Нургалиева Елена
Конструкт логопедического занятия «Правописание слов с мягким разделительным знаком. Лексическая тема «Зима. Зимние приметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие для детей с ЗПР 4 класс.
Тема : Правописание слов с мягким разделительным знаком. Лексическая тема «Зима. Зимние приметы»
Цели:
Развитие фонематического слуха
Активизация познавательной деятельности обучающихся, испытывающих трудности в обучении.
Работа над развитием речи, обогащением активного словаря;
Обучение образовывать множественное число имен существительных.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Оборудование: карточки с заданиями, слова на листах А4, картинки с изображением забора из кольев, зимняя картина, пазлы в конвертах на тему «Зимние приметы», буквы на магнитах.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Логопед : какое время года? Какой месяц? Назовите месяцы зимы. какими словами можно описать зимнюю погоду (морозная, холодная, снежная)
3. Объявление темы занятия.
Ребята, посмотрите на данный график. Как вы думаете, почему в словах в середине нарисованы смайлики, стрелочки?
хлоп я зимов е
в юга
- Что они делают?
(Одну часть отталкивают, отделяют от другого.) Какой знак поставим вместо смайликов?
Дети : надо поставить мягкий знак.
Логопед :
-как называется этот мягкий знак? (разделительный)
1 задание: Закончите сами строчки. (слова на экране)
Мы едем в дальние края.
Прощайте, верные ___
Громко у резных ворот
Резвый конь копытом___
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы ___
Сейчас я пуговку свою
Сам крепко-накрепко ___
К дню рожденья Кате
Мама сшила ___
Съел сластёна в воскресенье
Всё вишневое ___
Вот сейчас вы произнесли слова, прочитали их. Кто догадался, какая тема занятия?
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.
Что же это за буква?
На доске плакат:
Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И: бельё, платье, деревья, соловьи, вьюга.
После разделительного ь знака гласные буквы обозначает два звука.
2 задание: Составьте имя из букв (КОЛЯ. буквы вразброс на магнитах на доске)
Логопед : Буквы в слоге ЛЯ поют песенку ЛЯ-ААА.
А кто вставит мягкий знак в слово, и прочитает новое слово?
КОЛЬЯ.
Как сейчас произнесем слог ЛЬЯ? Мягкий знак разделяет буквы Л и Я, он будет мягким разделительным знаком.
Что такое колья? (это палки или бревна с острым концом, из них делали раньше забор, см. картинку)
Давайте потренируем язычки, чтобы различать написание слов с разделительным знаком и без него :
ЛЯ ЛЬЯ
МЯ МЬЯ
ЛЮ ЛЬЮ
ВИ ВЬИ
ДЮ ДЬЮ
НЯ НЬЯ
ЗЯ ЗЬЯ
Откройте тетради. Запишите дату.
Отгадайте загадку, запишите отгадку. (1 ученик на доске)
Говорят они воришки
Эти серые малышки
И шумливы, и драчливы,
Всё щебечут: чьивы, чьи вы. (воробьи)
Зверь смешной
В огромной клетке
С ветки прыгает на ветку,
Ест бананы, сладости
К общей детской радости. (обезьяна)
Воет ветер за окном,Мокрый снег кружит волчком.
Это зимушки подруга злая ветреница (Вьюга)
-Проверим. Подчеркните Ь разделительный знак.
3 задание: Запиши по смыслу под цифрами.
1. Грибы мариную, а огурцы ___
2. Картофель сварю, потом воду ___(солью,солю)
3. У нас большая и дружная___
4. В тепле быстро проросло арбузное___(семя,семья)
5. Осенью часто дожди ___
6. Голодный волк ___ (лют, льют)
Физ минутка. «Сделай пожалуйста так.», «Нос, пол, потолок».
4 задание: Карточки.
1. Читайте вполголоса слова, подчеркните в словах разделительный мягкий знак.
Друзья, братья,, хлопья, деревья, ружьё, платье;
Здоровье,варенье, печенье, копьё, ночью, осенью, ;
Татьяна Васильевна, Дарья Коровьева, Илья Муравьёв;
вороньи, птичьи, волчьи, заячьи (следы).
2. Записать слова во множественном числе (сначала устно по цепочке) : воробей-воробьи.
Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево;
лист, брат, друг, прут, стул, звено.
3. Составь и запиши пословицу из данных слов.
Без, учен…я, умен…я, нет.
5 задание:
Логопед : К вам сегодня принесли письма в конвертах. Откройте их.
Соберите пазл. Расскажите какие признаки зимы вы знаете. Запишите 5 зимних слов. ( н-р: снег, лед, варежки.)
6 задание. Работа над предложением.
Из слов каждой строчки составить предложение.
Пушистый, деревья, накрыл, снег.
Следы, медвежьи, к, ведут, берлоге.
Оставлены, полянке, на, следы, заячьи.
Итог занятия.
Логопед : Итак, когда мы пишем мягкий разделительный знак?
Дети: Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
Логопед : Кому было сложно, а кто всё понял, поднимите соответствующие смайлики.
Занятие окончено.