Лучший педагог года

Конспект занятия «Звуки [Р]. Буква «Р»

Татьяна Абузярова
Конспект занятия «Звуки [Р]. Буква «Р»

Конспект подгруппового занятия для детей с ФНР

Тема: «Звуки[р], [рь]. Буква Р»

ЦЕЛЬ: Закрепить полученные знания в занимательной и игровой форме.

Задачи: : Закрепить полученные знания в занимательной и игровой форме.

Коррекционно-образовательные:

- закреплять характеристику звуков [Р], [Рь]; правильное произношение данных звуков в потоке речи.

- продолжать учить выполнять слоговой синтез слов;

Публикация «Конспект занятия „Звуки [Р], Буква „Р“» размещена в разделах

- формировать начальные навыки слогового чтения.

Коррекционно-развивающие:

- развивать функцию слухового контроля: умение замечать и исправлять ошибки в произношении близких по звучанию слов;

- развивать слуховое, зрительное внимание, восприятие;

- развивать слуховую, зрительную память;

- развивать зрительно-пространственную ориентировку на плоскости;

- развивать словесно-логическое мышление;

- развивать общую, тонкую, артикуляционную моторику, координацию движений.

Воспитательные :

-воспитывать интерес к учебной деятельности, самостоятельность, желание прийти на помощь другим.

Оборудование:

Демонстрационный материал: мультимедийный проектор, презентация к занятию, аудиозапись(«Конский бранль», «Гномы», «Эй, Лежебоки, ну ка вставайте! на зарядку выбегайте», схема акустической характеристики звука.

Раздаточный материал: фломастеры, индивидуальные задания для корректурной пробы, мешочек с фишками -геометрическими фигурками (круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник, четырехугольник, план-схема, карточки с зашифрованными словами.

Ход занятия.

1часть. Организационный момент.

- Посмотрите, на наше занятие сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся. Ребята, а кто еще пришел?

(слайд№1. Наэкране появляется изображение Белоснежки)

- К нам пришла Белоснежка.

- Посмотрите внимательно на нее и скажите, какое у нее настроение? (Грустное)

- А как вы догадались, что она грустная? (У Белоснежки печальные глаза, серьезное лицо, она не улыбается)

- Белоснежка рассказала мне, что ее друзья, гномы, повстречали в горах тигра, тигр громко зарычал на них во так «РРРР». Они испугались, разбежались в разные стороны и заблудились. Белоснежка никак не может их найти.

- Что нужно сделать, чтобы у Белоснежки изменилось настроение, и она вновь была веселой и радостной?

(Мы должны помочь Белоснежке отыскать гномиков и вернуть их домой.)

2 часть. Основная часть

1. Характеристика звуков [Р-Рь]

- Ребята, а вы не боитесь тигров и их рычания?

- Белоснежка, наши дети тоже умеют грозно рычать. Давайте поиграем в игру «Тигры за ладошками». Закройте лицо ладошками, и до кого я дотронусь, грозно зарычит. (игру повторить 4 - 5 раз).

- Белоснежка, ребята умеют не только рычать, но и знают все про звук «Р».

-- Умеют определять звук Р в словах. Дети сейчас соберут поезд из картинок со звуком Р, и мы отправимся на поиски Гномов.

Игра «Звуковой поезд».

- Вот и мы прибыли в сказочное королевство, где живет Белоснежка.

- Белоснежка, видишь, какие ребята молодцы. Они не испугаются тигра, сумеют справиться со всеми трудностями на пути и найдут твоих друзей гномов.

- Дети, Белоснежка приготовила для нас карту местности, где заблудились гномы. А чтобы не потерять на плане место, где мы будем находиться, Белоснежка передала нам мешочек, в котором находятся фишки – геометрические фигуры. Сейчас вы по очереди будете угадывать, какая геометрическая фигура находится в мешочке: достаньте ее, назовите и определите, какой звук твердый [Р] или мягкий [Рь] в ее названии.

2. Кинезиологические упражнения.

- Перед путешествием выполним нашу разминку. Она поможет нам быть сосредоточенными, внимательными.

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Усложним: левая рука – нос, правая рука – левое ухо, хлопок – меняем руки

3. Упражнение «Найди и обведи букву Р».

