Чиклова Наталья Сергеевна
Конспект занятия «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»
▼ Скачать +Заказ
Цель: продолжать формировать представления детей о жизни и быте русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с предметами старинного русского быта, их названиями, их назначением в прошлом и исторической ценностью сейчас;
-обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
-активизировать употребление в речи названия материалов, из которых изготовлены предметы;
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Знакомство детей с предметами старинного русского быта“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
- развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения;
- развивать образное мышление, мелкую и крупную моторику.
Воспитательные :
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность, культуру общения, желание участвовать в совместных играх;
- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа : любовь к ближним, трудолюбие, верность, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар, половик, сундук, кувшин, горшок.
Предварительная работа : заучивание слов для игры, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов. Просмотр презентаций «Русский народный костюм», «Русские мастера –умельцы», «Крестьянская семья», рассматривание иллюстраций.
Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, самовар, прялка, половики, ухват, коромысло, чугунок и др., русский народный костюм.
Ход занятия:
Орг. момент
(Воспитатель встречает детей в народном костюме, в роли Хозяйки)
Воспитатель:
Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, детушки, милые!
Дай Бог тому, кто к нашему дому!
Дорогим гостям, милым детушкам!
Наделил бы вас Господь, ( вместе с детьми:)
Дети: И житьём, и бытьём, и здравием (дети делают поклон)
Воспитатель:
Ну вот как славно все разместились!
Ребята, каким словом я вас сейчас приветствовала?
Дети: ответ детей (словом «здравствуйте!»)
Воспитатель: И вы мне тоже сказали: «здравствуйте!»
- Каждый день говорят люди друг другу это слово. Что же это за слово такое? Что оно означает, как вы думаете?
Дети : ответ детей (Слово «здравствуйте»- означает «здравие», «здоровье.»)
Воспитатель: Значит, мы желаем человеку здоровья; желаем ему не болеть!
Ход НОД:
Воспитатель: Из далёкой старины эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмёшь, и рассмотришь, то поймёшь,
Для чего они нужны. Чем полезны и важны
Человеку раньше были, что за службу сослужили.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта. На моем столе много интересных и незнакомых вам вещей, а также, интересных картинок. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти предмет, о котором мы с вами говорим.
Воспитатель: Слушайте мою загадку:
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Деток спать она уложит.
Дети: ответ детей (Печка)
Воспитатель: Верно, это русская печь. А для чего нужна была печь в избе?
(рассматривание макета Русской печи в уголке «Русская изба»)
Дети: ответ детей (в ней еду готовили, она обогревала дом, на печи спали, сушили грибы и ягоды, одежду).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Не зря в старину говорили : «Печь нам -мать родная», «У печи все красное лето».
Воспитатель: Человека, который умел класть печь, называли – печник. Печь складывали из кирпичей, значит, она какая
Дети: ответ детей (кирпичная)
Воспитатель: Встану я рано утром, первым делом растоплю печку. Растопится печка – жарко становится – пора и готовить.
- Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте загадку:
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где там в печке уголек
Сварит кашу ….
Дети: ответ детей (чугунок)
Воспитатель: Какая необычная посуда. Попробуйте, подержите его. Какой он?
Дети: ответ детей (тяжелый)
Воспитатель: А, может быть, кто-нибудь знает или догадывается, почему его называют ЧУГУНок?
Дети: ответ детей (потому, что он сделан из чугуна).
Воспитатель: Чугун – это особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунках варили кашу, щи, молоко в печи томили, овощи парили.
Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь нужен был другой помощник. Про него говорили так:
Из русской печи
Кашу тащи.
Чугунок очень рад
Что схватил его …Ухват
Давайте вместе повторим это название
Дети: Ухват.
Воспитатель: Ухват или рогач — это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. (Дети рассматривают ухват, воспитатель дает каждому подержать его в руках)
Воспитатель: Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Воспитатель: Что ты достал из печи?
Ребенок: ответ детей (чугунок)
Воспитатель: Чем ты достал чугунок?
Ребенок : ответ детей (ухватом)
Воспитатель: А для чего нужен был в доме ухват?
Дети: ответ детей (для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься) .
Воспитатель: Слушайте другую загадку:
Выпускает жаркий чай, древний чайник….
Дети: ответ детей (самовар).
(Демонстрация самовара)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар. В одном названии спрятались сразу два слова, «сам» «варю», получилось какое слово?
Дети: ответ детей (самовар)
Воспитатель: А что же он варит?
Дети: ответ детей (чай)
Воспитатель: Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами.
Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем и подвигаемся
ФИЗМИНУТКА “Кипит самовар».
- Кипит самовар, во все стороны пар.
(дети показывают руками вверх и в стороны)
- Давай, выручай! Закончился чай.
(руки в стороны и сложить ладошкой у груди – 2 р.)
- Кипяток наливай.
(имитация движения по очереди правой и левой р.)
- Побежал через край
(круговые движения двумя руками выше головы)
-Ай-ай-ай!
(ладошки у щек, покачивания головой)
Воспитатель: А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?
Дети: ответ детей (да)
Воспитатель: Сейчас они стали электрические.
Воспитатель: Раньше не было холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко?
Дети: ответ детей (в бидоне, банке).
Воспитатель: Молоко хранили в крынке или кувшине. (демонстрация глиняного кувшина)
Воспитатель: Крынка, кувшин – что это, как назвать одним словом?
Дети: ответ детей (это посуда)
Воспитатель: Из чего она сделана?
Дети: ответ детей (из глины)
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: ответ детей (глиняная)
Воспитатель: Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось. А вот у крынки родной братишка – горшок. (демонстрация глиняного горшка)
Воспитатель: Раз он родной братишка, из чего он сделан?
