Анастасия Жукова Рябкова
Конструкт ОД в средней группе по художественно-эстетическому развитию «Гжельский цветок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт образовательной деятельности
Группа : средняя
Образовательная область: художественное – эстетическое развитие
Вид деятельности: продуктивная, декоративная аппликация
Тема: Гжельский цветок
Цель: Продолжать знакомить детей с народным промыслом; учить видеть красоту гжельской росписи в процессе выполнения аппликации.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Публикация «Конструкт ОД в средней группе по художественно-эстетическому развитию „Гжельский цветок“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. ИЗО, поделки, рисование
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» август 2024
Планируемый результат:
- Дети знают народный промысел Гжельских мастеров;
- Умеют составлять гжельский цветок в аппликации из отдельных элементов;
- Различают оттенки синего цвета;
- Умеют вырезать из квадратов круг;
- Умеют располагать предметы в центре листа;
- Умеют наносить клей на всю поверхность элемента;
- Демонстрируют технику вырезывания, соблюдая правила работы с ножницами;
- Дети доброжелательно относятся к сверстникам и их работам;
- Умеют вести диалог в процессе восприятия и поиска путей создания аппликации.
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.
3. Цветные ладошки, средняя группа [Текст] : лепка, аппликация, рисование. / И. А. Лыкова - М. : Цветной мир, 2010.-143с.
Принципы дошкольного образования (ФГОС) :
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.
Средства воспитания и обучения: беседа, поощрение, объяснение, демонстрация, показ, повторение.
Оборудование: выставка изделий гжельских мастеров, иллюстрация с изображением гжельских цветов; два квадрата темного оттенка синего для распустившегося цветка (лепестки) и листьев, два квадрата разной величины и разных оттенков синего для бутона, полоска (стебель); технологические карточки; прямоугольный лист белой бумаги, ножницы, салфетки, клей и клеенка.
Предварительная работа: Беседа о народном промысле, рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение рассказов.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к декоративно прикладному искусству.
Воспитывать нравственную культуру личности (доброжелательность к сверстникам и их работам).
Воспитывать потребность в достижении качественного результата, аккуратность.
Развивать интерес к народному промыслу; умение вести диалог.
Развивать чувства цвета и формы.
Развивать способности к формообразованию и композиции в декоративно прикладном искусстве.
Развивать мыслительные операции (анализ, классификация).
Обучающие задачи:
Изобразительная: Учить составлять гжельский цветок в аппликации из отдельных элементов.
Композиционная: Совершенствовать навык расположения предметов в центре листа.
Техническая: Закреплять умения создания из квадратов круг и разнообразных форм (круг, полукруг). Совершенствовать технику вырезывания, соблюдая правила работы с ножницами. Учить детей вырезать из квадрата круг. Учить наносить клей на всю поверхность элемента.
Цветовая : Учить использовать синий цвет, подбирая оттенки.
Даша, Семен, София – учить правильно держать ножницы.
Ульяна, Аня М. – учить вырезать из квадрата круг.
Никита, Аня Б., Валерия – учить наносить клей на всю поверхность элемента.
Этапы
Методы
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемый результат
1. Мотивация на совместную деятельность
Задача: Мотивировать детей на предстоящую деятельность. Воспитывать интерес к декоративно прикладному искусству.
Беседа, демонстрация, художественное слово.
- Дети, сегодня мы с вами пришли на выставку, где представлены изделия народных мастеров.
В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок «Гжель». Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера и мастерицы. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, - носик в виде головки петуха. Другой слепил красивую вазу, а третий тарелочки чудесные. А расписывали мастера свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры: гжельские розы, цветы, листочки, завитки, сеточки. Очень затейливая, нарядная получилась гжельская роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно-голубое чудо». По сей день стоит недалеко от Москвы городок Гжель. Работают в нем внуки и правнучки знаменитых мастеров.
- Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера гжели.
Дети рассматривают предметы выставки, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы.
Дети проявляют заинтересованность, любознательность к народному промыслу и готовность к общению с взрослым.
2. Восприятие образа
Задача: Развивать мыслительные операции (анализ, классификация). Развивать чувства цвета и формы.
Беседа
Демонстрация
- Ребята, какие цвета используются в Гжельской росписи? (белый, синий, голубой)
- Правильно, белые, как снег, а узор голубовато - синий. Всего два цвета, а как красиво!
- Почти на всех из них присутствует сложный элемент росписи. Какой элемент назовите мне? (цветок)
– Молодцы, какие вы внимательные, да это цветок «гжельская роза».
Вывешиваю технологические карточки последовательность аппликации.
- Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит цветок? (круг, полукруг)
- Правильно, а какие цвета использованы в аппликации цветка? (синий, голубой)
- А вы хотите попробовать тоже стать гжельскими мастерами? (да)
-Ребята, проходите на свои места.
Дети слушают, отвечают на вопросы, рассматривают, анализируют
Имеют представление об элементе «гжельской розе», развито чувство цвета и формы, проявляют интерес к предстоящей работе.
3. Совместное планирование и объяснение приемов работы
Задача: Учить составлять гжельский цветок в аппликации из отдельных элементов. Учить использовать синий цвет, подбирая оттенки.
Беседа
Объяснение
Демонстрация
- Ребята, прежде чем начать работу, что нужно сделать (вырезать детали)
- Правильно, перед каждым я поставила тарелочку с деталями для цветка, посмотрите какого цвета детали? (синего, голубого, темно – синего)
– Правильно, стебелек у вас уже готовый, а вот из квадратов нужно вырезать, что?
(круги).
- А вы знаете, как можно это сделать?
(срезать уголки)
- Правильно, посмотрите, как я это сделаю.
- В левую руку я беру квадрат и с середины стороны квадрата я начинаю закруглять уголок до середины другой стороны так, чтобы он отпал; отпасть должны все четыре уголка, тогда круг получится нужной величины.
- Ребята, но нам же еще нужен полукруг, как это можно сделать? (сложить круг пополам и разрезать)
- Правильно, но прежде чем начать клеить нужно, выложить на листе наш цветок и запомнить, как он выглядит.
- Что первым мы приклеим для нашего цветка? (стебелек)
- Да, вначале мы приклеим тоненькую полоску в центре листа, это будет у нас стебелек.
- Затем мы приклеим два полукруга какого цвета? (синего) - это будет распустившиеся лепестки цветка.
- Ребята посмотрите на карточку, что сейчас мы должны приклеить? (приклеим голубой круг)
- Да, мы возьмем средний по величине круг голубого цвета и приклеим его, а на средний круг приклеим самый маленький кружок, какого он цвета? (темно синего) - это будет у нас не распустившийся бутон.
- Что мы еще забыли для нашего цветка? (листики)
- Правильно, но прежде чем начать работу давайте немного отдохнем.
Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы. Совместно с воспитателем планируют последовательность аппликации.
Умеют составлять гжельский цветок в аппликации из отдельных элементов.
Знают о способах вырезания и наклеивания деталей.
Знают оттенки синего.
4. Физкультминутка около столов
Задача: Снять мышечное напряжение, переключить внимание детей.
Объяснение
Показ
Воспитатель показывает движения, а дети повторяют.
Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)
Дети повторяют движения.
Дети расслаблены, отдохнули.
Готовы к дальнейшей деятельности.
5. Практическая работа
Задача: учить вырезать из квадратов круг, составлять цветок из отдельных элементов, учить наносить клей на всю поверхность элемента, располагать предметы в центре листа.
Беседа, объяснение, создание ситуации успеха.
- Ребята сидите за столом правильно, спина прямо, ноги вмести.
- С чего мы начинаем нашу работу? (вырезаем детали)
- Правильно, тогда приступаем к работе.
Напоминаю детям как нужно правильно вырезать круги из квадратов, что нужно делать аппликацию аккуратно. Напоминаю о технике работы с ножницами.
Наблюдаю и корректирую деятельность детей.
Дети выполняют работу по заданному образцу.
Дети развивают умение активно и творчески применять ранее полученные знания.
Умеют вырезать из квадрата круг, наносить клей на всю поверхность элемента.
Демонстрируют технику вырезывания, соблюдая правила работы с ножницами.
6. Анализ продуктов действия детских работ
Задача: Проанализировать работы, подвести итоги.
Беседа, создание ситуации успеха,
поощрение
- Ребята, какие красивые цветы у нас получились!
- Ребята, как вы думаете, какая работа получилась самая аккуратная?)
- Почему именно эта работа….)
-Ребята, какие вы все молодцы!
Дети отвечают на вопросы, активно участвуют в обсуждении, высказывают своё мнение, делятся впечатлениями.
Дети доброжелательно относятся к сверстникам и их работам. Умеют сравнивать свою работу с образцом.
7. Открытость
Задача:
ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах
Беседа
Формирование понимания личностной значимости умения
- Ребята, а вам понравилось быть гжельскими мастерами? (ответы детей)
- А где еще, можно использовать «гжельскую розу»? (в рисунках)
- А кого вы можете научить этой аппликации?)
Отвечают на вопросы
Вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы.