережное отношение к своему голосовому аппарату, систематические занятия по воспитанию правильной техники голосообразования и голосоведения, расширению диапазона звучания и выносливости голоса, создание оптимальных условий труда, позволяют не только исправить нарушения голоса, но и развить его природные качества.
В результате нами были тщательно проанализированы все указанные выше подходы к профилактике голосовых нарушений у представителей голосовых профессий, на основе чего разработана комплексная профилактическая программа, которая в настоящее время проходит апробационное тестирование в соответствующем учреждении дошкольного образования. Результаты данного исследования в расширенном виде будут представлены нами в выпускной квалификационной работе и а наших последующих научных публикациях.
Литература:
1. Богомильский М. Р., Орлова О. С. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М. : Авторская академия Товарищество научных изданий КМК, 2008. – 399 с.
2. Лучкевич В. С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением: учебное пособие. – СПб: СПбГМА, 1997. – 187 с.
3. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей : учебно-методическое пособие. – М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.
4. Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса : Кн. для логопеда. – М. : Просвещение, 2004. – 112 с.
5. Фомина М. В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий : Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 19 с.
6. Михалевская И. А., Лаврова Е. В. Пособие по постановке речевого голоса для лиц речевых и вокальных профессий. – М. : Образование плюс, 2006. – 86 с.