Дети: ответ детей (из глины)
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: ответ детей (глиняный)
Воспитатель: А чем он отличается от крынки?
Дети: ответ детей (формой, высотой)
Воспитатель: А теперь угадайте мою загадку
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра …. коромысло. (Рассматривание коромысла)
Воспитатель: давайте все вместе повторим это слово
Дети : ответ детей (коромысло)
Воспитатель: Из чего делали коромысло?
Дети: ответ детей (из дерева)
Воспитатель: Что у коромысла по краям?
Дети: ответ детей (крючки)
Воспитатель: Для чего?
Дети: ответ детей (для вёдер)
Воспитатель: Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой поморской семье. Коромысло можно носить на одном плече или двух. (показ)
Воспитатель:
Про этот предмет говорили :
Из липы свито дырявое корыто,
Днём заперто, а ночью открыто.
В лес идёт – клетки кладёт,
Из леса идёт – перекладывает. Это лапти. (Рассматривание лаптей).
Воспитатель: Подошва лаптей называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Лапти очень быстро снашивались. За год изнашивали до 20 пар. Хорошо, что сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой. Лапти плели из лыка. Лыко – это тонко надранные из липы ленты.
Воспитатель: Очень люди любили лапти и называли их ласково: «лапотульки».
Воспитатель: Повторите за мной «лапотульки».
Дети: ответ детей (лапотульки)
Воспитатель: А как ещё можно ласково назвать лапти?
Дети: ответ детей (лапоточки, лапотки, лаптишки, лапатушки.)
Воспитатель: Какие вы молодцы, сколько ласковых слов про лапти сказали! И немного устали, на ножки все встали, ручками поиграем, сплетём лапоточки.
Пальчиковая игра
«С липы лыко надерём, (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
лапоточки всем сплетё м: (имитация плетения, пальчики в замке)
Маше, Даше, Саше, Свете, Пете (поочередное загибание пальцев обеих рук)
- в лапоточках ходят дети». (хлопки в ладошки)
Воспитатель: В старину, ребята, для умывания использовали вот такой предмет. Называется он – рукомойник. Внутри у него водичка. Наклони его и потечёт быстрая струйка.
Воспитатель: Ваши мамы бельё дома гладят? Чем они гладят?
Дети: ответ детей (утюгом)
Воспитатель: А раньше наши бабушки гладили бельё при помощи валька и колотилки. (показ)
Воспитатель: Первые утюги были тяжёлые и чугунные. Утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, хозяйка закладывала в них горячие угли, они нагревали утюг.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется этот предмет? (показ сундука)
Дети : ответ детей (это сундук).
Воспитатель: Раньше в богатых семьях в нём хранили самые ценные вещи самого разного назначения. Нередко на сундуки весили мощные замки и украшали их красивой росписью. В простых семьях в сундуках хранились одежды, обувь, кухонная утварь. А иногда хозяева спали на сундуках.
Воспитатель: Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?
Дети: ответ детей (половиками)
Воспитатель: Половики какой формы?
Дети: ответ детей (прямоугольные, длинные)
Воспитатель: Для чего пол покрывали?
Дети: ответ детей (для тепла, красоты)
Воспитатель: Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть. А игра наша называется «Игра с лентой».
(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют)
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать. (дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Что было, что стало».
Воспитатель: Где готовили еду в старину?
Дети: ответ детей (в печке)
Воспитатель: А сейчас, где готовим?
Дети: ответ детей (на газовой плите)
Воспитатель: В чем раньше кашу варили?
Дети: ответ детей (в чугунке)
Воспитатель: А сейчас, в чём варим?
Дети: ответ детей (в кастрюле)
Воспитатель: В чем раньше готовили чай?
Дети: ответ детей (в самоваре)
Воспитатель: А сейчас?
Дети: (в чайнике)
Воспитатель: Зачем нужно было коромысло?
Дети: ответ детей (воду носить)
Воспитатель: А у нас сейчас у нас вода откуда течет?
Дети: ответ детей (из крана, водопровода)
Воспитатель: Какую обувь раньше люди носили?
Дети: ответ детей (лапти)
Воспитатель: А сейчас?
Дети: ответ детей (сапоги, ботинки, туфли)
Воспитатель: С помощью чего гладили бельё?
Дети: ответ детей (валька и колотилки)
Воспитатель: А в настоящее время?
Дети: ответ детей (утюгом)
Воспитатель: Где раньше одежду хранили?
Дети: ответ детей (в сундуке)
Воспитатель: А сейчас?
Дети: ответ детей (в шкафу).
Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием справились!
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята мы многое сегодня узнал, вспомните о чём же мы сегодня с вами говорили на занятии?
Дети: ответ детей (о предметах народного быта ; о старинных вещах).
Воспитатель: назовите, какие предметы Русской избы вы запомнили?
Дети: ответ детей (коромысло, горшок, чугунок, сундук,самовар, печь, половик и т. д.)
Воспитатель: Ребята,что вам было особенно интересно?
Дети: ответ детей (играть в игру, ухватом ставить чугунок в печь, отвечать на вопросы, рассматривать новые предметы).
Рефлексивно-оценочный этап
На доске «Интошка» изображен круг от солнышка, детям надо нажать на лучик, если занятие понравилось и на тучку, если не понравилось, было немного скучно и ничего нового не узнали
Воспитатель: Ребята, На доске вы видите круг от солнышка вам надо нажать или на лучик или на тучку (элементы расположены на доске, с правой стороны) Лучики –значит,что понравилось занятие, получили много интересной информации; тучки – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Воспитатель: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу, слушали меня внимательно, играли со мной и помогали мне! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли ко мне в гости я угощаю вас пряничками.