Приложение МААМ

Конспект занятия «Звуки [Р]. Буква «Р»

Татьяна Абузярова
Конспект занятия «Звуки [Р]. Буква «Р»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект подгруппового занятия для детей с ФНР

Тема: «Звуки[р], [рь]. Буква Р»

ЦЕЛЬ: Закрепить полученные знания в занимательной и игровой форме.

Задачи: : Закрепить полученные знания в занимательной и игровой форме.

Коррекционно-образовательные:

- закреплять характеристику звуков [Р], [Рь]; правильное произношение данных звуков в потоке речи.

- продолжать учить выполнять слоговой синтез слов;

Публикация «Конспект занятия „Звуки [Р], Буква „Р“» размещена в разделах

- формировать начальные навыки слогового чтения.

Коррекционно-развивающие:

- развивать функцию слухового контроля: умение замечать и исправлять ошибки в произношении близких по звучанию слов;

- развивать слуховое, зрительное внимание, восприятие;

- развивать слуховую, зрительную память;

- развивать зрительно-пространственную ориентировку на плоскости;

- развивать словесно-логическое мышление;

- развивать общую, тонкую, артикуляционную моторику, координацию движений.

Воспитательные :

-воспитывать интерес к учебной деятельности, самостоятельность, желание прийти на помощь другим.

Оборудование:

Демонстрационный материал: мультимедийный проектор, презентация к занятию, аудиозапись(«Конский бранль», «Гномы», «Эй, Лежебоки, ну ка вставайте! на зарядку выбегайте», схема акустической характеристики звука.

Раздаточный материал: фломастеры, индивидуальные задания для корректурной пробы, мешочек с фишками -геометрическими фигурками (круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник, четырехугольник, план-схема, карточки с зашифрованными словами.

Ход занятия.

1часть. Организационный момент.

- Посмотрите, на наше занятие сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся. Ребята, а кто еще пришел?

(слайд№1. Наэкране появляется изображение Белоснежки)

- К нам пришла Белоснежка.

- Посмотрите внимательно на нее и скажите, какое у нее настроение? (Грустное)

- А как вы догадались, что она грустная? (У Белоснежки печальные глаза, серьезное лицо, она не улыбается)

- Белоснежка рассказала мне, что ее друзья, гномы, повстречали в горах тигра, тигр громко зарычал на них во так «РРРР». Они испугались, разбежались в разные стороны и заблудились. Белоснежка никак не может их найти.

- Что нужно сделать, чтобы у Белоснежки изменилось настроение, и она вновь была веселой и радостной?

(Мы должны помочь Белоснежке отыскать гномиков и вернуть их домой.)

2 часть. Основная часть

1. Характеристика звуков [Р-Рь]

- Ребята, а вы не боитесь тигров и их рычания?

- Белоснежка, наши дети тоже умеют грозно рычать. Давайте поиграем в игру «Тигры за ладошками». Закройте лицо ладошками, и до кого я дотронусь, грозно зарычит. (игру повторить 4 - 5 раз).

- Белоснежка, ребята умеют не только рычать, но и знают все про звук «Р».

-- Умеют определять звук Р в словах. Дети сейчас соберут поезд из картинок со звуком Р, и мы отправимся на поиски Гномов.

Игра «Звуковой поезд».

- Вот и мы прибыли в сказочное королевство, где живет Белоснежка.

- Белоснежка, видишь, какие ребята молодцы. Они не испугаются тигра, сумеют справиться со всеми трудностями на пути и найдут твоих друзей гномов.

- Дети, Белоснежка приготовила для нас карту местности, где заблудились гномы. А чтобы не потерять на плане место, где мы будем находиться, Белоснежка передала нам мешочек, в котором находятся фишки – геометрические фигуры. Сейчас вы по очереди будете угадывать, какая геометрическая фигура находится в мешочке: достаньте ее, назовите и определите, какой звук твердый [Р] или мягкий [Рь] в ее названии.

2. Кинезиологические упражнения.

- Перед путешествием выполним нашу разминку. Она поможет нам быть сосредоточенными, внимательными.

