Ирина Просветова
Конструкт семинара-практикума по развитию речи для детей с ОВЗ «Вместе играем-речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
Семинар-практикум по ОО «Речевое развитие»
Тема + возрастная группа: «Вместе играем – речь развиваем», группа компенсирующей направленности № 1
ФИО, должность, категория: Христолюбова И. Н., воспитатель
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, музыкальная, восприятие художественной литературы
Форма НОД: семинар-практикум для родителей
Планируемый результат: Дети:
• сформирована диалогическая и монологическая речь;
Публикация «Конструкт семинара-практикума по развитию речи для детей с ОВЗ „Вместе играем-речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
• обогащен и активизирован словарный запас ребенка;
• сформирован устойчивый интерес к художественному слову, здоровьесберегающим технологиям;
• проявление активности детьми на всех этапах выполнения упражнений.
Родители:
Пополнили базу знаний по вопросу речевого развития детей
Сформированы представления о создании игровой среды для полноценного речевого развития ребенка.
Оборудование:
ЦЕЛЬ
Формирование педагогической культуры родителей по развитию речи дошкольников.
ЗАДАЧИ
образовательной программы
Образовательные задачи
Сформировать чувство сопричастности
1. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
2. Ориентировать родителей на развитие речевой деятельности ребенка, обогащение его кругозора, словарного запаса, элементов логического мышления, монологической речи в ходе игр, общения с взрослыми и самостоятельной детской деятельности;
3. Помочь родителям создать условия для развития умений использовать в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений;
4. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, правилами проведения в домашних условиях;
5. Закрепить практические навыки выполнения;
6. Рассказать о способах выполнения, привлечь ребенка к выполнению артикуляционной гимнастики.
7. Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения
8. Стимулировать детей к четкому выполнению упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, массажа.
9. Продолжать учить приемам лепки, в частности рисованию пластилином умению отщипывать небольшие кусочки, раскатывать их в колбаски, лепить их к основе.
10. Формировать умение растягивать пластилин по всему рисунку предмета
Развивающие задачи
1. Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе.
2. Развитие мелкой моторики
3. Развивать слуховое внимание при прослушивании стихов
4. Способствовать развитию плавности речи.
5. Развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие)
6. Развивать умения анализировать свои действия
Воспитательные задачи
1. Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам в совместной деятельности.
2. Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим
3. Воспитывать аккуратность, вызывать положительный эмоциональный настрой от результатов своего труда.
Коррекционные задачи:
1. 1 часть. Вводная
Организационный этап
Педагог: Дорогие ребята и уважаемые родители, предлагаем вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие… на паровозике.
Паровозик: Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые (говорит неправильно, я помогу вам попасть в волшебную страну.
• слушают
•соглашаются с действиями персонажа
2. Проблемная ситуация
(мотивационный этап) и принятие детьми цели занятия
Педагог: Ребята, посмотрите, наш паровозик очень плохо разговаривает, звуки не выговаривает и слова не все понятны. Нужно научить его правильно разговаривать. Для этого мы с вами отправимся в путешествие в страну «Правильной речи» и узнаем, что нужно делать (какие упражнения выполнять, чтобы наш язычок стал послушным и мы и паровозик научились правильно и красиво говорить.
3 2 часть. Основная
Проектирование решений проблемной ситуации,
актуализация знаний,
или начало выполнения действий по задачам НОД
Практический этап
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий
• эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание
• вводит элементы новизны
• вовлекает в совместную деятельность;
• использует педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии (артикуляционная гимнастика)
• предоставляет достаточно времени для изучения, ознакомления, наблюдения;
•рассказывает, обсуждает с детьми и родителями;
• активизирует мышление, монологические и диалогические формы общения
• использует педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика)
• использует практические методы и приемы: организует: упражнения с дидактическими материалами;
• использует наглядные методы и приемы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, показ тематических картинок, схем, моделей;
• использует словесные методы и приемы: рассказ, описание, чтение художественной литературы;
• использует игровые методы и приемы: дидактические игры, воображаемые ситуации
предоставляет достаточно времени для изучения, ознакомления, наблюдения;
•рассказывает, обсуждает с детьми и родителями;
• активизирует мышление, монологические и диалогические формы общения
• использует педагогические технологии здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика)
Педагог: Отправляемся в путь (звучит музыка)
Первая остановка «»Вкусная гимнастика», посмотрите, нас встречает наш учитель-логопед, Марина Александровна.
М. А. : Доброе утро, уважаемые родители и дети, меня зовут Марина Александровна. Я учитель-логопед, и сегодня я хотела бы вас познакомить с проведением интересной «вкусной» артикуляционной гимнастике.
Каждая из нас окутана повседневными заботами, и, наверное, каждая, но хоть раз говорила своему ребенку «Не мешай», «Иди поиграй» и т. п.
Но я надеюсь, что после сегодняшней нашей встречи это изменится, и вы сможете заниматься своими делами совместно с детьми.
Для этого нам понадобиться долька апельсина, хлебные палочки. Давайте выполним первое упражнение.
«Усы». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. И постараться удержать хлебную палочку над верхней губой, как будто «усы»
«Часики» + «Качели». Рот широко раскрыт. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к дольке апельсина. Поочередно менять положение языка.
«Вкусный апельсин». Приоткрыть рот и широким краем языка облизать апельсин по кругу.
Вот такие интересные упражнения вызовут интерес для выполнения гимнастики. А фраза «не играй с едой» думаю, можно считать не актуальной, ведь все мы знаем, что только в игре дети учатся и развиваются!
Паровозик: Ух, ты, какие интересные упражнения, а главное, вкусные. Ребята, вы все запомнили? А родители все записали?
Поехали дальше…
Остановка «Веселые пальчики»
Елена Валерьевна сейчас нам расскажет, как с помощью пластилина можно развивать нашу речь.
Приглашаю вас лепить - снежинку с тучкой смастерить.
Но мы будем не просто лепить, а рисовать пластилином. Эта техника называется пластилинография. С ее помощью развивается мелкая моторика пальчиков рук, память, улучшается мыслительная и речевая деятельность детей.
Но сначала мы с вами разомнем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, тучка по небу плыла (пальцы рук соединить подушечками пальцев в шар,
Вдруг из тучки над землей (руки вверх, пальцы расставить в стороны,
Полетел снежинок рой (кисти рук поворачивать)
Ветер с ними кружится (вращать кистями, скрещивая руки)
Может быть подружится. (руки - в «замок»)
А теперь приступаем к работе. Родители будут лепить снежинку. Вам нужно отщипывать от пластилина маленькие кусочки,раскатать их в тонкие колбаски. Затем колбаски прилепить к контуру снежинки. Если колбаска получается длинная, то можно воспользоваться стекой.
А детям я предлагаю сделать пушистые тучки. Я вам выдаю силуэты тучек и покажу как их сделать пушистыми :от пластилина отщипнуть кусочек,размять хорошо его в ладошках,прикладываем к своей тучке,прижимаем и чуть-чуть размазываем. Берем синий,белый, голубой пластилин-от размазывания пластилина нескольких цветов тучки получатся пушистыми.
Паровозик: Очень познавательно, а главное полезно и увлекательно. А нас ждет следующая станция…
И вот мы прибыли на станцию «Дыши правильно». Здесь нам все покажет Анна Александровна, наш учитель-дефектолог.
Учитель - дефектолог: Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает четкое звукообразование, оптимальную громкость, соблюдение пауз, сохранения плавности и интонационной речи.
В процессе выполнения упражнений на речевое дыхание необходимо придерживаться следующих рекомендаций (выполнять упражнения когда ребенок здоров и его ничего не беспокоит, соблюдать время выполнения - не более 5-7 минут в день, каждое упражнение выполняется не более 3-4 раз, во время выполнения упражнений контролировать чтобы при вдохе плечи не поднимались, а при выдохе не надувались щеки). Необходимо научит детей бесшумно вдыхать через нос и рот и выдыхать через рот.
Я предлагаю вам выполнить несколько упражнений на развитие правильного речевого дыхания совместно с детьми. Упражнения простые и не требуют специальной подготовки.
Упражнение № 1 «Летят снежинки»
Цель: научить ребенка бесшумно вдыхать через нос и рот и выдыхать через рот. Обучение плавному ротовому выдоху.
Для этого смастерим тренажер для детей. Нам понадобится тесемка и снежинка из бумаги. Прикрепляем снежинку к тесемке. Тренажер готов. Пробуем. Контролируем ребенка во время выполнения упражнения.
Смастерим еще тренажер «Снежная буря». Нам понадобится пластиковый стаканчик, трубочка, кусочки бумаги. В стакан положим кусочки бумаги, прикрепляем крышку, опускаем в отверстие трубочку. Пробуем.
Аналогично можно использовать мыльные пузыри, кусочек ваты, перышко, различные дудочки и свистульки, воздушный шарик.
Упражнение № 2 «Греем ручки»
Цель: научить ребенка контролировать интенсивность, скорость и направление выдоха. Используется при постановке шипящих и свистящих звуков. При правильном произнесении звука «С» ребенок чувствует ладошкой «холодный» ветерок.
Упражнение № 3 «Пой со мной!»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э. Ход игры: сначала взрослый предлагает ребёнку вместе с ним спеть «песенки». - Давай споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Набери побольше воздуха - вдохни воздух. Песенка должна получиться длинная.
Во время игры необходимо следить за четким произношением.
Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!" - Давай устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
Паровозик: Спасибо, Анна Владимировна, надеюсь наши родители все запомнили и будут выполнять эти упражнения дома с ребятами.
А мы с вами отправимся на музыкальную станцию и немного отдохнем.
Ну что, продолжим наше путешествие.
Остановка «Игры с пальчиками». Ирина Викторовна, наш психолог что-то вам хочет рассказать.
И. В. : Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому и понимать смысл речи. Ребенок учится концентрировать свое внимание, развитие моторики благоприятно влияет на развитие речевого аппарата.
Игра «Ладонь - кулак».
Аппликация «Солнышко».
•активно играют
• наблюдает за действиями учителя - логопеда, других детей и родителей.
• слушают
•выражают собственные мысли
•выражают различные эмоции посредством действий, слов, мимики
•делятся впечатлениями
• Повторяют действия за воспитателем
• Выполняют задания по образцу
• Слушают указания
• Выполняют действия за персонажем
• Слушают учителя-дефектолога
• На основе его указаний, повторяют действия
• Выполняют упражнения на развитие речевого дыхания
• Проявляют свои эмоции, задают вопросы
• Танцуют, играют все вместе
• Играют с психологом
• Выполняют аппликацию
• Работают сообща
3 часть. Заключительная
Рефлексивно-оценочный этап
Действия педагога:
•предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы;
• выражает признательность
• подводит итог Паровозик: Вот и заканчивается наше путешествие по волшебной стране «Правильной речи». Мы с вами узнали, в какие игры можно играть, чтобы научиться правильно и красиво разговаривать. Все вы большие молодцы! Не ленились, старались. И родители ваши запомнили все рекомендации, которые сегодня получили и будут играть с вами дома.
•оценивают степень успешности достижения цели.
• рассказывают о своих эмоциях, чувствах
• выставляют на всеобщее обозрение свои работы
•проявляют интерес к работам других детей и родителей