Юлия Кудинова
Математическое воспитание дошкольников средствами сказки
▼ Скачать + Заказать документы
1. Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства отношения зависимости, умения их конструировать предметами, знаками и словами.
Публикация «Математическое воспитание дошкольников средствами сказки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Всем известно, сто фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, поговорки дают неожиданный эффект в обучении дошкольников различным способом доказательств. Владение объяснительной и доказательной речью пригодится ребенку в жизни.
2. Математика зарождалась в древности из попыток человека постичь законы мироздания. Нет, не подсчет прибылей и убытков занимал умы великих ученых, которые заложили фундамент этой науки. Они пытались постичь законы гармонии, понять не только смысл, но и архитектуру творения.
Как великому ученому, ребенку неинтересно подсчитывать. Для него математика – это тоже еще одно, особое «тридевятое царство, тридевятое государство». Ребенок легко путешествует, по разным мирам, созданным воображением человека. Сказка – это его стихия. Но ведь математика – это тоже особого рода «выдумка без обмана».Это мир идей. Этот мир существует объективно. Ребенок познает мир с помощью органов чувств и познание неразрывно связано в его опыте с восхищением, информация – с эмоциями. Только когда выполняются эти законы, подсознание приносит ребенку пользу и радость, а не ведет к угасанию живого восприятия мира, эмоциональности.
3. «Сказка лож, да в ней намек, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства.
И действительно, сказка не только, развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она универсальный учитель. Почему-то
Считается, что взрослым не до сказок, но вспомните, как привлекает нас реклама, в котором участвуют сказочные герои.
Сказку, можно обсудить, обыграть, ребята с удовольствием перевоплощаются в сказочных героев и рассуждают и действуют от их имен.
4. На наш взгляд инструментом для обучения именно таким ярким куском и становится сказка, она понятна ребенку, созвучна с его миром, душой. Сухой материал его не устраивает, он слишком обстрактен.
Когда взрослый предлагает ребенку задание, он объясняет, зачем оно выполняется, т. е. мотивирует необходимость д-ти. Однако то, что выдвигает в качестве мотива взрослый далеко не сразу становится мотивом действия ребенка. И хотя он принимает задание взрослого и приступает к его выполнению мотив ребенка может не только не совпадать с мотивом взрослого, но и существенно отличатся от него.
Сказка служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок вступая в реальные отношения со сказочными героями, он проявляет или воспитывает свои личные качества и обнажает эмоциональные переживания. Сказка способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений новых побуждений и потребностей.
И так практическая д-ть (в данном случае выполнение действий походу знакомого
пр- ия для решения сложной задачи) в ходе которой ребенок вступает в реальные взаимоотношения со сказочными героями. Овладевает знаниями и воспитывается.
5. Мы считаем, что данный подход к обучению детей элементам математики полностью соответствует новой «Концепсии дошкольного воспитания» утвержденного комитетом по народному образованию в 1989 г., в которой указано на недопустимость переноса учебно- дисциплинарной модели обучения образовательных деталях дошкольного возраста.
ПРИНЦИПЫ:
1) Образная подача материала обеспечивает большую эффективность его запоминания и возможности самостоятельного мышления ребенка.
2) Эмоциональная окрашенность занятий по принципу единства аффекта интеллекта
3) Единая смысловая линия для целостного восприятия и получения заданий как говорится «на одном духу».
4) Соответствия задач программами воспитания и развития детей в детском саду.
5) Развивать познавательную мотивацию.
6) Развивать воображение как важной психической функции.
1. Дети должны показать на этих занятиях:
1) усвоение материала;
2) высокую активность;
3) быть открытыми в общении;
4) проявлять инициативу, самостоятельность.
7. Наши формы и методы работы:
1) театрализация с математическим сод –ем
2) фронтальное занятие при условии выполнения нескольких задач;
3) коллективное занятие с условиями свободного посещения;
4) самостоятельная деятельность в развивающей среде.
8. На занятиях широко исполняются игровые задания
Интеллектуальное сотрудничество
Обязательна оценка деятельности детей (нетравмирующая)
Обязателен воспитывающий аффект
Игровые задания подбираются по определенной системе. Постепенно они усложняются как по математическому сод-нию, так и по способам взаимодействия.
Игры и упражнения
1. Что мы имели:
низкий уровень усвоения мат –ла,
низкую активность детей на занятии,
скучные занятия, где простой набор упр – ний был труден д в -м
2. Что нас заставило:
Все эти причины заставили задуматься об
эффективности и целесообразности такой
подачи материала.
3. Как мы начали:
Для начала мы выбрали направление на одну программу
Затем вспомнили интересную методику по развития
Речи обучения детей чтению: Чудо – сказка, чудо –азбука. Именно она натолкнула на то, чтобы работать в
Данном направлении, и использовать сказку во всех
Занятиях.
С воспитателями была подобрана и приобретена
Различная литература. Было решено освоить ее в
Разделе математики и в речи.
4. Почему мы остановились именно на таком подходе.
Во первых т. к. ребенок познает все через чувства,
Ощущения. Только яркое и дорогое для ребенка значимо.
Часто мотивация ребенка не совпадает с мотивом взрослого, хотя от и выполняет то, что требует, но это чисто механическое выполнение без интересное, о каком развитии творчества,
Воображения, познавательности, активности может идти речь.
По словам Сухомлинского «Ребенок познает мир с помощью органов чувств и познание неразрывно связано в его опыте
С восхищением, информация – с эмоциями. Только когда выполняются эти законы познания приносит ребенку пользу и радует, а не ведет к угасанию живого восприятия мира, эмоциональности.
На наш взгляд инструментом для обучения именно таким ярким куском и становится сказка.
Она понятна ребенку, созвучна с его душой, его внутренним миром.
Во-вторых сухая информация ему не интересна, а математика в том виде в каком она подается нам, суха.
Важно сделать познание математики еще одним «тридевятым царством, тридевятым государством». Ребенок легко путешествует по разным мирам, созданным воображением человека. Сказка его стихия и мы должны умело ее использовать.
В третьих пусть математика это одна из основных задач дошкольного образования, мы все же не должны просто учить ребенка считать, измерять и решать арифметические задачи.
Но обязаны развивать способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения зависимости и
Развивать умение оперировать предметами, знаками словами.