Дарья Бурцева
Консультация «Актуальные проблемы педагогического мастерства»
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов. Но какие бы изменения не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на педагоге. Под профессиональным уровнем педагога надо понимать особое свойство систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.
Публикация «Консультация „Актуальные проблемы педагогического мастерства“» размещена в разделах
На сегодняшний день качество преподавания в образовании не всегда соответствует ценностным запросам социума и уровню инновационно-технических разработок. Проблема профессионализма и определения компетентности педагога весьма актуальна.
Нормативные требования к профессиональной деятельности находят отражение в квалификационной характеристике воспитателя. В ее структуру входят базовые знания, умения, навыки, необходимые и достаточные для того, чтобы успешно действовать. Очевидно, что в динамичном, развивающемся обществе невозможно раз и навсегда достичь нужного уровня квалификации. Отсюда вытекает необходимость повышения квалификации как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности. Все это свидетельствует о том, что в современных условиях реформирования дошкольной образовательной системы в России углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей и качество получаемых результатов в действительности часто им не соответствует.
Ряд исследователей компетентность педагога оценивает по таким основным показателям, как уровень знания и понимания того, чему он намерен обучить других; мера владения технологией преподавания; умение добиваться одновременного выполнения задач, связанных с обучением, воспитанием и развитием учащихся.
Понятие «компетентность» уже, чем понятие профессионализм, указывая, однако, на то, что человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не являться компетентным в решения некоторых профессиональных задач.
Помимо этого, в сфере образования этически важным является щепетильный вопрос о возможности и необходимости исполнения преподавателем в современных социально-правовых условиях воспитательных функций.
В первую очередь воспитательный процесс, конечно же, происходит в ближайшем окружении воспитанника – семье, в условиях длительного и постоянного взаимодействия –дошкольном учреждении, вне учреждениях при всех формальных и неформальных контактах ребенка с другими людьми, его обращении к средствам массовой информации и т. д. Однако, это не принижает роли педагога. Он выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний.
Квалифицированный педагог должен ясно осознавать и контролировать свое психологическое здоровье, а основой реализации данного направления является адекватная самоидентификация, самодиагностика и формы саморегуляции.
Психолого-педагогические навыки в первую очередь необходимы для контроля преподавателя за своими эмоциональными проявлениями, для создания вероятности исключения негативного влияния на ребенка некоторых своих личностных качеств, а также для определения направления оптимизации резервов своих способностей для осознанного формирования ценностно-мотивированого непрерывного саморазвития, что в свою очередь повышает качество и тонус профессиональной деятельности.
Мало кто из педагогов задумывается над необходимостью обладать личностными качествами, определяющими такт и этику общения. Как правило, индивидуальность каждого человека воспринимается как данность, не подлежащая каким-либо изменениям. Однако это не так. Безусловно, индивидуальность складывается из определенного набора характеристик, соотношение которых определяет от природы и воспитания личность человека. Но научиться понимать те или иные качества и управлять своей рефлексией в зависимости от ситуации и оппонента (в данном случае ребенка, коллег или родителей воспитанников) должен каждый. Более того, в профессиональной деятельности педагога ценность этого положения возрастает во много раз, так как он несет непосредственную ответственность перед обществом и, конечно, перед личностью самого ребенка, определяя его жизненные ценности и направления развития.
Кроме того, внимание к вышеуказанным аспектам, понимание законов действия психофизиологических и рефлексивных особенностей того или иного человеческого возраста и характера помогут найти оптимальные пути развития коммуникативных компетенций (воспитатель – ребенок, воспитатель – коллеги, воспитатель – администрация, воспитатель – родители воспитанника).
Психологическая подготовка является базисным центром корректных межличностных отношений в любых ситуациях.
К сожалению, подавляющее большинство педагогов не осознает себя психологической единицей, с которой можно работать. Педагогическая привычка «обучать других» в некоторой мере атрофирует самовосприятие и соответственно возможности самодиагностики и саморазвития.
Иными словами, для того чтобы научить, педагог должен уметь сам.
В современной педагогической практике практически совсем не уделяется внимание такому компоненту профессионального мастерства, как навыки научной деятельности – умение анализировать, сравнивать, систематизировать, производить диагностику и оценку получаемых результатов, выявлять оптимальные методы, а также вести экспериментальную деятельность. К этой области профессиональной компетентности относится и очень важное качество – навык грамотного формулирования своих мыслей. В этом случае также очень важна теоретическая база, которая позволяет пополнить тезаурус и при тренинге практического воспроизведения значительно повысить качество речи. Довольно частое отсутствие в современной практике преподавания указанного компонента снижает продуктивность труда посредством неумения понятно и рационально объяснить материал воспитаннику, а также ограничивает потенциальные возможности профессионально-личностного развития.
Не менее важна и методическая грамотность педагога – теоретическая информированность о методиках работы с детьми дошкольного возраста, а также владение приемами и методами реализации данных знаний в практической деятельности.
Помимо этого, довольно актуальным на сегодняшний день компонентом педагогической деятельности является заинтересованность в инновациях и технологиях. То есть владение и использование в профессиональной деятельности современных информационных медиасредств – аудио-, видеоустройства; компьютер и различные игровые и обучающие программы; сеть интернет, предоставляющая на сегодняшний день широчайшие информационные возможности (от поиска необходимой информации до дистанционного повышения квалификации и создания собственных творческих интернет-проектов). Их практическое применение расширяет потенциальные возможности профессионально-личностной самореализации индивида. Однако, встречаются педагоги, которые не владеют навыками работы с персональным компьютером и сетью интернет, а также не обладают информацией о возможностях применения данного вида технологий в профессиональной деятельности.
Приведенный набор характеристик является довольно общим, но в современных условиях именно он определяет профессиональную целостность педагогического мастерства. Проблема же отсутствия осознанного восприятия педагогами компонентов профессионализма и компетентности, пренебрежения современными научно-техническими разработками подрывают авторитет педагога в сфере образования в целом как носителей и воспитателей культурного и нравственно-эстетического общества. Все рассмотренные компоненты в силу своей естественной природы, берущей начало в законах существования мира, находятся в постоянном движении, меняя свое содержание и, коррелируя, образуют структурное единство и основу профессионализма того или иного уровня. Осознание и внимание к каждому компоненту дают возможность сознательно регулировать качество своей деятельности, повышают эффективность педагога посредством развития креативности личности, общекультурной эрудированности и осознания обоснованности применяемых им методов.