- Мы подготовились к путешествию. Отправляемся в путь.

- Поставьте фишку в нижний левый угол. В квадрат какого цвета вы поставили фишку? (в квадрат розового цвета)

Начинаем наше путешествие от дома.

2 клеточки вправо,3 клеточки вверх, 2 клеточки влево.

- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате коричневого цвета)

- Мы вышли с вами на болото и нашли первого гномика. (слайд №2. На экране появляется изображение гнома).

- Это гномик Чихун, он вечно простужен, постоянно чихает. Ему очень вредно здесь находиться. Выйти из болота очень сложно, гномику необходимо прыгать с кочки на кочку. Каждая кочка обозначена буквой Р. Давайте поможем гному найти выход из болота: обведите все кочки (все буквы «Р») в кружок. Если гном будет прыгать по этим кочкам, он обязательно выберется из болота.

Дети выполняют задание, слежу за правильностью выполнения задания, помогаю затрудняющимся.

- Посчитайте, сколько всего кочек у вас получилось, сколько всего букв «Р» вы обвели? (спросить 2-3 детей)

- Отлично справились с заданием. Помогли гному выбраться с болота.

4. Игра «Построим мост»

- Идем дальше. Посмотрим на план. В квадрате какого цвета находится ваша фишка. (В квадрате коричневого цвета)

3клеточки вниз,2 клеточки вправо, 2 клеточки вверх,1 клеточка влево.

- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате синего цвета)

- Мы подошли с вами к реке. А вот и наш гном Тихоня. (слайд №3. На экране появляется изображение гнома)

-Он тихо сидит на другом берегу реки, а моста нет, только «доски» лежат. Давайте из досок построим мост. Мост будет крепким, если дощечки разложить правильно. Дощечки не простые, на них написаны слоги. (На столе в произвольном порядке лежат карточки – «дощечки со слогами». (ша, ка, за, иг, та, ва, ба, жи).

У логопеда на подносе слоги (ры, ру, ро, ра, кар, дро, ран, раф.)

- Возьмите по одной «дощечке» и прочитайте слоги. (Дети читают- ры, ру, ро, ра, кар, дро, ран, раф.)

- А теперь прочитайте слоги на «дощечках», которые лежат на столе.

- Каждый из вас должен составить свое слово из слогов.

( Дети из слогов составляют и читают слова: шары, рука, роза, игра, карта, дрова, баран, жираф).

Потом сели за столы и на экране построился «мост» и дети еще раз прочитали слова.

Молодцы! Построили мост. Помогли Белоснежке отыскать гномика Тихоню.

5. Артикуляционная гимнастика с бионергопластикой.

- Через мост мы перешли увидели еще одного гномика. Это самый маленький гномик Простак. (на экране появляется изображение гнома)

- Гномик Простак совсем не умеет говорить. Давайте покажем ему, как делать артикуляционную гимнастику или гимнастику для щек, губ, языка? Это поможет ему заговорить.

(Дети выполняют артикуляционную гимнастику параллельно с движениями кистей обеих рук по музыку «Гномики»)

- Молодцы. Научили гномика делать артикуляционную гимнастику. Теперь - то он точно заговорит. Продолжаем наше путешествие.

6. Игра «Какой звук заблудился

- Наше путешествие продолжается, будем искать следующего гнома.

- В квадрате какого цвета находится ваша фишка. (В синем)

1клеточка вправо,1 клеточка вниз,2 клеточки влево,1 клеточка вверх.

- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате зеленого цвета)

- Мы с вами подошли к лугу. И я уже вижу гномика Весельчака. (На экране появляется изображение гнома)

-Он так обрадовался, что вы его нашли и решил с вами немного пошутить.

- Послушайте внимательно, что говорит гномик:

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка

- Правильно гномик сказал или что- то не так? Кто сидит на грядке? (репка)

- Какой звук перепутал гномик (звук кь со звуком рь)

- Что эти слова обозначают (кепка-головной убор, репка-овощ)

- Вывод: изменили один звук и получилось новое слово, которое имеет совершенно другое значение.

- Хотите еще поиграть с гномиком? Слушайте внимательно.

