Вера Ермакова
Дидактическая игра как средство познавательного развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важных является решение задач развития игровой деятельности детей. Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребёнка. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.
Публикация «Дидактическая игра как средство познавательного развития ребёнка» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Классификация игр детей дошкольного возраста (самодеятельные-по инициативе детей-игры экспериментирования-сюжетно-самодеятельные (игры с правилами-по инициативе педагога-обучающие-подвижные, дидактические,досуговые, народные-обрядовые, тренинговые, досуговые).
Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего. Помимо закрепления и расширения имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников.
Функции дидактической игры – это :игровой метод обучения, всестороннее воспитание личности,самостоятельная игровая деятельность, форма обучения детей.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:игры с предметами,настольно-печатные,словесные.
Настольные игры, разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры ("Где что растет", "Когда это бывает", "Кому это нужно" и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т. д. ("Летающие колпачки", "Попади в цель", "Гусёк" и др.); игры типа мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.
Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи (яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).
Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их. К играм-забавам относятся такие известные, как "Поймай зайчика", "Жмурки с колокольчиком" (определение направления по звуку, "Кто скорее соберёт картинку" (на координацию движений) и др.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению «тормозить» это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.
При проведении дидактических игр педагог должен уделить внимание некоторым особенностям в руководстве такими играми :
активное участие в игре каждого ребёнка;
связь игр с другими видами деятельности детей (обучение на занятиях, экскурсии, наблюдения, труд)
создания таких условий, чтобы игры превращались в самостоятельную деятельность детей: умение воспитателя заинтересовать детей играми; наличие в достаточном количестве дидактического материала, игрушек, настольных игр, наличие большого количества дидактических игр, которые можно использовать как в помещении, так и на прогулках.
Объективная, доброжелательная оценка воспитателя при подведении итогов игры является необходимым условием эффективности дидактических игр.
Например, с детьми младшего дошкольного возраста к занятию по знакомству с домашними животными (корова, лошадь) подбирается и проводится игра «Узнай, кто в домике живет». Эта игра может быть проведена в день занятия (во второй половине дня) или на следующий день. Это зависит от наличия времени и развития детей. Дидактическая задача этой игры заключается в том, чтобы закрепить названия животных, а позже задачу можно усложнить — предложить узнать не только животное, но и детенышей этого животного (теленок, жеребенок). Игровое действие строится таким образом, чтобы дети смогли узнать животное по звукам голоса.
Например, задачи развития речи образовательной области «Коммуникация», сохранение и укрепление физического и психического здоровья младшего дошкольного возраста большое значение имеют дыхательные упражнения, развитию которых служат такие дидактические игры, как «Пузырь». Играющие стоят тесным кругом и раздувают «пузырь» - наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные трубочкой (один на один). При каждом раздувании все наклоняются вниз, впускают воздух, затем, выпрямляются, набирают воздух, а потом, вновь наклонившись, произносят «ф-ф-ф», выдувая в свою трубку. Так повторяется 2—3 раза. Затем, взявшись за руки, дети двигаются назад, расширяя круг, и говорят: «Раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». К концу проговаривания текста образуется большой растянутый круг. Ведущий, дотрагиваясь до соединенных рук детей, говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру, произнося звук «тс-тс», затем игра снова повторяется. Так несколько раз.
Формирование элементарных математических представлений – одно из направлений образовательной области «Познание» с интеграцией области
«Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное слово», «Музыка». Максимального эффекта при решении задач развития ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Предлагаем вам дидактическую игру с элементами ФЭМП, где воспитатель младшей группы в непосредственной образовательной деятельности закрепляет представления о цвете, форме, величине и размере предмета. Дидактическая задача “Научить детей различать кольца по величине" реализуется через игровое задание «Собери башенку правильно". У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком, и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие - проверить правильность собирания башенки - предлагает детям самим это сделать.
К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Умение удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.
Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "В следующий раз будем играть ещё лучше" или: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.
Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.
Дидактическая игра "Чудесный мешок Буратино" для детей второй младшей группы
Программное содержание: Учить детей правильно употреблять в речи название качеств предметов (величина, цвет, отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ. Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая, ленточки (разного цвета и длины, лошадки, утята, Буратино, качалка – лошадь, чудесный мешочек. Ход занятия: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Правильно, Буратино. Что это у Буратино? (нос). Какой нос у Буратино? (длинный). Буратино принес волшебный мешок. Что у тебя в мешке, Буратино? (игрушки). Ребята, вам интересно какие игрушки у Буратино в мешке?» вызываю ребенка к себе и прошу на ощупь достать из мешка игрушку, назвать ее и рассмотреть ее, ответить на вопросы. - Что это? (матрешка) Какая она красивая. Тебе она нравится? Давай посмотрим, что находится внутри. Еще матрешка, поставь их рядом. Вова, достань еще игрушку. Что это? (пирамидка). Покажи, где у пирамидки красный кружок. А этот по цвету какой кружок? (зеленый). Затем достают еще одну пирамидку и рядом ставят. Какая эта пирамидка? (большая, а другая (маленькая). Достают потом лошадку. Кто это? (лошадка, лошадь). Какой хвост у лошадки? (длинный). Следующий ребенок достает еще одну лошадку. - Что это у лошадки? (ноги). А какие у лошадки ноги (ноги длинные). Лошадка какая? (длинноногая). Хоровое и индивидуальное повторение. А кто это? (достает из мешка утят). Кря-кря-кря, это утята. Дети, в мешке еще что-то есть? Что это? (лента, ленточка). Первая лента – длинная, вторая – короткая. Посмотрите, сколько игрушек принес Буратино?» Затем выслушиваем 2-3 рассказа детей об игрушках. Физкультминутка: Езда на лошадке. На лошадке ехали (Шагаем на месте.)До угла доехали. Сели намашину (Бег на месте.)Налили бензину. На машине ехали,До реки доехали. (Приседания.)Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)На реке - пароход. (Хлопаем в ладоши.)Пароходом ехали,До горы доехали. (Шагаем на месте.)Пароход не везет,Надо сесть на самолет. Самолет летит, В нем мотор гудит:(Руки в стороны, «полетели»)-У-у-ф. (И. Токмакова)Занятие продолжается. «Буратино хочет с вами поиграть. Игра : «Чего не стало». На стол ставим 3 пары игрушек (пирамидки, лошадки, матрешки) заменяем по очереди ленточками, затем убираем игрушки. Дети должны перечислить все игрушки, с которыми играли.