Елена Архипова
Консультация «Что нужно знать воспитателям о детской агрессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Что нужно знать воспитателям о детской агрессии
Агрессия – нормальная и необходимая реакция ребенка. Она нужна ему, чтобы успешно конкурировать с другими детьми, добиваться целей.
Агрессия переходит в насилие, если ребенок не умеет безопасно для окружающих ее выражать. Задача взрослых – учить детей приемлемым способам выражать агрессию.
Публикация «Консультация „Что нужно знать воспитателям о детской агрессии“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
Регулярные вспышки агрессии, неадекватность их уровня той ситуации, которая их спровоцировала, указывают на то, что ребенок, возможно, имеет психологические проблемы и ему требуется помощь психолога.
Совет 1. Найдите причину агрессии ребенка
Не рассматривайте агрессию как проявление плохого характера или невоспитанности ребенка, воспринимайте ее как звено в цепи взаимодействия ребенка с миром. Понаблюдайте за ситуациями, в которых ребенок проявляет агрессию. Обратите внимание, что произошло непосредственно перед вспышкой агрессии, и что изменилось после.
Рекомендации. Стимулируйте конструктивную деятельность детей в группе. Занятия должны предоставлять возможность каждому ребенку действовать осмысленно, а не просто убивать время. Задавайте только общее направление дела. Например, предложите задание так: «Ребята, у нас есть разные предметы, из которых можно построить домики». Не требуйте одинаковых действий от всех детей – одни дети захотят рисовать домик, другие лепить, третьи строить из кубиков, четвертые делать из большой коробки и т. д. Пусть склонные к агрессии Дима, Костя, Наташа и Катя выберут то, что у них получается.
Чаще персонализируйте общение с агрессивными детьми : называйте каждого по имени, побудьте понемногу рядом с каждым, задайте вопрос, скажите свое мнение, улыбнитесь, найдите, за что похвалить. Чаще одобряйте поведение детей, когда они ведут себя неагрессивно. Например: «Как ты здорово придумала, Наташа!», «Дети, мне приятно быть с вами рядом», «Вы молодцы».
Проявляйте внимание к агрессивному ребенку, оказывайте поддержку, не обсуждайте его поведение. Скажите: «Дима хороший, замечательный мальчик», спросите: «Костя, мне кажется, ты скучаешь?».
Постарайтесь понять, какую потребность ребенок удовлетворяет, действуя агрессивно. В этом поможет таблица. В ней наглядно видно, что было до вспышки агрессии, например, воспитатель или родители наказали ребенка, заставили его поделиться своей игрушкой с другим ребенком. Что изменилось – ребенок отреагировал на наказание, проявил эмоции, выразил переживаемые чувства (обиду, злость).
Совет 2. Не запрещайте детям проявлять агрессию, но учите правильно выражать ее
Воспитатели считают детскую агрессию недопустимой, говорят детям «перестань злиться», «нельзя вредничать», «не смей драться!». Но ребенок не может усилием воли не злиться. Иногда он подавляет внешнее выражение агрессии, но агрессия никуда не девается и ищет возможность выйти наружу. Через некоторое время ребенок «срывается», агрессия становится неконтролируемой.
Агрессия превращается в насилие, если ребенок не знает, как по-другому ее выразить. Ему нужен опыт наблюдения за «правильно» злящимися значимыми взрослыми. Научите ребенка социально приемлемым способам выражать агрессию : расскажите об этом, покажите личный пример; в ситуациях, когда ребенок проявляет агрессию, обращайте его внимание на то, как он это делает, и давайте обратную связь.
Рекомендации. Обращайте внимание агрессивного ребенка на то, что он делает, когда злится: «Ты сейчас очень грубо сказал», «Ты портишь чужую вещь», «Ты разрушил башню, которую Даша так долго строила».
Озвучьте чувства, которые возникают в ответ на агрессию. Говорите при этом не об агрессивном ребенке, а о том, кто подвергся его агрессии, не переходите на обсуждение личности ребенка: «Мне сейчас очень обидно», «Даша плачет», «Посмотри-ка, малыши в песочнице испугались».
Четко называйте, каких действий вы хотите сейчас от ребенка. Не говорите риторически: «Да что же это такое!», «Ты чем думал?». Говорите конкретно, спокойным ровным тоном: «Прекрати», «Стоп», «Так делать нельзя», «Это Танина игрушка, отдай», «Отойди вот сюда», «Скажи то же самое без ругательств».
