Ирина Аницаева
Здоровьесберегающие технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии – это охрана и укрепление здоровья детей, состояние полного физического, психического благополучия. Система мер, включает в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья и развития ребенка.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии» размещена в разделах
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым воспитанники учатся быть вместе и эффективно взаимодействовать.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов: воспитателей, инструкторов по физкультуре, на логопедов, музыкальных работников и других работников дошкольных учреждений.
Цель здоровьесберегающих технологий : обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на :
Медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников.
Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу.
Закаливание — организация физиотерапевтических мер, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (холоду, жаре, сырости, ветру). Закаливание дошкольников при помощи воздушных и солнечных ваннах на прогулках, обтирание, реже — контрастное обливание, сон с открытой форточкой, ходьба босиком, в том числе по массажным коврикам. В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания.
Оксигенотерапия — методика насыщения организма кислородом. В детских садах реализуется через организованное употребление воспитанниками кислородного коктейля. Это напиток, изготовленный из яблочного сока и корня солодки. Принимается курсами и под контролем медицинской сестры. Систематическое употребление кислородного коктейля тонизирует общее состояние организма и оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей.
Физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности; Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.
Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация, это помогает развивать речь, повышает работоспособность головного мозга, развивает тактильную чувствительность, снимает тревожность.
Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. Благодаря правильному дыханию укрепляются защитные функции организма и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом.
Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём.
Социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку историй.
Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация.
Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью). Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность детей заметно повышается, это приводит к более высоким результатам.
Образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни. В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни : дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:
Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья. Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью.
Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности: предметную, исследовательскую, игровую, творческую.
Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией, медперсоналом ДОУ и родителями.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду позволяет сделать образовательный процесс насыщенным и интересным. При этом у дошкольников закладывается осознанное стремление к поддержанию здоровья и правильному образу жизни. Благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому дошкольнику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.