Наталья Васильева
Консультация «Дидактические игры по математике в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические игры по математике в развитии детей»
«Развитие логики»
Сегодня моя консультация про математику в целом и про дидактические математические игры в частности.
Публикация «Консультация „Дидактические игры по математике в развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Начну с того что такое математика. Это конечно цифры, фигуры, размер, расстояния, все что можно пересчитать, вычесть, сложить и т. д….так же математика это и время, и цвет, и ориентация в пространстве.
Математика с нами присутствует во всём. Не только в школе и в вопросе «Когда же мне пригодится тригонометрия», но и в обычной жизни. Начиная с того с какой ноги мы встали утром, за какое время добежали расстояние до работы, во сколько пообедали, с какой стороны стола расставить посуду на ужин для семьи, в каком порядке считать овец перед сном, и т. д….Как раз эта незаметная для нас математика и называется в ДОУ как элементарные математические представления
Взрослые ошибочно полагают, что и ребенок так же естественно владеет этими представлениями. Конечно любая мама не задумываясь об образовании дает основы математики с раннего возраста своему ребенку. Те же размер и цвет погремушки, или «кушай кашку, тут совсем мало, дай одну ножку одену, подай вторую, далеко идти – возьмём коляску, только одна шоколадка в день и всё тому подобное.
Но так как многие взрослые не склонны комментировать свои действия, эти основы крайне малы. И поэтому основная образовательная деятельность лежит на занимающейся с ребенком бабушке и конечно же детском саду.
В неделю НОД непосредственной образовательной деятельности у нас два занятия. Этого конечно и достаточно и крайне мало. Уложиться во временные рамки занятия невозможно, думаю вы и сами понимаете – надо и по ФГОС развивать самостоятельность, чтобы приготовили рабочее место сами, и обыграть проблемную ситуацию и вставить физкульт минутку, и разъяснить условия упражнений, дождаться когда ребенок самостоятельно додумается до решения, помочь индивидуально, оставить время для самостоятельной деятельности с детьми со счетным материалом, сделать выводы, обсудить занятие с детьми. И увеличивать время занятий нельзя и так детям сложно сосредоточиться и всё что хочется донести не всегда получается.
Вот тогда то на помощь и приходят дидактические игры. Что такое дидактическая игра – это разновидность игры с правилами, специально создаваемой педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Другими словами «Учимся играя» Игровые формы и приемы – это важный и наиболее естественный путь включения детей в учебную работу.
Дидактические игры различаются :
- по обучающему содержанию;
- познавательной деятельности;
- игровым действиям и правилам;
- организации и взаимоотношениям детей;
- по роли воспитателя.
Эти признаки присущи всем дидактическим играм, какие то отчетливее, другие меньше.
Ошибочно воспринимать дидактическую игру как развлекательный и организующий момент занятия, позволяющий снять умственное напряжение. Т. е не нужно облекать в игровую форму обучения тренировочные упражнения на образовательных занятиях.
Дидактическая игра имеет определенную структуру:
- Дидактическая задача, которая преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
- Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей игра, и тем успешнее решаются игровые задачи.
- Правила игры. С помощью правил педагог управляет игрой и процессами познавательной деятельности детей.
- Результат. Подведение итогов.
Игра одновременно преследует три цели:
- воспитательную
- игровую
- учебную
Игра наиболее надежный способ усвоения знаний. Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры, в отличии от освоенных знаний, мы помним всю жизнь.
Остановлюсь на дидактических играх по математическому развитию.
Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
В детском саду ставятся такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения можно также исправить пробелы знаний у детей. Все дидактические игры можно разделить на несколько групп: игры с цифрами и числами; игры путешествие во времени; игры на ориентировки в пространстве; игры с геометрическими фигурами; игры на логическое мышление.
Вот как раз на логическом мышлении и остановлюсь.
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное развитие логики и мышления детей приходится на период с 5 до 8 лет, что для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» - игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя они абстрагируют, занимаются конструированием, решают логические задачи, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Игры– головоломки развивают у детей : самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной познавательной активности.
Логика – нормативная наука о законах, формах и приемах интеллектуальной деятельности.
Суть головоломок типа Колумбова яйца - не просто собрать первоначальную фигуру, из разрезанных кусочков можно собрать разнообразные силуэты животных, людей, различных предметов, а так же проявить свое творчество.
Игры-головоломки – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Логико–математические игры помогают педагогам решать многообразный комплекс развивающих и обучающих задач.
Эти игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач и способствуют успешной подготовке к школе.
Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для его развития : социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.
В зависимости от характера игрового материала и поставленных задач, направленности на развитие тех или иных умений, игры-головоломки для детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько основных групп.
Головоломки, направленные на решение конструктивных задач
Игры на составление объемных фигур из кубиков («Куб-хамелеон»,
«Уголки», «Кубики для всех» и др.) способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др.
Игры «шнурковые», целью которых является: составление с помощью веревочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью веревочного кольца, доски с колышками и карты- схемы;
Эти же задачи помогают решать и простейшие «проволочные» игры, в ходе которых необходимо разъединить части фигуры или снять какую-то часть, не разгибая фигуру и не изменяя ее форму.
Головоломки, направленные на решение геометрических задач
Игры с палочками (спичками, полосками) задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.
Игры «Мозаика» «Колумбово яйцо»,и др.) на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал.
Подобные игры способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия и др.
Лабиринты (графические и механические, динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3—4 ходов. Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться и др.
Игры комбинаторного характера стратегические
Шашки и шахматы. Игры шахматно-шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки.
Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др.
Привлекательность этих игр в том, что различная степень сложности позволяет учитывать, как возрастные, так и индивидуальные способности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию, выразить свое отношение к результату, совершенствовать его, общение со сверстниками и взрослыми в процессе игры. В процессе игры ребенок воссоздает на плоскости силуэты предметов по предложенному образцу или собственному замыслу.
Правила для взрослых:
1. Заинтересуйте Ребенка игрой, не навязывая ни себя, ни игру.
2. Играйте с Ребенком на равных.
3. Обойдитесь без «не» (не получится, неумеха, не старайся, все равно ничего не выйдет).
4. Поощряйте Ребенка добрым словом, похвалой.
5. Не сравнивайте Ребенка с другими детьми.
6. Не обращайте внимания на временные неудачи. У него все получится.
7. Старайтесь выслушать Ребенка до конца. Не перебивайте его.
8. Постарайтесь понять: каждый ответ Ребенка правильный, даже если он расходится с Вашим представлением о чем-либо.
9. Учитывайте настроение Ребенка.
10. Старайтесь не критиковать Ребенка.
11. Пусть Ваши занятия с Ребенком будут искренними, доступными и доброжелательными.