Чернышева Ольга
Конспект занятия «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование и закрепление знаний о зимующих птицах
Задачи:
• Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
• Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
• Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».
• Формировать фразовую речь.
• Совершенствовать грамматический строй речи.
Публикация «Конспект занятия „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
• Совершенствовать навыки словообразования.
• Развивать лексико-грамматический строй речи (предложно-падежные связи, согласование сущ., числит и прилагательных, словообразование при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов);
• Упражнять в подборе подходящих по смыслу определений к названиям птиц;
• Развивать моторику, пространственную ориентировку;
• Развивать эмоциональную сторону речи;
• Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.
Ход занятия:
Логопед: Послушайте звуки ( дети слушают звуки зимы: вьюга, пурга, шаги по зимнему лесу, треск деревьев).
Логопед: Что вы услышали?
Дети:
Я услышал шаги по снегу.
Я услышала, как вьюга воет.
Я услышал треск деревьев.
Я услышал пургу. И т. д.
Логопед: В какое время года можно услышать эти звуки?
Дети: Эти звуки можно услышать зимой.
Логопед: Вспомните, что вы знаете о зиме. (Составление рассказа с опорой на картинки)
Дети: Зимой холодно. Солнце светит, но не греет. Зимой дует холодный ветер и часто идет снег. Реки покрыты льдом.
Зимой деревья и кусты стоят голые. Ветки покрыты снегом. Зелеными остались только ели и сосны.
Зимой люди одеваются тепло. Зимой дети катаются на коньках, на санках, на лыжах. Дети лепят снеговиков и играют в снежки. Зимой люди мастерят кормушки для птиц.
Логопед: вот о птицах мы сегодня и поговорим, а о каких птицах вы узнаете если угадаете загадки:
Найдешь ее в своем дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать ее не смей!
Это птичка…. (Воробей.)
Спинкой зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Логопед: Скажите, как этих птиц можно назвать одним словом?
Дети: Зимующие.
Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
Дети: Потому что они могут найти себе корм.
Логопед: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.
Логопед: Хватает ли птицам пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Логопед: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.
Логопед: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
Логопед: Что для этого нужно сделать?
Дети: Кормушку.
Логопед: Зимой птицам холодно и голодно. Люди помогают птицам пережить суровую зиму. Для этого они делают кормушки и подкармливают птиц. Давай смастерим кормушку для зимующих птиц.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка" (сл. Шестериковой)
Ребята дощечки пилили, пилили.
И дружно кормушку для птиц мастерили.
В нее мы насыплем для птиц угощенье :
Немного семян, и остатки печенья,
Сушеные фрукты и хлебные крошки
И сала на ветки развесим немножко.
А чтобы на птичий обед посмотреть
Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь. пилящие движения ребром ладони
стучать кулаком по ладони
растирание подушечек пальцев
загибаем пальцы
"очки" подносим к глазам
"Пальчики шагают", указательный палец поднести к губам.
Логопед:Посмотрите, ребята, какая красивая кормушка у нас получилась! (деревянная кормушка)
Логопед: Кто прилетел к нашей кормушке?
Дети: К нашей кормушке прилетели птицы.
Логопед: Понаблюдаем за птицами и расскажем, что они делают (резиновые игрушки зимующих птиц).
Упражнение "Наблюдай за птицами"
Воробей сидит в кормушке. вылетает из кормушки.
Сорока сидит на кормушке. Улетает с кормушки.
Голубь сидит за кормушкой. Выходит из-за кормушки.
Ворона к кормушке подлетает, а потом от кормушки отлетает.
Логопед: Я приготовила для птиц угощение, давайте их покормим (составление предложений, птичий корм)
Упражнение «Накорми птиц»
Свиристели – ягоды сушенных фруктов.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Дети:
– Я дам свиристели ягоды сушеных фруктов.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
Логопед: А сейчас немного отдохнем, встанем и поиграем с мячом в игру
«Назови ласково»
Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
Логопед: выполним упражнение «Составь новое слово»
Логопед предлагает детям закончить предложения:
• У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
• У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
• У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
• У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
• У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
• У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
Итог:
Логопед: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. О ком мы говорили на нашем занятии? (Мы говорили о зимующих птицах).