Татьяна Мальгина
Конструкт по познавательному развитию «Волшебный мир П. П. Бажова»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 28»
(детский сад)
Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности
Тема: «Путешествие по сказам П. П. Бажова»
Разработчики: Мальгина Т. А. ,
Коптелова М. В.
Г. Краснотурьинск, 2017 г.
Тема: «Путешествие по сказам П. П. Бажова»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (дети седьмого года жизни)
Воспитатели МАОУ «ООШ № 28» : Мальгина Татьяна Александровна, Коптелова Марина Витальевна
Публикация «Конструкт по познавательному развитию „Волшебный мир П, П, Бажова“» размещена в разделах
Образовательная область: познавательное развитие
Форма организации: групповая, подгрупповая
Форма совместной деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная
Учебно-методический комплект:1. Толстикова О. В. Мы живем на Урале. Образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. ; 2. Толстикова О. В. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Литературное творчество народов. Екатеринбург: ИРРО. – 2009г. – 188 с. ; 3. Смирнова З. И., Толстикова О. В. Культура Урала. Рабочая программа педагога дошкольного образовательного учреждения. Часть 1. – Екатеринбург: ИРРО, 2005.; 4. Толстикова О. В., Иванова Т. В., Овчинникова, Симонова Л. Н. ,Т. А. Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста. – Екатеринбург: ИРО, 2013.; 5. Ушакова О. С. ; Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 5 -7 лет. Конспекты занятий– М. :ТЦСфера,2009; 6. Сказы П. П. Бажова.
Средства:
• персонаж- Хозяйка медной горы
• наглядные - коллаж с фотографиями, картинки с иллюстрациями из сказов, картинки с изображением самоцветов, макет леса, книги со сказами П. П. Бажова, поделочные сувенирные изделия.
• дидактические – игра «Из какого сказа?»,
• литературные – стихи, загадки
• музыкальные - музыка для сопровождения двигательной и практической деятельности детей, выхода персонажа
• оборудование - мультимедийное оборудование, ноутбук, световое оборудование, мольберт, шкатулки, мешочек с пуговками, шкатулка с искусственными камнями, бусины, пайетки, фантики, фольга.
Методические приемы: беседа – диалог, вопросы, игровая ситуация.
Предварительная работа:
• Чтение сказов П. П. Бажова
• Посещение музея, школьной библиотеки
• Рассматривание иллюстраций, коллекций камней
• Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Огкевушка-поскакушка»
Цель: приобщать детей к истокам культуры родного края.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить знания по сказкам П. Бажова;
• формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа.
Развивающие :
• развивать слуховое и зрительное внимание, память, мелкую моторику рук;
• развивать логическое мышление детей, умение анализа и синтеза;
• развивать диалогическую речь детей.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость;
• воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
• воспитывать духовно-нравственные качества, патриотические чувства и гордость за свой уральский край
Индивидуальный подход: развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности (Максим, Николь).
Этапы деятельности Содержание деятельности
Действия педагога Деятельность детей Планируемый результат
Организационный этап
Педагог организует детей, концентрирует их внимание.
- Ребята, я рада приветствовать Вас всех на нашем занятии. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.
- А теперь, повернитесь ко мне и представьте, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
- Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка поднимает настроение.
Проявляют интерес к происходящему, выполняют действия по тексту.
Создается положительный
настрой.
Мотивационный этап
Педагог настраивает детей на НОД, вовлекает в совместную деятельность
- Ребята, а вы любите загадки? Тогда слушайте внимательно:
«Про него (Урал) говорят, что камнями - богат,
И умельцами тоже он славится.
Кто в краю побывал
И Бажова читал,
Тот у нас непременно останется»
- Правильно, молодцы!
- Урал - это наш край, где мы живм, наша малая Родина, расположен в центре нашей страны. Он получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг.
- Урал очень красив и богат. Скажите ребята, а чем знаменит Урал?
- Действительно Урал богат полезными ископаемыми: рудами чрных и цветных металлов, углм, камнями-самоцветами.
- Здесь проживали люди знатные, мастера великие. Об одном из них мы уже знаем, это Павел Петрович Бажова.
- И сегодня мы с Вами отправиться в путешествие в мир знаний о П. П. Бажове и его творчестве. Вы готовы?
Активно включаются в совместную деятельность.
Слушают, отгадывают загадку.
Поддерживают беседу, отвечают на вопросы.
Появление у детей заинтересованности.
Способность к формированию умения самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Эмоциональный настрой детей для проведения познавательной деятельности.
Познавательная деятельность Педагог обращает внимание детей на коллаж с фотографиями
- С некоторыми сказами П. П. Бажова мы уже познакомились. Посетили школьную библиотеку и музей.
Показывает мультимедийную презентацию
- Сегодня мы продолжим говорить о писателе П. П. Бажове, который родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в г. Сысерти, недалеко от г. Екатеринбурга. Отец его был горнозаводским мастером, а мать – искусной кружевницей. Во время школьных каникул Бажов пешком странствовал по родному краю. С детства ему нравились люди, легенды и сказки, песни родного края. Поэтому в своих сказах Павел Петрович описывает точно события, быт и труд людей. Писателя помнят у нас в стране. Его именем названы улицы, библиотеки, есть скульптуры в его честь. В Сысерти и Екатеринбурге сохранились дома, где жил писатель. Теперь это музеи.
Павел Петрович хотел, чтобы мы не забывали о природе, окружающей нас, о её несметных богатствах, о камнях самоцветах, и о том, что это всё надо беречь и хранить.
Сосредотачивают внимание, рассматривают слайды, обсуждают увиденное Создание стойкого познавательного интереса.
Стремление к получению новых знаний
Активизируется
внимание.
Физкультминутка Организует детей на выполнение движений
«Как богат Уральский край.
Ты о нём не забывай.
Наши реки широки, а озёра глубоки.
Горы наши высоки, есть пещеры у реки.
И леса, и поля – это Родина моя.» Выполняют движения в соответствии с текстом. Эмоциональная разрядка детей
Сюрпризный момент:
выход персонажа Педагог эмоционально включает детей в действие
- А теперь ребята давайте произнесем волшебные слова и очутимся в сказке.
«Раз, два, три – повернись, в сказе очутись!»
Звучит аудиозапись, выходит Хозяйка медной горы. Персонаж стимулирует любознательность и интерес детей
- Здравствуйте ребята, молодцы, что в гости заглянули. Вижу постарались, сказы читали, посетили библиотеку и музеи. Приглашаю Вас к себе в гости, заодно и знания Ваши проверю.
Слушают, проявляют эмоциональную заинтересованность Готовность детей к общению в совместной деятельности.
Игровые упражнения Персонаж предлагает детям рассказать о том, что изображено на картине. побуждает детей к речевой активности.
- Пройдемте с Вами в мою картинную галерею.
- Посмотрите, сколько здесь картин с иллюстрациями из сказов. Попробуйте их отгадать.
Персонаж раздает конверты, предлагает детям открыть их и угадать предмет из сказа.
- У меня для Вас ещё задание. Есть у меня конвертики. В них спрятались отрывки из сказов. Давайте угадаем из каких.
И с этим заданием Вы справились.
Рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.
Открывают конвертики, достают картинки, по которым угадывают сказ.
Закрепление знаний, формирование практических действий.
Персонаж поощряет детей. Предлагает угадать загадки. Выслушивает все варианты ответов.
- Много сказов знаете.
-Интересно знаю дети, что такое самоцветы?
- На Урале проживая, знают дети или нет, что волшебным называют каждый камень самоцвет.
- Я буду загадывать загадки о камнях, а Вы попробуйте угадать – что это за камень.
Красный, крепкий и могучий
Твердый, прочный несыпучий
Известен людям он давно
Узнаем мы его легко? (гранит)
Он зелень всю в себя вобрал, по всем статьям красив, хорош.
Годится в серьги, в перстень, в брошь. (изумруд)
В нем застыл зелёный камень, красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень, во всех краях прославивших Урал (малахит)
На закат похож тот камень, эти камни в ожерельях
Силу солнышка таят? (агат)
Этот камень красота Уральских гор, будь то в чаше в этом камне – воды чистые озёр. (яшма)
- Молодцы, порадовали меня знаниями.
Отвечаю на загадки, описывают, выражают собственные мысли. Способность к анализу, формированию умения самостоятельно делать выводы, умозаключения
Игровая ситуация
«Огневушка - поскакушка»
Персонаж организует детей на игру, помогает распределить роли, объясняет правила игры.
- А теперь моя подружка Огневушка-поскакушка с нами хочет поиграть.
- Ребята вставайте в круг, а Огневушка – поскакушка в середину круга. Наша задача ее из круга не выпустить.
«Ты попалась к нам в кружок.
Здесь и оставайся.
Мы не выпустим тебя,
Как ты не старайся.»
Вовлечены в совместную игровую деятельность
Умение согласовывать свои действия с другими, действовать в рамках правил.
Развитие коммуникативных качеств.
Практическое задание Персонаж вовлекает в совместную деятельность, наблюдает за детьми во время выполнения задания.
- Ребята, приглашаю Вас в свою мастерскую. Хочу посмотреть, какие Вы мастера-умельцы.
- Есть у меня шкатулка, давайте все вместе её украсим и наполним самоцветами.
- Поделимся на две команды. Первая команда будет украшать шкатулочку, а вторая – наполнять её самоцветами.
- А поделиться на команды нам поможет мой волшебный мешочек. Тот, кто вытянет красный камушек, будет украшать шкатулку, а кому достанется зеленый камушек – наполнит её самоцветами.
- Давайте приступим к заданию. Пока первая команда украшает шкатулочку с педагогом, вторая команда соберёт со мной богатства для неё.
Персонаж поощряет детей, благодарит за помощь, прощается.
- Какая красивая получилась у Вас шкатулка! Теперь можно её и самоцветами наполнить.
- Спасибо ребята за помощь. Только пора мне возвращаться в свои владения. А чтобы Вы меня не забыли да чаще вспоминали, подарю Вам шкатулку с драгоценными камнями.
- До свидания!
Распределяются по командам, выполняют задание Проявляют самостоятельность в разных видах деятельности.
Подведение итогов
Педагог предлагает детям подвести итог, побуждает к речевой активности, помогает сформулировать вывод.
- Пора ребята и нам возвращаться обратно.
Раз-два-три повернись, и в садике снова очутись!
- Ну, вот и закончилось наше путешествие.
- Ребята скажите, Вам понравилось у Хозяйки медной горы?
- Что Вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Что нового Вы для себя узнали?
- Какой сказ запомнился больше всего?
Выражают свои эмоции, передают впечатления о процессе и результате совместной деятельности. Способность размышлять и делать выводы
Открытость Педагог настраивает на дальнейшую деятельность
- Я предлагаю вам нарисовать дома иллюстрацию к сказу, который вам больше всего понравился. Проявляют интерес к дальнейшей деятельности Сформирована мотивация для дальнейшего развития и обучения.