Закричал охотник: Ой!

Двери гонятся за мной! (звери)

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей. (грачей)

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан)

Посмотрите- ка, ребятки.

Раки выросли на грядке.

- Молодцы, ребята. Все слова исправили. Продолжаем искать гномиков.

7. Логоритмическое упражнение «Эй лежебоки, ну-ка вставайте»

- Ребята, на краю луга мы с вами еще одного гномика нашли. (на экране появляется изображение гнома)

- Гномик Соня очень любит спать и ночью, и днем. Посмотрите он и сейчас сладко спит. Давайте его разбудим и позовем на зарядку. (Дети под музыку выполняют логоритмическое упражнение)

- Молодцы, вернули гномика Белоснежке.

8. Игра «Зашифрованное слово»

- В квадрате какого цвета находится ваша фишка. (В квадрате зеленого цвета) - Продолжаем путешествие:1 клеточка вниз, 2 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточка влево.

- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате черного цвета)

- Мы оказались с вами в пещере. А вот и наш гномик. (На экране появляется изображение гнома)

- Гном Ворчун сегодня как никогда мрачен и ворчлив. Он не может выбраться из пещеры. Для этого ему нужно расшифровать слово. Но у него пока ничего не получается. Поможем ему?

- У вас на столах карточки с геометрическими фигурами. Это зашифрованное слово, которое надо прочитать. Расшифруйте слово. Посмотрите на экран. Это ключ к разгадке. (На экране общая полоска, где показано, какая буква какой геометрической фигуре соответствует.) Дети выполняют задание.

- Прочитайте, какие слова у вас получились. (беда, друг)

- Мы расшифровали с вами 2 слова. Одно слово расшифровал гномик Ворчун. Это слово- помоги. Я добавлю еще одно маленькое слово- в. И чтобы окончательно нам выбраться из пещеры, мы должны составить очень важное правило дружбы из слов: друг, помоги, беда, в.

- Составьте из этих слов предложение. (Помоги другу в беде)

Давайте простучим это предложение, это важное правило дружбы и выберемся из пещеры.

9. Упражнение «Что изменилось?»

- В квадрате какого цвета находится ваша фишка. (В черном)

- Продолжаем путешествие: 3 клеточки вниз,1клеточка влево.

- В квадрате какого цвета у вас оказалась фишка? (В квадрате розового цвета)

- Где мы оказались? А вот и последний гном Умник. (На экране появляется изображение гнома около дома)

- Этот Гномик самый сообразительный, Всезнайка. Он уже сам нашел дорогу домой и ждет своих товарищей. Для их встречи он хотел организовать оркестр, но забыл в названии каких инструментов есть звук «Р». Вы поможете ему вспомнить? (гитара, рояль, труба, гармонь, барабан, арфа)

- Какой инструмент стоит третьим? Вторым? четвертым. На котором месте стоит гитара, барабан?

- А сейчас гномик поиграет с вами в игру «Что изменилось»?

- Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить, в каком порядке стоят инструменты. Закройте глаза.

- Что изменилось? Какого инструмента не стало (Спросить несколько детей)

Что изменилось? Какие инструменты поменялись местами?

-Закройте глаза

- Что изменилось? (добавился топор)

- Ребята, а как вы думаете, какая картинка здесь лишняя? Почему?

3 часть. Итог занятия.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы молодцы, отлично справились со всеми трудными заданиями. Самое главное, вы помогли Белоснежке найти всех ее друзей, гномиков. Посмотрите, какая довольная, счастливая Белоснежка.

- Какое задание вам показалось трудным?

- Какое задание вам было интересно выполнять.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М']. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуки [с], [с’]. Буква с» по мотивам сказки «Снежная королева»Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуки [с], [с’]. Буква с» по мотивам сказки «Снежная королева» Конспект (НОД) (открытого занятия к родительскому собранию) по развитию речи на тему:«Звуки [с], [с']. Буква с» (по мотивам сказки Г. Х.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к»Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Раздольненского.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Звуки [Р]. Буква «Р»
Опубликовано: 11 декабря 2020 в 09:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Звуки [Р]. Буква «Р»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Абузярова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД