Екатерина Даллакян
«Безопасность в природе». Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить основные правила безопасного поведения в природе, дать детям знания о правильном поведении в лесу; расширять правила безопасности у водоемов, действиях в случае опасности; расширять знания о ядовитых растениях и грибах. Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения. Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Ход НОД: Орг. момент: «Всем говорю я «Здравствуйте!»
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный
Потому что в нем вы и я!»
Воспитатель: Ребята, сегодня пришло письмо от Незнайки «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Незнайка. Хочу попросить у вас помощи. На улице наступила осень, стало так красиво и мне очень хочется побывать в лесу, но мой друг Знайка говорит, что в лесу человека подстерегают опасности. Вы ходите в д/сад и много чего знаете. Ребята, помогите мне разобраться, что за опасности могут ожидать меня в лесу?
Воспитатель: Ребята поможем Незнайке?
Закройте глаза. (Звучит музыка) Мы очутились в лесу. Как здесь красиво! Какие же здесь могут быть опасности? Как вы думаете, что это за опасность?
Дети. В лесу можно заблудиться.
Воспитатель: правильно! В походе или просто гуляя по лесу, очень легко заблудиться. Опасностью №1 в лесу можно заблудиться.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу.
Дети: «Маша и медведь», «Три медведя».
Воспитатель: что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу?
Дети: не ходить в лес одним, а с взрослыми.
Воспитатель: правильно! Это правило номер 1. Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один.
Воспитатель: ребята, но ведь и Машенька была не одна с подружками, а все равно заблудилась. Почему?
Дети: Машенька ушла от подружек, собирая ягоды.
Воспитатель: так как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел с родителями?
Дети: надо держаться вместе.
Воспитатель: правильно! Это правило номер 2. В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь из вида родителей, кричи громче, что бы можно было найти друг друга по голосу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая солнечная полянка, а сколько в траве выросло ягод, а вот куст и на нем тоже красивые красные ягоды. Как вы думаете можно ли кушать эти ягоды?
Воспитатель: Ребята, ягоды можно кушать только если вы знаете точно, что они съедобные. Давайте посмотрим на экран. На экране меняются слайды с изображением съедобных лесных ягод: земляника, малина, черника, голубика, брусника, ежевика.
Дети называют названия знакомых им ягод.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете названия многих лесных ягод. Но,
при сборе диких ягод в лесу следует проявлять осторожность, чтобы в корзинку не попали ягоды ядовитые. По своим внешним данным они весьма красивы, аппетитны и не вызывают опасений, поэтому и могут попасть не только в корзинку, но и в рот неопытному и незнающему собирателю, а это грозит порой смертельной опасностью.
Послушайте одну небольшую историю. Девочка Маша собирала ягоды, вдруг увидела необычную незнакомую ягоду, съела ее и через некоторое время у нее заболел живот. Что же делать девочке? (ответы детей). Посмотрите на картинку, знаете ли вы эту ягоду? Она называется вороний глаз, она растет у нас в лесу. Она ядовитая. Если так получилось, что вы по неосторожности сорвали опасные растения, ягоды или грибы необходимо обращаться за помощью к взрослым, чтобы они обработали рану или отправились с вами в больницу, если вы отравились.
Основное правило - "Сомневаешься - не бери!" - действует всегда, и при сборе ягод его никто не отменял.
Физминутка «Прогулка»
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-вправо)
Вверх на солнце посмотрели, (Встать на носки)
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете, (Присесть, руки на поясе)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали, (Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали.
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно машем руками)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (Притопы на месте)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И нисколько не устали.
Воспитатель: Ребята, я вижу речку, пойдемте к ней. Давайте представим, что мы пришли на берег реки или озера летом. Согласитесь, жара, солнце, хочется искупаться. Поплескаться, поплавать. Итак, вопрос? Вспомните и расскажите правила поведения на воде?
Воспитатель: не нужно купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других купальщиков.
-нельзя забегать в воду, не зная её дна. Ведь дно реки или озера может таить немало опасностей: затопленная коряга, осколки стекла, острые жестянки, глубокие ямы.
-прежде чем заходить в воду, посмотрите, как она выглядит. Если цвет и запах не такие, как обычно, купаться в ней нельзя.
-купаться можно только в сопровождении кого-то из взрослых.
-нельзя нырять и далеко заплывать в незнакомых местах.
Воспитатель: ну а сейчас давайте отправимся дальше. Ребята, посмотрите, сколько здесь грибов. На этой полянке вырос богатый урожай грибов. Ни все грибы – наши друзья. Есть и враги, ядовитые грибы. И если человек съест их, тогда наступит тяжелое отравление. Давайте определим, какие ядовитые, а какие съедобные. Съедобные грибы давайте сложим в корзину, а ядовитые так и оставим, и даже руками трогать не будем. Что надо сделать, если вы сомневаетесь съедобный гриб или ядовитый?
Дети: Незнакомые грибы собирать нельзя.
Воспитатель: нужно ли уничтожать ядовитые грибы?
Дети: нет, ими лечатся дикие животные.
Воспитатель: Ребята, что-то стало душно, подул сильный, порывистый ветер. Неужели начнётся гроза? Как вы думаете, где лучше всего спрятаться во время грозы?
Дети: нужно спрятаться в кустах.
Воспитатель: правильно, лучше всего грозу переждать в кустарнике, туда молния не попадет. Если гроза застала вас в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь; металлические предметы из рук выбросить. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом. В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями. Молнии реже поражают березу, чаще поражается дуб.
Послушайте и запомните правила!
Правило № 1: если гроза застала тебя в воде, немедленно выходи на берег. При попадании молнии в водоем, ты можешь сильно пострадать.
Правило № 2: во время грозы нельзя прятаться под отдельно стоящие деревьями. Правило №3: не стоит прятаться и под высокими деревьями. В них чаще всего попадает молния.
Воспитатель: вот и дождик прошел. Но, мы все промокли! Что же делать? (ответ детей) Воспитатель: правильно, нужно разжечь костёр. Чем костёр разжигают?
Дети: Спичками.
Воспитатель: А детям можно брать спички в руки?
Дети: нет, только взрослым.
Воспитатель: значит, костёр буду разжигать я.
Он красив и ярко – красен.
Но он жгуч, горяч, опасен!
Воспитатель: поэтому, ребята, к костру подходить близко нельзя! (воспитатель берёт «коробок со спичками» и разжигает костёр (ставит вырезанное из картона пламя). Садитесь, вокруг костра и грейтесь.
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем какие правила нужно знать, чтобы не случилось беды – пожара:
1. Костёр разводят только со взрослыми, и на специально отведённых местах.
2. Никогда не поджигай сухую траву и листья.
3. Не оставляй рядом с костром свою одежду.
4. Не стоит разводить костры очень большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья.
5. Уходя надо убедиться, что костёр, потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли- налетевший ветер может раздуть из них пламя.
6. Лучше всего залить костёр водой или заспать землей.
7. Опасно находиться возле костра с распущенными волосами.
Воспитатель: Мы сидим, греемся у костра, разговариваем, а нам пора возвращаться в детский сад. (дети и воспитатель собираются уходить с полянки)
- Ребята, мы ничего не забыли? (потушить костёр)
- Чем можно потушить костёр? (песком, водой)
Воспитатель: Костёр потушили. Почему нельзя оставлять костёр горящим?
Дети: сгорит лес, животные.
Спасибо, ребята, вы хорошо справились и помогли Незнайке.
Я думаю, он теперь с удовольствием пойдет в лес и будет соблюдать все правила безопасности.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.