Татьяна Абузярова
Конспект занятия «Звуки [Р]. Буква «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия для детей с ФНР
Тема: «Звуки[р], [рь]. Буква Р»
ЦЕЛЬ: Закрепить полученные знания в занимательной и игровой форме.
Задачи: : Закрепить полученные знания в занимательной и игровой форме.
Коррекционно-образовательные:
- закреплять характеристику звуков [Р], [Рь]; правильное произношение данных звуков в потоке речи.
- продолжать учить выполнять слоговой синтез слов;
Публикация «Конспект занятия „Звуки [Р], Буква „Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
- формировать начальные навыки слогового чтения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать функцию слухового контроля: умение замечать и исправлять ошибки в произношении близких по звучанию слов;
- развивать слуховое, зрительное внимание, восприятие;
- развивать слуховую, зрительную память;
- развивать зрительно-пространственную ориентировку на плоскости;
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать общую, тонкую, артикуляционную моторику, координацию движений.
Воспитательные :
-воспитывать интерес к учебной деятельности, самостоятельность, желание прийти на помощь другим.
Оборудование:
Демонстрационный материал: мультимедийный проектор, презентация к занятию, аудиозапись(«Конский бранль», «Гномы», «Эй, Лежебоки, ну ка вставайте! на зарядку выбегайте», схема акустической характеристики звука.
Раздаточный материал: фломастеры, индивидуальные задания для корректурной пробы, мешочек с фишками -геометрическими фигурками (круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник, четырехугольник, план-схема, карточки с зашифрованными словами.
Ход занятия.
1часть. Организационный момент.
- Посмотрите, на наше занятие сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся. Ребята, а кто еще пришел?
(слайд№1. Наэкране появляется изображение Белоснежки)
- К нам пришла Белоснежка.
- Посмотрите внимательно на нее и скажите, какое у нее настроение? (Грустное)
- А как вы догадались, что она грустная? (У Белоснежки печальные глаза, серьезное лицо, она не улыбается)
- Белоснежка рассказала мне, что ее друзья, гномы, повстречали в горах тигра, тигр громко зарычал на них во так «РРРР». Они испугались, разбежались в разные стороны и заблудились. Белоснежка никак не может их найти.
- Что нужно сделать, чтобы у Белоснежки изменилось настроение, и она вновь была веселой и радостной?
(Мы должны помочь Белоснежке отыскать гномиков и вернуть их домой.)
2 часть. Основная часть
1. Характеристика звуков [Р-Рь]
- Ребята, а вы не боитесь тигров и их рычания?
- Белоснежка, наши дети тоже умеют грозно рычать. Давайте поиграем в игру «Тигры за ладошками». Закройте лицо ладошками, и до кого я дотронусь, грозно зарычит. (игру повторить 4 - 5 раз).
- Белоснежка, ребята умеют не только рычать, но и знают все про звук «Р».
-- Умеют определять звук Р в словах. Дети сейчас соберут поезд из картинок со звуком Р, и мы отправимся на поиски Гномов.
Игра «Звуковой поезд».
- Вот и мы прибыли в сказочное королевство, где живет Белоснежка.
- Белоснежка, видишь, какие ребята молодцы. Они не испугаются тигра, сумеют справиться со всеми трудностями на пути и найдут твоих друзей гномов.
- Дети, Белоснежка приготовила для нас карту местности, где заблудились гномы. А чтобы не потерять на плане место, где мы будем находиться, Белоснежка передала нам мешочек, в котором находятся фишки – геометрические фигуры. Сейчас вы по очереди будете угадывать, какая геометрическая фигура находится в мешочке: достаньте ее, назовите и определите, какой звук твердый [Р] или мягкий [Рь] в ее названии.
2. Кинезиологические упражнения.
- Перед путешествием выполним нашу разминку. Она поможет нам быть сосредоточенными, внимательными.
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Усложним: левая рука – нос, правая рука – левое ухо, хлопок – меняем руки
3. Упражнение «Найди и обведи букву Р».
- Мы подготовились к путешествию. Отправляемся в путь.
- Поставьте фишку в нижний левый угол. В квадрат какого цвета вы поставили фишку? (в квадрат розового цвета)
Начинаем наше путешествие от дома.
2 клеточки вправо,3 клеточки вверх, 2 клеточки влево.
- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате коричневого цвета)
- Мы вышли с вами на болото и нашли первого гномика. (слайд №2. На экране появляется изображение гнома).
- Это гномик Чихун, он вечно простужен, постоянно чихает. Ему очень вредно здесь находиться. Выйти из болота очень сложно, гномику необходимо прыгать с кочки на кочку. Каждая кочка обозначена буквой Р. Давайте поможем гному найти выход из болота: обведите все кочки (все буквы «Р») в кружок. Если гном будет прыгать по этим кочкам, он обязательно выберется из болота.
Дети выполняют задание, слежу за правильностью выполнения задания, помогаю затрудняющимся.
- Посчитайте, сколько всего кочек у вас получилось, сколько всего букв «Р» вы обвели? (спросить 2-3 детей)
- Отлично справились с заданием. Помогли гному выбраться с болота.
4. Игра «Построим мост»
- Идем дальше. Посмотрим на план. В квадрате какого цвета находится ваша фишка. (В квадрате коричневого цвета)
3клеточки вниз,2 клеточки вправо, 2 клеточки вверх,1 клеточка влево.
- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате синего цвета)
- Мы подошли с вами к реке. А вот и наш гном Тихоня. (слайд №3. На экране появляется изображение гнома)
-Он тихо сидит на другом берегу реки, а моста нет, только «доски» лежат. Давайте из досок построим мост. Мост будет крепким, если дощечки разложить правильно. Дощечки не простые, на них написаны слоги. (На столе в произвольном порядке лежат карточки – «дощечки со слогами». (ша, ка, за, иг, та, ва, ба, жи).
