Татьяна Николаевна Лютая
Консультация для воспитателей «Адаптационный период в педагогическом процессе дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация (от латинского слова «adapto» - «приспособляю») - процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Сегодня много говорят об охране окружающей среды. Необходимо обратить внимание и на охрану внутренней психической среды ребенка. Попадая в новые условия жизни, из домашней обстановки в общественную, дети пытаются приспособиться к ней, но не у всех это получается. Ломается привычный образ жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно, комфортно. Психотравмирующих факторов в окружающей ребенка обстановке много. Вот основные из них:
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
• Новое помещение из нескольких комнат, имеющих разное назначение и оформление.
• Непривычный для ребенка режим дня, когда ребенок не знает, что зачем последует в течение дня, и как это будет происходить.
• Уровень шума в группе, когда говорят одновременно и дети, и взрослые, раздаются необычные новые звуки.
• Разлука с матерью и другими близкими взрослыми, к которым ребенок привык с рождения.
• Незнакомые взрослые, которых ребенок видит впервые, и которые предъявляют детям разные требования.
• Окружающие ребенка сверстники. Их много, до 20 человек. Отношения с ними еще не установлены, их желания и интересы разные.
• Расстроенное лицо мамы, оставляющей ребенка в детском саду. Тревога взрослых неизбежно передается и малышу, и у него возникает страх перед неизвестностью.
Часто и педагоги и родители не понимают в полной мере, насколько ответственен момент прихода ребенка в детский сад, насколько серьезные последствия он может иметь.
Адаптивные механизмы есть у каждого человека. Но у детей они еще слабые. Появление новых стрессоров вызывает адаптивные реакции и, если раздражители чрезмерны, происходит нарушение нервной деятельности. Организм ребенка реагирует на раздражители целостно, всем комплексом своих систем, на всех уровнях, в том числе и на клеточном уровне. Есть 4 типа реакций организма на меняющиеся условия жизни: норма, напряжение, перенапряжение и истощение.
Если напряжение и перенапряжение не снимаются, они становятся постоянными и переходят в невротические болезни. Как правило, неврозы - это болезни нарушенной адаптации. Они проявляются у всех детей по- разному: крики, энурез, дергание за волосы и т. д. Тесная связь психического и биологического состояния приводит к тому, что при неблагоприятном психическом состоянии болезненные процессы становятся соматическими. Вот почему дети часто болеют в период адаптации. При перенапряжении организм защищается, тратя все свои жизненные ресурсы на преодоление трудностей. И если ему это сделать не удается, наступает истощение. Оно проявляется в виде нарушений реакций организма: нарушается сон, аппетит, работоспособность, снижается внимание, ухудшаются другие психические процессы.
Воспитатель должен внимательно наблюдать за реакциями ребенка в адаптационный период и в первую очередь за реакциями его организма. Для этого рекомендую вести дневник наблюдений за реакциями ребенка в период его кормления, сна, туалета, разных видов деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками.
Дневник наблюдений «Адаптационный лист» ведется по каждому ребенку с даты его поступления в группу детского сада. Записи делают воспитатели, работающие в данной группе, каждый за свою смену. Таким образом, в один день могут быть записи одного или двух воспитателей. Это очень важно, так как часто дети по-разному ведут и чувствуют себя у разных воспитателей, в зависимости от приемов педагогического воздействия каждого из них. Критерии наблюдений должны быть конкретными и отражать только реакции ребенка в процессе его деятельности.
Анализ записи проводит педагог-психолог детского учреждения, а в его отсутствие старший воспитатель. Он же дает рекомендации воспитателям, оказывает психологическую поддержку ребенку. Адаптация бывает трех степеней сложности для ребенка.
Легкая степень - в течение недели ребенок осваивается в детском саду. Легкая степень адаптации бывает иногда обманчива. Любознательный ребенок вначале не испытывает стресса при встрече с новыми условиями жизни, но после удовлетворения своего интереса и неправильном поведении окружающих его взрослых легкая степень может перейти в среднюю и даже тяжелую.
Средняя степень адаптации - у ребенка есть нарушения в поведении, снижены все реакции, он малообщителен. В течение 2-3 недель нормальные реакции восстанавливаются.
Тяжелая степень - у ребенка появляются соматические нарушения. Он отказывается от еды и худеет, появляются невротические реакции (энурез, энкопрез, тики и пр.). Период адаптации затягивается до 1-2 месяцев.
Задача взрослых, воспитателей, родителей - помочь ребенку, облегчить протекание адаптационных процессов. Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, нужно сделать его постепенным.
1 этап. Работа с родителями.
Следует провести работу с родителями. Рассказать им, кто будет рядом с их малышом, включая и помощника воспитателей, какие у них достоинства. Провести родителей по детскому саду, познакомить с условиями жизни ребенка в группе.
