Инна Орлова
Конспект занятия «Звуки [Д, Д’] и буква Д» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в логопедической подготовительной к школе группе для детей с ФФНР.
Тема. Звуки [д, д’] и буква Д. Лексическая тема «Профессии»
Цель: Познакомить детей со звуками (д, д’) и буквой Д.
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Звуки [Д, Д’] и буква Д“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Закрепить навыки произношения звуков д, д’ в слогах, словах, фразах; определять количество слогов в словах; учить подбору слов, обозначающих действия; формировать навыки звуко-слоговой структуры слов различной сложности, составления схемы звукослогового анализа слова; закреплять умение детей работать над деформированной фразой (составление предложения); учить детей быть наблюдательными, замечать ошибки и проверять себя.
Коррекционно-развивающие задачи:
Закреплять навык четкого произношения звуков д, д’ : развивать фонематические процессы, развивать, ВПФ, артикуляционную, общую и мелкую моторику; мимическую мускулатуру лица.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих; воспитывать у детей самоконтроль в спонтанной речи; воспитывать у детей нравственные качества (доброту, отзывчивость, желание помочь другим).
Оборудование:
1. Ковролин.
2. Демонстрационный материал: буква Д, картинки на звуки д, д’; картинки по лексической теме «Профессии».
3. Раздаточный материал: кассы букв, наборы для составления схем, карточки и картинки для проведения игры «Определи, где звук», «Составь предложение».
4. Карточки со стихами (комплекс упражнений для проведения упражнений на развитие мелкой и общей моторики, проведения мимических упражнений, массажа лицевых мышц у детей,
Ход занятия
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Наступил новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
II. Знакомство с новой темой.
1. Д/и «Четвертый лишний».
Логопед называет слова: Архитектор-астроном-доктор-альпинист
Какое слово лишнее и почему? Доктор
Логопед называет слова: строитель-дирижер-сапожник-сантехник. Какое слово лишнее? Дирижер. Доктор - какой первый звук (д). Дирижер – какой первый звук (д’).
Кто догадался о каких звуках сегодня будем говорить? (д, д’). Сравнение звуков.
2. Давайте все произнесем звук (д, хорошо, теперь звук (д’).
3. Кто скажет характеристику звука (д? Характеристику звука (д’?
4. Д/и «Поймай звук (д)».
Т – к – м – д – т – д – с – д – ц – в – д – а – п – ф – у – б – л – п – д и т. д.
5. Игра «Топай, когда услыщишь звук (д’) в слогах».
Ди – мо – та – ни – де – да – па – дю - пи – ти – ди и т. д.
6. Д/и «Светофор»
Логопед называет слова на звуки (д, д’, обозначающие профессии.
Директор, доктор, дирижер, дизайнер, дворник, дефектолог, доярка, диктор.
Дети показывают светофор зеленого цвета, если услышат слово на мягкий звук (д’, светофор синего цвета, когда услышат слово на твердый звук (д).
Назвать эти слова одним словом? (профессии)
7. Д/и «Где звук? (позиция звука)» (д, д’).
У каждого ребенка на столе картинка со звуками (д, д’). Посмотрите на картинку, где вы слышите звук (д) или (д’) в слове, и закройте 1, 2 или 3 окошко в домике. А теперь проверьте друг у друга.
8. Самомассаж.
Ручки растираем (потирание ладоней)
И разогреваем (хлопки)
И лицо теплом своим (разогретыми ладонями проводят
нежно умываем, по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают (граблеобразные движения пальцами
Все плохие мысли. от середины лба к вискам)
Ушки растираем (растирание ушных раковин по краю
Ввех и вниз мы быстро. снизу вверх или сверху вниз)
Их вперед сгибаем (нагибание ушных раковин вперед
Тянем вниз за мочки, оттягивание вниз за мочки)
А потом уходим
Пальцами на щечки. (пальцы перебегают на щеки)
Щечки разминаем, (пальцами разминают щеки
Чтобы надувались. круговыми движениями)
Губки разминаем, (большой и указательный пальцы раз-
Чтобы улыбались. минают нижнюю и верхнюю губу).
9. Д/и «Пирамидка». Посчитай количество слогов в названии картинок.
На ковролин прикрепляются 4 полоски в виде пирамидки. На нижнюю полоску прикрепляют картинки, в которых 4 слога, на третью – 3 слога, на вторую – 2 слога, на первую – 1 слог.
10. Игра «Подбери действие к предметам, обозначающие профессии». Логопед называет профессию, ребенок - действие. С массажным мячом.
Доктор (что делает) – лечит.
Дирижер? Учитель? Повар? Доярка? Слесарь (Сантехник? Воспитатель? Строитель? Маляр? Пекарь? Продавец? Художник? Сапожник? Шахтер? Прачка? Водитель (Шофер? Дворник? Певец? Диктор? Уборщица? Логопед? Летчик? Дизайнер? Машинист?
11. Физкультминутка (кинезиологическая гимнастика).
«Мельница»
Правая рука вверху, а левую ногу вращаем круговыми движениями вперед - назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Затем рука и нога меняется. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
12. Дидактическая игра «Телевизор» (прочти слово по первым звукам - по картинкам).
Картинки (дворник, овощи, машина – (слово - дом)
13. Игра «Живые звуки» (Слово – дом.)
III.Знакомство с буквой Д.
Д - это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Прорисовывание Д в воздухе.
«Из скольких элементов состоит буква?»
Сюрпризный момент.
На столе у детей лежат буквы, закрытые разрезанными полосками.
Дети дуют на полоски, и видят букву Д. (Элементы дыхательной гимнастики).
IV. Звуко-слоговой анализ слова (дом).
Откройте кассы, выложите слово дом. Какая первая буква, вторая, третья? (Работа с пеналами, ответы детей).
V. Игра «Составь предложение (деформированная фраза) и выложи схему предложения»
Строители, дом, новый, строить. (Строители строят новый дом).
Схема предложения (разбор).
VI.Подведение итога занятия.
1. С какими звуками познакомились? С какой буквой?
2. Характеристика звуков (д, д’).
Напишите друг другу на спине букву Д.
VII.Рефлексия.
Что вам сегодня запомнилось? Что было самым интересным для тебя? Кто узнал что-то новое?