У логопеда на подносе слоги (ры, ру, ро, ра, кар, дро, ран, раф.)
- Возьмите по одной «дощечке» и прочитайте слоги. (Дети читают- ры, ру, ро, ра, кар, дро, ран, раф.)
- А теперь прочитайте слоги на «дощечках», которые лежат на столе.
- Каждый из вас должен составить свое слово из слогов.
( Дети из слогов составляют и читают слова: шары, рука, роза, игра, карта, дрова, баран, жираф).
Потом сели за столы и на экране построился «мост» и дети еще раз прочитали слова.
Молодцы! Построили мост. Помогли Белоснежке отыскать гномика Тихоню.
5. Артикуляционная гимнастика с бионергопластикой.
- Через мост мы перешли увидели еще одного гномика. Это самый маленький гномик Простак. (на экране появляется изображение гнома)
- Гномик Простак совсем не умеет говорить. Давайте покажем ему, как делать артикуляционную гимнастику или гимнастику для щек, губ, языка? Это поможет ему заговорить.
(Дети выполняют артикуляционную гимнастику параллельно с движениями кистей обеих рук по музыку «Гномики»)
- Молодцы. Научили гномика делать артикуляционную гимнастику. Теперь - то он точно заговорит. Продолжаем наше путешествие.
6. Игра «Какой звук заблудился?»
- Наше путешествие продолжается, будем искать следующего гнома.
- В квадрате какого цвета находится ваша фишка. (В синем)
1клеточка вправо,1 клеточка вниз,2 клеточки влево,1 клеточка вверх.
- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате зеленого цвета)
- Мы с вами подошли к лугу. И я уже вижу гномика Весельчака. (На экране появляется изображение гнома)
-Он так обрадовался, что вы его нашли и решил с вами немного пошутить.
- Послушайте внимательно, что говорит гномик:
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка
- Правильно гномик сказал или что- то не так? Кто сидит на грядке? (репка)
- Какой звук перепутал гномик (звук кь со звуком рь)
- Что эти слова обозначают (кепка-головной убор, репка-овощ)
- Вывод: изменили один звук и получилось новое слово, которое имеет совершенно другое значение.
- Хотите еще поиграть с гномиком? Слушайте внимательно.
Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран (банан)
Посмотрите- ка, ребятки.
Раки выросли на грядке.
- Молодцы, ребята. Все слова исправили. Продолжаем искать гномиков.
7. Логоритмическое упражнение «Эй лежебоки, ну-ка вставайте»
- Ребята, на краю луга мы с вами еще одного гномика нашли. (на экране появляется изображение гнома)
- Гномик Соня очень любит спать и ночью, и днем. Посмотрите он и сейчас сладко спит. Давайте его разбудим и позовем на зарядку. (Дети под музыку выполняют логоритмическое упражнение)
- Молодцы, вернули гномика Белоснежке.
8. Игра «Зашифрованное слово»
- В квадрате какого цвета находится ваша фишка. (В квадрате зеленого цвета) - Продолжаем путешествие:1 клеточка вниз, 2 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточка влево.
- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате черного цвета)
- Мы оказались с вами в пещере. А вот и наш гномик. (На экране появляется изображение гнома)
- Гном Ворчун сегодня как никогда мрачен и ворчлив. Он не может выбраться из пещеры. Для этого ему нужно расшифровать слово. Но у него пока ничего не получается. Поможем ему?
- У вас на столах карточки с геометрическими фигурами. Это зашифрованное слово, которое надо прочитать. Расшифруйте слово. Посмотрите на экран. Это ключ к разгадке. (На экране общая полоска, где показано, какая буква какой геометрической фигуре соответствует.) Дети выполняют задание.
- Прочитайте, какие слова у вас получились. (беда, друг)
- Мы расшифровали с вами 2 слова. Одно слово расшифровал гномик Ворчун. Это слово- помоги. Я добавлю еще одно маленькое слово- в. И чтобы окончательно нам выбраться из пещеры, мы должны составить очень важное правило дружбы из слов: друг, помоги, беда, в.
- Составьте из этих слов предложение. (Помоги другу в беде)
Давайте простучим это предложение, это важное правило дружбы и выберемся из пещеры.
9. Упражнение «Что изменилось?»
- В квадрате какого цвета находится ваша фишка. (В черном)
- Продолжаем путешествие: 3 клеточки вниз,1клеточка влево.
- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате розового цвета)
- Где мы оказались? А вот и последний гном Умник. (На экране появляется изображение гнома около дома)
- Этот Гномик самый сообразительный, Всезнайка. Он уже сам нашел дорогу домой и ждет своих товарищей. Для их встречи он хотел организовать оркестр, но забыл в названии каких инструментов есть звук «Р». Вы поможете ему вспомнить? (гитара, рояль, труба, гармонь, барабан, арфа)
- Какой инструмент стоит третьим? Вторым? четвертым. На котором месте стоит гитара, барабан?
- А сейчас гномик поиграет с вами в игру «Что изменилось»?
- Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить, в каком порядке стоят инструменты. Закройте глаза.
- Что изменилось? Какого инструмента не стало (Спросить несколько детей)
Что изменилось? Какие инструменты поменялись местами?
-Закройте глаза
- Что изменилось? (добавился топор)
- Ребята, а как вы думаете, какая картинка здесь лишняя? Почему?
3 часть. Итог занятия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы молодцы, отлично справились со всеми трудными заданиями. Самое главное, вы помогли Белоснежке найти всех ее друзей, гномиков. Посмотрите, какая довольная, счастливая Белоснежка.
- Какое задание вам показалось трудным?
- Какое задание вам было интересно выполнять.