Лидия Додонова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «В поисках друга»
▼ Скачать + Заказать документы
ОО «Познание»
Цель: Расширение представлений у детей среднего дошкольного возраста о зимующих птицах.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
- Развивать слуховое внимание и слуховую память; различать птичьи голоса в записи: чириканье воробья, карканье вороны и т. д.
- Закрепить понятия «перелетные» и «зимующие» птицы.
- Совершенствовать умение узнавать и называть птиц по звуку и внешнему виду, выкладывать из геометрических фигур;
- Находить признаки сходства и различия; продолжать знакомить с внешним строением птиц;
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Дать представление о видах питания зимующих птиц;
- Расширять интерес детей к процессу познавательно – исследовательской деятельности; продолжать формировать навыки в обследовании предмета
ОО «Речевое развитие»
- Расширять и активизировать у детей словарный запас.
ОО «Социально – коммуникативное»
- Упражнять детей в знании того, чем кормят зимой птиц; д/и «Покормите птиц зимой»
- Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками
- Побуждать включаться в совместную со взрослыми и сверстниками деятельность.
- Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
ОО «Физическая культура»
- Содействовать восстановлению физических и духовных сил.
Методы и приемы:
Практические: д/и «Что за птица», д/и «Узнай птицу по голосу», д/и «Кто, как поет?», геометрические фигуры для д/и «Выложи птицу», презентация «Кто улетел?», д/и «Покормите птиц зимой!», с/р игра «Птичий рынок».
Словесные: загадка, вопросы, пояснения.
Наглядные: иллюстрации, презентация, мультимедийная игра.
Материал и оборудование:
Аудиозапись голосов птиц; презентация «Что за птица?», мультимедийная игра «Четвертый лишний»; маховое и пуховое перо, стаканчики с водой; иллюстрации зимующих птиц; кормушка; баночки с кормом; атрибуты для С/р игры «Птичий рынок».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Коммуникативная Загадки, вопросы, пояснения
Двигательная Физминутка, пальчиковая гимнастика
Познавательно - исследовательская Дидактические игры и упражнения, рассматривание презентации и иллюстраций.
Ход занятия:
Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, увидела на дереве птичку с красной грудкой. А как ее зовут, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.
На берёзу птички сели.
И на белом заалели
Словно капельки зари
Чудо - птички.!
(Снегири) neposed.net
Н. Меркушова с сайта
Правильно, я пригласила его к нам в группу, и он согласился. Посмотрите, он, по-моему, грустный? Как вы считаете, а почему он такой? (размышления детей)
Мне, кажется, что ему одному скучно, а как мы можем помочь ему? (предположения детей)
Поможем найти снегирю друзей? Чтобы он нас хорошо видел и слышал мы его посадим на верхушку елочки.
Ну –ка детки, не зевайте,
Все в кружочек вы вставайте. (Интерактивная технология «Большой круг»)
Ребята, вам надо называть по очереди птиц, которых вы видите на интер. доске и передавать «Снежный ком». Д/и «Что за птица?».
Молодцы, здорово вы справились с этим заданием. Скажите, а как мы назовем этих птиц одним словом? (Ответы детей).
А почему мы назовем их зимующими? (Ответы детей). А это все птицы, с которыми хотел познакомиться снегирь. (ответы детей). Где же остальные? Как мы их называем (ответы детей) Куда они улетели и почему? (ответы детей)
Правильно. А каких птиц вы знаете, кроме зимующих, назовите их. (ответы детей)
Как мы их можем назвать, почему? (Ответы детей). Возьмите зимующих птиц и посадите их на елочку, пусть снегирь познакомится с ними поближе. (дети берут карточки с изображением зимующих птиц и прищепками вешают их на елку)
Молодцы, зимующие птицы надеются, что люди им помогут в зимние стужи и морозы, поэтому даже синицы прилетают из леса поближе к жилищу людей.
Ребята, послушайте. Вы слышите, наши птицы знакомятся со снегирем, давайте узнаем по голосу, какая птица поет сейчас? (Дети садятся на ковер. Звучат голоса птиц, дети узнают их) Д/и «Узнай птицу по голосу»
Красиво поют птицы, вы заметили, что каждый из них поет по – своему. Д/и «Кто, как поет?». (Интерактивный прием «Цепочка». Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя)
Как поет воробей, ворона, синица, голубь, свиристель, сорока и т. д.? Молодцы, правильно. А что птицы делают, чтобы не замерзнуть зимой. (Ответы детей) А почему они сидят в сильный мороз, а не летают? (ответы детей). Давайте, покажем, как греются птицы.
Физ. минутка «ВОРОБЕЙ»
Воспитатель: Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Воробей:- Киньте крошек воробью –
Я вам песенку спою, Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень –
Буду петь вам целый день. Чик-чирик!
Посмотрите на интерактивную доску. Что это такое? (ответы детей).
Правильно, это схема строения птицы. Что вы на ней видите? Для чего птицам нужны крылья? Для чего им нужен клюв? Для чего им нужны ноги? Вы вы правильно сказали, а сейчас предлагаю из геометрических фигур выложить птицу. (Конструирование из геометрических фигур «Сложи птицу») Чем покрыто туловище и крылья птиц? (ответы детей) Ребята, а перья одинаковые? (ответы детей)
Правильно, перья у птиц разные. Большие перья с крыла, благодаря им птицы летают. Они называются маховыми. А маленькие – пуховые, благодаря им птицы не мерзнут. Перья, которые на хвосте у птицы называются рулевые. Ребята, отпустите перья, что вы видите? (ответы детей). Перья тяжелые или легкие? (ответы детей). Давайте возьмем стаканчики с водой и опустим туда перья. Что вы видите? (ответы детей) Перья не намокли, потому что они смазаны жиром. Благодаря тому, что они смазаны жиром, птицы при перелете могут садиться на водоёмы.
Ребята, мне кажется, что птицы решили с нами поиграть. (Презентация «Кто спрятался?» Дети смотрят на экран и запоминают птиц, затем закрывают глаза и говорят, какой птицы не стало). Давайте выполним пальчиковую гимнастику «Птицы».
Пальчиковая игра «Птицы»
Прилетайте, птички!
Прилетайте, птички! зовущие движения пальцев
Сала дам синичке. режущие движения ладони
Приготовлю крошки «крошим» хлеб
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям, вытянуть правую ладонь
Эти крошки – воробьям. вытянуть левую
Галки да вороны, «катаем из хлеба колбаски»
Ешьте макароны!
Скажите, что страшно птицам зимой холод или голод? (ответы детей). Правильно, наши птицы проголодались, надо их накормить. Д/и «Покормите птиц зимой!». Пройдите к столам, на них лежат карточки с изображением птиц и корма, возьмите карточки с кормом и приложите их к тем карточкам, на которых изображены птицы. (задание выполняется парами). Молодцы, здорово справились с заданием. А где мы будем кормить птиц. (Ответы детей). Правильно на снегу нельзя, потому что корм может пристыть к снегу и птицы поранят себе клюв. Взрослые для этого делают кормушки. Посмотрите, какую кормушку нам сделал плотник. У меня есть баночки с кормом, давайте смешаем его и положим в кормушку, а птицы обязательно отблагодарят нас своим пением. (дети помогают воспитателю смешивать корм) Где мы ее повесим? Посмотрите, наш снегирь повеселел, а почему? (ответы детей) Правильно, ведь с друзьями, да еще и сытому всегда хорошо.
Скажите, какие задания мы сегодня выполняли?
Какие из них вам показались интересными?
С каким заданием вы не смогли справиться?
Что нового вы узнали о птицах?
Ну, что же вы сегодня отлично справлялись со всеми заданиями, у меня есть для вас сюрприз, предлагая поиграть с/р игру «Птичий рынок». (Вношу коробку, в ней лежат атрибуты к С/р игре «Птичий рынок»).