Татьяна Воронина
Конспкт занятия «Мордовская народная сказка «Пусточейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщить детей к миру мордовской художественной литературы.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с мордовской народной сказкой «Пусточейка»;
- познакомить детей с национальной сказкой;
- совершенствовать умение у детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению.
Развивающие:
- развивать умение слушать сказки;
-развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки;
Публикация «Конспкт занятия „Мордовская народная сказка „Пусточейка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- развивать связную речь.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Материалы и оборудование: текст сказки, кукла мордовка, плетеная корзинка, маски «ворона», «лиса», «синица», книжка – малышка «Мордовская народная сказка «Пусточейка», аудиозапись мордовской народной песни «Не найдешь».
Предварительная работа: чтение мордовских народных сказок.
Методы и приемы: словесные (беседа о Мордовии, мордовском народном творчестве, практические (театрализация отдельных эпизодов сказки «Пусточейка»; подвижная игра «В ключи»); слушание аудиозаписи мордовской народной песни «Не найдешь».
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла - мордовочка.
Кукла: Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам в гости из мордовского села. И принесла с собой волшебную корзиночку, в которой находятся мордовские сказки. Эти сказки создал мордовский народ.
Воспитатель: Дети, а ведь мордовочка пришла к нам не просто так. Как называется республика, в которой мы живем.
Дети: Мы живем в республике Мордовия.
Воспитатель: А какой зверь изображен на гербе нашей республики Мордовия?
Дети: Лиса.
Кукла: Ребята, а вы хотите послушать мордовскую сказку, в которой тоже упоминается хитрая лиса? (Ответы детей). Тогда я вам расскажу мордовскую сказку "Пусточейка".
Жила была синица. Звали ее Пусточейка. Вывела Пусточейка птенчиков, пищат они – есть просят. Услыхала лисица писк, побежала к дереву, на котором синица свела гнездо, и говорит:
-Пусточейка – чейка,
кинь мне птенчика,
а не то я тебя съем!
Испугалась синица, бросила вниз птенчика. Лиса тут же его съела и ушла. Но на другой день снова приходит:
-Пусточейка – чейка,
кинь мне птенчика,
а не то я тебя съем!
Пусточейка сбросила лисице второго птенчика. А сама плачет горькими слезами заливается…
Летела мимо тетушка Ворона и спрашивает:
- Отчего, Пусточейка, слезы льешь? Кто тебя обидел?
- Как же мне не плакать. Тетя Ворона, - отвечает синица. – Повадилась лисица к моему гнезду, каждый день птенца требует. А не то, говорит, я тебя съем.
- Ты сделай так, - посоветовала Ворона,- Как придет в следующий раз лиса и станет птенца требовать, а ты ей в ответ:
- Куделя-хвост, берестяная нога,
через бревно не перескочишь, до меня ли тебе добраться!
Вот опять приходит лиса и заводит песенку:
-Пусточейка – чейка,
кинь мне птенчика,
а не то я тебя съем!
А синичка отвечает:
- Куделя-хвост, берестяная нога,
через бревно не перескочишь, до меня ли тебе добраться!
- Кто тебя, Пусточейка, научил таким словам?
- Тетя Ворона.
- Ах, так! – рассердилась лиса. – Ну хорошо же.
Побежала лиса искать ворону, нашла ее на опушке леса и говорит:
Ты, ворона, научила Пусточейку, как тот меня отделаться – за это я тебя съем!
- Ладно, говорит Ворона. – Только ты меня сначала повкуснее сделай. Дай мне горшок каши и горшок масла, я наемся каши с маслом и такая вкусная стану – ничего на свете нет вкуснее.
- А где я кашу с маслом возьму?
- В деревне у мордвы укради.
Согласилась лисица. Украла в деревне горшок каши и горшок масла. Принесла Вороне.
- Я буду кашу с маслом есть на горе, - говорит Ворона. – А ты ложись под горой. Рот пошире раскрой и жди. Как всю кашу и масло съем, прямо в рот к тебе и залечу.
Легла под горой лиса, раскрыла пасть и ждет. А тетушка Ворона наелась в свое удовольствие и полетела в лес спать на высоком дереве. Когда пролетала над лисой, крикнула:
- Куделя-хвост, берестяная нога,
до Пусточейки не добралась –
а до меня и подавно не доберешься!
Лиса туда – сюда, а Вороны и след простыл.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка? Эту сказку сочинил мордовский народ. Кто вам больше запомнился? Какая была Пусточейка? Кто еще был в сказке? Кто обманул лису? Чем закончилась сказка?
Воспитатель: Кукла – мордовочка, а наши дети могут не только рассказывать, но и показывать сказки.
(Показ детьми в масках «синицы», «вороны» и «лисы» одного из эпизодов сказки).
Кукла: Ребята, какие вы молодцы! Так хорошо показали и рассказали сказку. А сейчас я предлагаю вам поиграть в мордовскую народную игру «В ключи».
«В ключи»
(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)
Правила игры: играют все дети. Они садятся по периметру ковра на стульчики. Один игрок стоит посередине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:
- Дядя (тётя, у тебя ключи?
Тот отвечает, указывая на соседа:
- Вон у дяди (тёти) спроси.
Так водящий обходит всех. Последний ему советует:
- Посередине поищи!
Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, кто-то из играющих опять остаётся без места. Игра повторяется сначала. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.
Кукла: Но сначала с помощью считалки мы выберем ведущего
Считалка
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошел,
Лисий хвост нашел.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Рыжий хвост отдать просила.
(Звучит мордовская народная песня «Не найдешь»).
Кукла: Как мне у вас понравилось, но пора в свое село возвращаться (прощается с детьми).
Воспитатель: Дети, кто к нам в гости приходил? С какой сказкой нас познакомила кукла – мордовочка? Кто главные герои сказки? А в какую игру научила нас играть кукла? (Ответы детей)