Показывайте в игре детям разные формы проявления агрессии. В образе героя учите, как правильно защищаться и добиваться своего. Учите не отказу от агрессии, отступлению («ладно, забирай», а ее цивилизованному выражению («я сама сейчас хочу с этим играть», «мне это не нравится, не делай так»).
Совет 3. Организуйте среду в группе таким образом, чтобы она поддерживала эмоциональное благополучие детей
Дети, как и взрослые, реагируют на обстоятельства жизни. Некоторые условия – давление со стороны взрослых, унижение, невозможность уединиться, удовлетворить важные потребности – провоцируют у ребенка агрессию.
Рекомендации. Предоставляйте детям возможность больше играть. Двигательная активность и спонтанная игра должны по продолжительности втрое превышать занятия учебного типа и развлечения с гаджетами.
Чередуйте виды активности – двигательную и умственную; индивидуальную и коллективную. Меняйте интерьер группы или вносите в него изменения. Помните, что жизнь ребенка должна протекать здесь и сейчас. Не пытайтесь управлять его поведением с помощью отсылок в будущее или прошлое: «Ты забыл, как мама тебя ругала?», «Что из тебя получится!». Не требуйте постоянно откладывать удовлетворение какой-то потребности: «Сейчас потерпи, а вот потом…».
Оборудуйте в группе место для уединения, научите детей им пользоваться. Обеспечьте питьевой режим в группе, напоминайте детям вовремя о том, что пора попить.
Не нарушайте личные границы детей. Это воспринимается как насилие и ведет к ответному насилию. Ребенок имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания. Не давайте оценок вкусам и симпатиям ребенка; придерживайтесь правил «хвалить исполнителя, критиковать исполнение» и «хвалить при всех, ругать наедине».
Не разглашайте сведения, которые вы узнали о ребенке от других или от него самого в личной беседе. Не отбирайте личные вещи ребенка. Признавайте право ребенка по-своему относиться к ситуации, не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда он проявляет чувства, не обесценивайте их, не говорите: «Что ты злишься из-за ерунды?». Если хотите выразить свое отношение, говорите о себе: «Я этого не понимаю», «А мне нравится».
Совет 4. Если дети в группе подражают агрессивному ребенку, боритесь не с ребенком, а с подражанием ему
Дети могут подражать агрессивному ребенку по многим причинам: он добивается своего, ведет себя ярко, использует незнакомые раньше формы поведения. Подражание вообще характерно для детских коллективов. Дети оказывают взаимное влияние друг на друга, и оно тем сильнее, чем меньше в группе приветствуется самостоятельность, поэтому главное средство борьбы с подражанием – поддержка самостоятельности детей.
Рекомендации. Как можно чаще говорите о положительных качествах агрессивного ребенка, это поможет создать ему другой имидж и выделить в нем другие черты для подражания.
Демонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем детям, чье поведение вы хотите изменить.
Четко определите и озвучьте, какие действия, поступки подражателей следует искоренить – например, драки, брань, дележ игрушек. Последовательно реагируйте на такие поступки негативно: делайте замечания, запрещайте, сообщайте родителям, выражайте неодобрение. В то же время поддерживайте подражание положительным качествам агрессивных детей – например, интересу к игре, общительности (выслушивайте, хвалите, задавайте вопросы).
Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных детей в группе, не говорите обобщенно: «Вы же не слушаете!», а только «Ты меня не слышишь».
Поддерживайте самостоятельность и индивидуальность детей: не вторгайтесь в их активность без нужды, не заставляйте действовать одинаково, интересуйтесь их мнением, сравнивайте точки зрения.
10 условий, которые способствуют снижению
детской агрессии
1. Удовлетворение потребностей ребенка.
2. Баланс контроля, опеки взрослых и возможности проявлять самостоятельность.
3. Наблюдение конструктивных отношений между значимыми людьми.
4. Здоровые семейные формы выражения агрессии.
5. Отсутствие насилия со стороны взрослых и сверстников.
6. Возможность действовать спонтанно и целиком отдаться своему занятию
7. Соблюдение личных границ ребенка другими людьми.
8. Преобладание позитивных эмоций над негативными.
9. Физический комфорт, правильный режим питания, отдыха, одежда по сезону.
10. Опыт доверительных отношений со взрослыми и ровесниками.
Александра Фокина
доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, член Федерации психологов-консультантов России, к. п. н.