Ирина Щетинина
Консультации для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультации для воспитателей
На современном этапе, развитие просвещения в России характеризуется такими особенностями: увеличением количества детей, что начинают посещать дошкольные учреждения с 1,5-2 летнего возраста, низким уровнем охвата детей системой дошкольного образования, переходом образования на обучение с шестилетнего возраста на семилетнее в Крыму в школе. Именно эти особенности развития двух первых ступеней образования требуют тщательного внимания к проблеме обеспечения каждому ребенку успешной адаптации к новым социальным условиям.
Публикация «Консультации для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
При принятии малыша в дошкольное учреждение педагоги собирают наиболее полную информацию о малыше, семье, традициях семьи, узнают о том что малыш умеет делать самостоятельно. Затем, проводят консультацию для мамы и других самых близких родственников: как не бояться чужих людей. Например:
1) Сделать прощание с человеком игрой- когда люди уходят, махать рукой и говорить: «пока-пока»; учить малыша посылать воздушный поцелуй;
2) Играть с малышом в «жмурки» для того чтобы ребенок приучался к тому, что мама то исчезает, то появляется;
3) Приучать ребенка к тому, чтобы он играл со всеми людьми в «Ладушки»,»Сороку-ворону» и т. д.
Независимо от возраста, на каждого воспитанника детского сада, который проходит период адаптации, оформляется адаптационная карта, где воспитатели, психолог, медицинская сестра фиксируют основные показатели адаптации или дезадаптации малыша. Позднее, когда ребенок поступает в первый класс, эта карта передается школьному психологу с целью прогнозирования характера адаптации к школьному обучению в начальной школе, а потом в средней. К оформлению адаптационных карт необходимо привлекать как можно больше людей-специалистов, что поможет составить объективную картину процесса адаптации к новым социальным условиям каждого ребенка, а также в случае необходимости составить конструктивные рекомендации.
Малыша, поступающего в дошкольное учреждение необходимо привести на прогулку, для того чтобы он познакомился с другими малышами, чтобы он с ними поиграл, пообщался. Необходимо обеспечить присутствие вновь поступающего малыша на различных праздниках и развлечениях, а также привлекать по возможности этого малыша к участию (посильному) в этих праздниках и развлечениях. Когда малыш познакомился со сверстниками, необходимо неполное его пребывание в дошкольном учреждении и только после этих этапов организовать полное пребывание в дошкольном учреждении.
В утренние часы «новичка» можно заинтересовать красивой, яркой, необычной игрушкой. Это могут быть всевозможные погремушки, куклы, машинки, каталки и т. д. А так же проводить разнообразные дидактические, развивающие, сюжетные игры. Например:
- игры с пирамидками;
- Д/ игры: «Прокати шарик в ворота»; «Привяжи шарик на ниточку»;
-Д/ игры: «Накорми птенца»; «Парные картинки»;»Разложи кружочки по величине и цвету»; «Прокати шарик в трубочку»; «Подари петушку перышко» и т. д.
МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Каштановое»
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ
РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ»
(консультация для воспитателей)
Подготовила: воспитатель Щетинина И. В.
2015 год
Важнейшей составной частью работы по развитию связной речи является обучение рассказыванию. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает обучение детей пятого года жизни рассказам по восприятию (описание игрушки, растения, картины) и пересказу.
Наши данные свидетельствуют о том, что пересказывают дети легче и охотнее, чем составляют описательные рассказы по восприятию, причем при правильном подборе произведения, они одинаково легко и охотно пересказывают как сказки так и рассказы.
Однако возникает такой вопрос. Если дети легче пересказывают, чем составляют описательные рассказы, не следует ли вначале обучать их только пересказу? В результате исследования, проверенных на практике, автором установлено, что наибольшие успехи достигаются при параллельном обучении детей тому и другому виду рассказывания (четче восприятие текста предмета или его изображения, последовательнее и длиннее – 1,5 -2 фразы- рассказ, богаче словарь, эмоциональнее речь). Однако при самостоятельном рассказывании дети, как правило, допускают неточности в описании, существенные пропуски, в результате чего воспитателю приходится исправлять их ответы, что-то подсказывать, помогая сделать рассказ полнее и содержательнее. Ребенку закончившему рассказывать, иногда следует предложить помощь. Желательно, чтобы затем он повторил свой рассказ еще раз.
В большинстве случаев повторный рассказ оказывается содержательнее первого, паузы между фразами становятся менее длительными. Нужно следить, чтобы число подсказок дополнении не превышало 3-х фраз, иначе ребенок не запомнит их. Для рассматривания и рассказывания рекомендованы картины из серий:
-«Наша Таня»;
- «Мы играем»;
- «Домашние животные»;
Картины просты по композиции и доступны детям по содержанию. Количество персонажей и предметов, их окружающих невелико (1-3). Это позволяет ребенку вычленить и охарактеризовать главное, установить связи между предметами, понять (при соответствующем объяснении взрослого) намерения и мотивы действий персонажа, его отношение к окружающему.
Образец- ведущий прием обучения рассказыванию по картине. В методической литературе не определены четкие требования к его построению и объему. Наблюдения показали, что четырехлетние дети легче и охотнее ориентируются на такой образец, в котором одно другое поясняет, одно из другого вытекает, причем главным в содержании рассказа является действие и переживания персонажа: («На улице морозно, но Танюше не холодно, так как на ней теплое пальто»).
Рассказ воспитателя может состоять из 7-10 предложений. Он должен отражать конкретное содержание картины, быть интересным, эмоциональным и образным.
Первые самостоятельные рассказы детей состоят из 2-3 предложений. В одних случаях попытка ориентируясь на образец,передать главное («У черной собаки два щенка, один лежит около собаки, а другой стоит около собаки»).
Многие рассказы вообще могут быть далекими от образца, не характеризующими суть картины. Умением составлять описательные рассказы по картине дети овладевают очень легко. Рассказы дошкольников становятся значительно лучше, если взрослый сообщает им название картины. В этом случае даже трехлетние дети относительно содержательно рассказывают о том, что они видят, а дошкольники четырех-пяти лет дают развернутое описание.
Самую большую группу составляют вопросы, требующие ответов-размышлений, доказательств. Они заставляют ребенка сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы, строить предположения. Педагогу следует учиться вдумчиво, с доверием относиться к поискам детей. Тогда в процессе беседы, и в самостоятельных рассказах они будут охотнее делиться своими впечатлениями и догадками. Если при рассматривании картины дети были активными, а их суждения логичными и доказательными, предлагать образец рассказа не нужно. Нецелесообразно также воспитателю давать описание самого трудного фрагмента картины. Рассматривая с детьми картину, педагог должен так сгруппировать свои вопросы, чтобы при ответе у ребенка получился законченный рассказ по одному из фрагментов. Занятие целесообразно заканчивать рассказом воспитателя, который составляется накануне.