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Усложним: левая рука – нос, правая рука – левое ухо, хлопок – меняем руки

3. Упражнение «Найди и обведи букву Р».

- Мы подготовились к путешествию. Отправляемся в путь.

- Поставьте фишку в нижний левый угол. В квадрат какого цвета вы поставили фишку? (в квадрат розового цвета)

Начинаем наше путешествие от дома.

2 клеточки вправо,3 клеточки вверх, 2 клеточки влево.

- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате коричневого цвета)

- Мы вышли с вами на болото и нашли первого гномика. (слайд №2. На экране появляется изображение гнома).

- Это гномик Чихун, он вечно простужен, постоянно чихает. Ему очень вредно здесь находиться. Выйти из болота очень сложно, гномику необходимо прыгать с кочки на кочку. Каждая кочка обозначена буквой Р. Давайте поможем гному найти выход из болота: обведите все кочки (все буквы «Р») в кружок. Если гном будет прыгать по этим кочкам, он обязательно выберется из болота.

Дети выполняют задание, слежу за правильностью выполнения задания, помогаю затрудняющимся.

- Посчитайте, сколько всего кочек у вас получилось, сколько всего букв «Р» вы обвели? (спросить 2-3 детей)

- Отлично справились с заданием. Помогли гному выбраться с болота.

4. Игра «Построим мост»

- Идем дальше. Посмотрим на план. В квадрате какого цвета находится ваша фишка. (В квадрате коричневого цвета)

3клеточки вниз,2 клеточки вправо, 2 клеточки вверх,1 клеточка влево.

- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате синего цвета)

- Мы подошли с вами к реке. А вот и наш гном Тихоня. (слайд №3. На экране появляется изображение гнома)

-Он тихо сидит на другом берегу реки, а моста нет, только «доски» лежат. Давайте из досок построим мост. Мост будет крепким, если дощечки разложить правильно. Дощечки не простые, на них написаны слоги. (На столе в произвольном порядке лежат карточки – «дощечки со слогами». (ша, ка, за, иг, та, ва, ба, жи).

У логопеда на подносе слоги (ры, ру, ро, ра, кар, дро, ран, раф.)

- Возьмите по одной «дощечке» и прочитайте слоги. (Дети читают- ры, ру, ро, ра, кар, дро, ран, раф.)

- А теперь прочитайте слоги на «дощечках», которые лежат на столе.

- Каждый из вас должен составить свое слово из слогов.

( Дети из слогов составляют и читают слова: шары, рука, роза, игра, карта, дрова, баран, жираф).

Потом сели за столы и на экране построился «мост» и дети еще раз прочитали слова.

Молодцы! Построили мост. Помогли Белоснежке отыскать гномика Тихоню.

5. Артикуляционная гимнастика с бионергопластикой.

- Через мост мы перешли увидели еще одного гномика. Это самый маленький гномик Простак. (на экране появляется изображение гнома)

- Гномик Простак совсем не умеет говорить. Давайте покажем ему, как делать артикуляционную гимнастику или гимнастику для щек, губ, языка? Это поможет ему заговорить.

(Дети выполняют артикуляционную гимнастику параллельно с движениями кистей обеих рук по музыку «Гномики»)

- Молодцы. Научили гномика делать артикуляционную гимнастику. Теперь - то он точно заговорит. Продолжаем наше путешествие.

6. Игра «Какой звук заблудился

- Наше путешествие продолжается, будем искать следующего гнома.

- В квадрате какого цвета находится ваша фишка. (В синем)

1клеточка вправо,1 клеточка вниз,2 клеточки влево,1 клеточка вверх.

- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате зеленого цвета)

- Мы с вами подошли к лугу. И я уже вижу гномика Весельчака. (На экране появляется изображение гнома)

-Он так обрадовался, что вы его нашли и решил с вами немного пошутить.

- Послушайте внимательно, что говорит гномик:

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка

- Правильно гномик сказал или что- то не так? Кто сидит на грядке? (репка)

- Какой звук перепутал гномик (звук кь со звуком рь)

- Что эти слова обозначают (кепка-головной убор, репка-овощ)

- Вывод: изменили один звук и получилось новое слово, которое имеет совершенно другое значение.

