Нодина Валентина Алексндровна
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [ч] и [щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуковая культура речи : работа со звуками ч – щ».
Цель:
Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи „Дифференциация звуков [ч] и [щ]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.
Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.
Оборудование: мяч; мягкая игрушка Чебурашка; предметные картинки на звуки «ч», «щ»; изображения букв Ч, Щ; карточки с заданием.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, я Вам загадаю загадку, а вы отгадайте, кто пришел к нам в гости.
У Крокодила Гены
В руках гармошка играет,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит… (Чебурашка)
Дети, посмотрите, какой Чебурашка грустный. Он очень сильно устал и замерз с дороги. Давайте напоим нашего гостя горячим чаем.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуками. Чтобы узнать, какие звуки мы сегодня будем учиться чётко произносить и различать, нужно отгадать загадки.
Мы ходим ночью ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
Опущу я в речку руку,
Чтоб поймать на ощупь. (Щуку)
На доску выставляется картинка.
Воспитатель:
Какой первый звук в слове «часы»?
Дети:
Первый звук «ч».
Воспитатель:
Какой первый звук в слове «щука»?
Дети:
Первый звук «щ».
Воспитатель:
Ребята, предлагаю послушать, как звучат «ч» и «щ».
Попробуйте повторять -ч, -щ, -ч, -щ
Дети повторяют.
Воспитатель:
Как они звучат? Звонко или мягко?
Дети: Мягко.
Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но, кроме этого, у них есть еще один общий Секрет: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!
Воспитатель:
А теперь давайте все вместе подумает и назовем слова, начинающиеся на звук «ч».
Дети:
Часы, чашка, червяк, чемодан, чучело, Чиполино, чайка, чиж, чай, человек, черный, черепаха, чародейка, четыре.
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
Я буду называть слова, измените его так, чтобы в нем появился звук Ч.
Например: щенок - щеночек, диван-диванчик, чемодан-чемоданчик, книга-книжечка, ребенок-ребеночек, платок-платочек, червяк-червячок, лист-листочек, чашка, щетка.
Воспитатель:
Цитирует отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»;
Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю…
Выясняет, кто и за что прощает Федорушку, в каком произведении об этом рассказывается, кто его автор, какие еще произведения этого писателя дети могут назвать.
Воспитатель:
Повторяем стихи и просит детей назвать слова со звуками ч и щ.
Воспитатель:
Читает скороговорку:
В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.
Л. Ульяницкая
Ребята, давай те с вами поиграют в игру и немножко отдохнем. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится физкультминутка).
Физкультминутка : Звуки Ч - Щ
Щегленок выпал из гнезда, (Наклон вперед)
Ему теперь грозит беда: (Приседания)
Котище черный рыщет, (Ходьба)
Птенцов и птичек ищет (Поставить руки ладошками к голове).
Щегленка видит черный кот, (Повороты влево, вправо).
К нему, мурлыча вот идет, (Прыжки на месте).
Щегленок помощи не ждет (Прыжки)
И отчаянья - в полет! (Руки в стороны, взмах руками)
И вот удача - высота
Спасла щегленка от кота. (Потягивание, руки к плечам, вниз, встать на носочки).
Воспитатель:
Молодцы! Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.
А теперь давайте поучимся говорить чистоговорку.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Воспитатель:
В каких словах встречается звук «щ»?
Дети:
Щёткой, щенка, щекочу.
Воспитатель:
Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч»
Дети:
Чищу.
Воспитатель:
А в каких словах встретились оба звука?
Дети:
Чищу, щекочу.
Воспитатель:
Давайте повторим чистоговорку (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально).
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний».
На доске выставляет картинки со звуками ч или щ, где в названии одной картинки нет этих звуков. Дети проговаривают слова, находят лишнюю картинку и объясняют свой выбор.
Отгадывание загадок.
1. В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок.
Всего одна рука и та на спине. (чайник)
2. Носит воду хозяину в угоду!
При нем живет, пока не упадет. (чашка)
3. Осторожно разливай
Всем по чашкам
Сладкий … (чай)
4. У меня пропал носок,
Утащил его (щенок)
5. Она чистит зубы четко,
У меня зубная (щетка)
6. Маленький, горький,
Луку брат. (чеснок)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, Чебурашка перепутал свои картинки. Нужно помочь Чебурашке распределить правильно картинки. И ещё нужно будет определить место этих звуков в слове.
(Картинки стопкой лежат на столе. Дети выходят к доске по одному.)
Воспитатель:
Молодцы ребята. Хорошо справились с заданием. Помогли Чебурашке собрать правильно свои картинки.
Для закрепления звуков «Ч», «Щ» предлагаю слепить их из пластилина.
Дети по образцу лепят звуки.
Рефлексия:
Ребята, Чебурашке очень понравилось в нашей старшей группе, он многому научился и самое главное, он никогда не будет путать звуки Ч и Щ!
Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?
Артем, какие звуки мы учились различать?
Алиса, как произносятся [Ч], [Щ]?
Какое задание понравились Арина?
Какие задания для вас были сложными Коля?
Ребята, Чебурашке очень понравилось в нашей старшей группе, он многому научился и самое главное, он никогда не будет путать звуки Ч и Щ!
Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?
Артем, какие звуки мы учились различать?
Алиса, как произносятся [Ч], [Щ]?
Какое задание понравились Арина?
Какие задания для вас были сложными Коля?