2 этап. Первые контакты с ребенком.
В этот период очень важно обеспечить физический контакт воспитателя с ребенком : взять за руку, погладить, обнять. Первые контакты с ребенком - это контакты помощи и заботы. Ребенок должен почувствовать, что ему будут помогать, его будут защищать в этом новом для него месте. На этом этапе ребенка приводят в детский сад только на два часа, на период прогулки.
3 этап. Переход к новым условиям кормления.
Для ребенка этот этап очень значим. Появляются новые вкусовые ощущения, требуется больше самостоятельности. Вначале ребенок завтракает в детском саду, потом добавляется обед.
4 этап. Организация дневного сна ребенка.
В этот период ребенок должен решить для себя, что воспитатель совсем как мама. Важно обеспечить ребенку возможность индивидуального общения, успокоить, приласкать ребенка. Детям нравятся искренние, добрые воспитатели с мягкими ласковыми движениями.
Каждый этап длится от двух-трех дней до недели. Как правило, ребенок полностью адаптируется к детскому саду в течение месяца. При тяжелой степени адаптации время увеличится до двух месяцев. По окончании периода адаптации адаптационный лист хранится в «Карте индивидуального развития ребенка».
Ребенок дошкольного возраста, посещающий ДОУ, проживает несколько адаптационных периодов.
Первый период - поступление в ДОУ. Как правило, он длится от двух недель до двух месяцев. Если за этот период реакции ребенка не нормализовались, нет прибавки в росте и весе, адаптация не состоялась.
Второй период - повторные адаптации. Повторно период адаптации ребенок проживает после длительных пропусков ДОУ, более 3-4-х месяцев. Этот период менее тяжелый для ребенка, но изменения реакций наблюдаются. Длится он не более одной-двух недель. Но если не обращать внимания на ребенка, не снижать ему психофизиологические нагрузки, снова наступает истощение жизненных сил ребенка, и он опять заболевает, чаще ОРЗ и ОРВИ. В периоды повторной адаптации ребенок переводится на щадящий режим жизни, снижаются все психофизические нагрузки, ребенку обеспечивается тепловой режим: физическое и душевное тепло.
Третий период ребенок проживает в начале школьной жизни. Наша задача не только готовить ребенка к обучению в школе, но, прежде всего, развивать его адаптационный механизм, укреплять иммунную систему, формировать способность преодолевать возникшие трудности, находить выход в изменившихся ситуациях, уметь договориться с окружающими взрослыми и сверстниками, контролировать свое поведение.
Показателем окончания адаптационного периода является глубокий и спокойный сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка.
В соответствии с этим можно рекомендовать воспитателям детей дошкольного возраста следующие советы:
1. Разрешайте первое время быть в группе маме ребенка, она может помочь своему ребенку сориентироваться в новом помещении, установить контакт с воспитателями, помочь освоить ребенком новые игрушки, пособия. Затем ее может заменить мамина фотография, размером с открытку и изображением «глаза в глаза». Применяется в тяжелых случаях протекания адаптации.
2. Разрешите ребенку приносить в группу любую домашнюю вещичку, обычную игрушку, которая будет всегда рядом с ребенком, чем бы он ни занимался: ел, спал, гулял. Это частичка его привычного домашнего мира.
3. В первые дни пребывания новых детей ограничьте приход в группу других сотрудников ДОУ. Они для детей дополнительный стрессор.
4. Называйте детей только по имени, желательно тем именем, которым его называют дома.
5. Нельзя проводить никакие лечебно-профилактические, медицинские процедуры, прививки, антропометрические измерения. Все это нужно выполнить до поступления ребенка в ДОУ.
6. Не рекомендуется смена воспитателей. Воспитатели должны решить свои личные проблемы, к началу приема детей.
7. В период адаптации не предъявляйте ребенку требования, правила, ограничивающие его деятельность или поведение. Разрешайте все, что не угрожает здоровью и жизни его самого и других детей.
8. В период адаптации сократите количество познавательных занятий. Не реже 1-2 раз в день проводите развлечения для детей, создающие эмоционально-положительный настрой. Имейте набор игрушек-забав для этих целей.
9. Созданию положительного эмоционального настроя способствует классическая музыка, хоровое пение.
10. Незамедлительно удовлетворяйте все физиологические потребности детей (пить, ходить в туалет, спать, смена мокрого белья) даже если это нарушает общий режим дня. Для каждого ребенка он устанавливается индивидуально в период адаптации.
11. Обеспечивайте детям физический контакт в общении: приласкать, обнять, погладить по голове, спине.
12. В связи с тем, что большая часть вновь поступивших детей - это дети раннего возраста, следует знать особенности организации их жизни в условиях ДОУ и неукоснительно выполнять их.