- Хотите еще поиграть с гномиком? Слушайте внимательно.

Закричал охотник: Ой!

Двери гонятся за мной! (звери)

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей. (грачей)

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан)

Посмотрите- ка, ребятки.

Раки выросли на грядке.

- Молодцы, ребята. Все слова исправили. Продолжаем искать гномиков.

7. Логоритмическое упражнение «Эй лежебоки, ну-ка вставайте»

- Ребята, на краю луга мы с вами еще одного гномика нашли. (на экране появляется изображение гнома)

- Гномик Соня очень любит спать и ночью, и днем. Посмотрите он и сейчас сладко спит. Давайте его разбудим и позовем на зарядку. (Дети под музыку выполняют логоритмическое упражнение)

- Молодцы, вернули гномика Белоснежке.

8. Игра «Зашифрованное слово»

- В квадрате какого цвета находится ваша фишка. (В квадрате зеленого цвета) - Продолжаем путешествие:1 клеточка вниз, 2 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточка влево.

- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате черного цвета)

- Мы оказались с вами в пещере. А вот и наш гномик. (На экране появляется изображение гнома)

- Гном Ворчун сегодня как никогда мрачен и ворчлив. Он не может выбраться из пещеры. Для этого ему нужно расшифровать слово. Но у него пока ничего не получается. Поможем ему?

- У вас на столах карточки с геометрическими фигурами. Это зашифрованное слово, которое надо прочитать. Расшифруйте слово. Посмотрите на экран. Это ключ к разгадке. (На экране общая полоска, где показано, какая буква какой геометрической фигуре соответствует.) Дети выполняют задание.

- Прочитайте, какие слова у вас получились. (беда, друг)

- Мы расшифровали с вами 2 слова. Одно слово расшифровал гномик Ворчун. Это слово- помоги. Я добавлю еще одно маленькое слово- в. И чтобы окончательно нам выбраться из пещеры, мы должны составить очень важное правило дружбы из слов: друг, помоги, беда, в.

- Составьте из этих слов предложение. (Помоги другу в беде)

Давайте простучим это предложение, это важное правило дружбы и выберемся из пещеры.

9. Упражнение «Что изменилось?»

- В квадрате какого цвета находится ваша фишка. (В черном)

- Продолжаем путешествие: 3 клеточки вниз,1клеточка влево.

- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате розового цвета)

- Где мы оказались? А вот и последний гном Умник. (На экране появляется изображение гнома около дома)

- Этот Гномик самый сообразительный, Всезнайка. Он уже сам нашел дорогу домой и ждет своих товарищей. Для их встречи он хотел организовать оркестр, но забыл в названии каких инструментов есть звук «Р». Вы поможете ему вспомнить? (гитара, рояль, труба, гармонь, барабан, арфа)

- Какой инструмент стоит третьим? Вторым? четвертым. На котором месте стоит гитара, барабан?

- А сейчас гномик поиграет с вами в игру «Что изменилось»?

- Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить, в каком порядке стоят инструменты. Закройте глаза.

- Что изменилось? Какого инструмента не стало (Спросить несколько детей)

Что изменилось? Какие инструменты поменялись местами?

-Закройте глаза

- Что изменилось? (добавился топор)

- Ребята, а как вы думаете, какая картинка здесь лишняя? Почему?

3 часть. Итог занятия.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы молодцы, отлично справились со всеми трудными заданиями. Самое главное, вы помогли Белоснежке найти всех ее друзей, гномиков. Посмотрите, какая довольная, счастливая Белоснежка.

- Какое задание вам показалось трудным?

- Какое задание вам было интересно выполнять.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М']. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуки [с], [с’]. Буква с» по мотивам сказки «Снежная королева»Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуки [с], [с’]. Буква с» по мотивам сказки «Снежная королева» Конспект (НОД) (открытого занятия к родительскому собранию) по развитию речи на тему:«Звуки [с], [с']. Буква с» (по мотивам сказки Г. Х.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к»Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Раздольненского.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Звуки [Р]. Буква «Р»
Опубликовано: 11 декабря 2020 в 09:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Звуки [Р]. Буква «Р»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Абузярова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД