Юлия Василенко
Консультация для родителей «Самостоятельное обучение детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок в будущем добился успеха в учебе или работе. "Кирпичики" развития не закладываются сразу, а появляются в первые годы жизни. Они появляются благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и детей. Успех ребенка в различных видах деятельности зависит от его способности проявлять самостоятельность, управлять своим поведением и достигать целей, поставленных перед ним в процессе воспитания и обучения. Все это можно приобрести постепенно, только с помощью взрослых, родителей. Для того чтобы дети приобрели вышеперечисленные навыки, им необходимо знать, как формировать самостоятельность и управлять своим поведением в соответствии со своими возрастными особенностями. Независимого ребенка отличает способность хорошо учиться и наличие навыков, необходимых для "взрослой" жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Самостоятельное обучение детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Независимость обычно понимается примерно так: "способность управлять и распоряжаться собственной жизнью лично, без посторонней помощи", "способность принимать решения и отвечать за их последствия" и т. д. Однако все эти определения не применимы к маленьким детям в возрасте двух-трех лет или дошкольникам. Когда речь идет о маленьких детях, "независимость — это способность делать что-то самостоятельно в течение некоторого времени без помощи взрослого".
Эксперты определяют независимость таким образом:
- Способность действовать по собственной инициативе и признавать необходимость собственного участия в ситуации;
- Способность выполнять привычные действия, не обращаясь за помощью или контролем к взрослым;
- Способность действовать осознанно в рамках заданных требований и условий деятельности;
- Способность осознанно действовать в новых ситуациях (ставить цели, обдумывать ситуацию, строить элементарные планы и добиваться результата);
- Способность осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- способность переносить известные модели поведения в новые ситуации.
Независимость - процесс постепенный, и начинается он достаточно рано.
К сожалению, многие родители считают, что развитие самостоятельности у их детей всегда сопряжено с опасностью. Как же помочь детям развить этот навык, если они постоянно сталкиваются с опасными ситуациями за "порогом" нашего дома? Все просто, главное - следовать грамотным инструкциям.
В начале этого "пути" самое главное для родителей - понять, что самостоятельность ребенка всегда подразумевает свободу выбора и уверенность в себе. Это нелегкая задача. Не все родители могут позволить своим детям без страха принимать собственные решения. Они могут, например, совершать ошибки из-за отсутствия опыта или знаний в этом вопросе.
Именно в таких случаях грамотный подход может оказаться полезным и показать ребенку дошкольного возраста, что любая самостоятельность основывается на четких границах и правилах. Свобода выбора имеет свои правила.
Если вы все еще сомневаетесь, подумайте о том, что дети, лишенные права на ошибку, обычно вырастают инфантильными, нерешительными и неуверенными в себе. Они боятся сделать "шаг", который сопровождается ответственностью.
Как не развивать в детях самостоятельность
Воспитание самостоятельности у детей основывается только на одном ключевом факторе. Это сведение уровня родительского контроля к минимуму, чтобы ребенок, набираясь жизненного опыта, не попадал в опасные и рискованные ситуации.
Желание "делать все самому" - естественная потребность каждого ребенка, но взрослые препятствуют этому, опасаясь, что "защищенный человек" не справится с работой. Вот некоторые ошибки, которые обычно совершают такие взрослые:
Это быстрее.
Лучше все сделать самому, чем ждать медлительного карапуза. За это время они могут вывернуть ваши брюки, изучить рисунок ткани или испачкать ее. Взрослому это сделать проще и быстрее. Однако наша цель - воспитание самостоятельности, а это требует большого терпения. Пусть ребенок работает по собственному плану, а вы не вмешивайтесь и не навязывайтесь ему.
Безопасность имеет первостепенное значение.
Маленькие дети подвергаются опасности везде, даже в своей собственной комнате. Он может споткнуться о порог, удариться об угол столешницы, проглотить мелкий предмет и много чего еще может случиться.
Чтобы этого не произошло, необходимо учесть и устранить все опасные нюансы. Не помешает поговорить о благоразумном поведении. Объясните, что утюги могут обжечь, а иголки - уколоть.
Бедный ребенок.
Родители часто стараются оградить своих детей от любых трудностей и ошибок. Они жалеют ребенка. Это первый шаг к жестокому обращению с детьми. Перед детьми в любом возрасте нужно ставить посильные задачи и анализировать последствия.
Дошкольники уже могут строго придерживаться семейных правил, например, помогать маме в уборке дома (убирать игрушки, развешивать свои вещи) и ложиться спать, как только закончатся вечерние ритуалы (умывание, переодевание, чистка зубов). Но самое главное, что у детства есть свои этапы развития.
Поэтому важно помнить:
- Вы не должны делать для своего ребенка то, что он может сделать сам. Например, если он уже может есть и переодеваться без помощи взрослых, позвольте ему делать это самому. Конечно, вы можете помочь ребенку одеться быстрее, чем он может сделать это сам, или позволить ему поесть, не испачкав одежду или окружающее пространство, но это будет препятствовать росту его самостоятельности.
- Вы должны помогать ребенку, только если он просит помощи у взрослого. Не следует вмешиваться в поведение ребенка, если он сам не попросит вас об этом, когда он что-то делает. Конечно, взрослые часто лучше понимают, как поступить, но важно дать ребенку возможность самому найти решение. Они должны учиться понимать вещи самостоятельно и делать маленькие открытия. Однако родители должны быть рациональными. Если они делают что-то опасное для ребенка, они, конечно, должны его защитить, даже если он об этом не просит.
- Стремление к самостоятельности нужно всячески поощрять. Дети в этом возрасте часто повторяют, что они сами по себе. Важно не препятствовать этому стремлению (разумеется, необходимо всячески стимулировать попытки ребенка к самостоятельным действиям, в той мере, в какой это не является неразумным). Когда ребенок пытается сделать что-то самостоятельно, родители должны говорить : "не мешай", "отойди", "ты слишком маленький, у тебя еще не получается, ты не готов". Убедитесь, что у ребенка есть возможность испытать свои силы. Если он хочет подмести пол, дайте ему ведро и тряпку. Так ребенок научится не только самостоятельности, но и трудолюбию, даже если на то, чтобы незаметно убрать лужицы, образовавшиеся в результате его труда, уйдет всего несколько минут. Он хочет постирать свой носовой платок. Позвольте ему это сделать. Ведь на данный момент конечный результат не так важен. Поддержите ребенка и оцените его поведение. Главное - не подвергать его неумелые попытки насмешкам. Ведь то, что взрослому может показаться легким и простым, для малыша порой требует огромных усилий. Когда что-то не получается, мягко объясните причину неудачи и подбодрите его, напомнив, что у него все получится.
Помните философскую мысль: "Когда вы сеете семена привычки, поведение прорастает, а характер пожинает плоды".