Алла Ануфриева
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Знакомство с одеждой народа коми-ижемцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Приобщение дошкольников к культуре народа коми
Образовательные задачи:
дать представление о национальной одежде ижемских коми, особенностях женского костюма
Развивающие задачи:
- развивать эстетическое восприятие дошкольников в процессе ознакомления с национальным костюмом коми
-вызывать эмоциональный отклик на красоту и необычность коми костюма;
Речевые задачи:
Публикация «Конспект занятия с детьми подготовительной группы „Знакомство с одеждой народа коми-ижемцев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика Коми
- Темочки
- развивать связную речь, познавательную активность, внимание, памятьть; обогащать словарный запас
Воспитательные задачи:
-воспитывать чувство уважения к культуре других народов;
- способствовать формированию дружеских отношений между детьми
Мы живем в Ловозере, на земле саамов, о которых в русских источниках известно с 15 века, Важную роль в жизни нашего села играют и коми-ижемцы.
Свое название ижемцы получили от места проживания на реке Ижма в республике Коми. Это северная группа коми, их жизненный уклад, традиции, одежда и культура сильно отличаются от других групп коми.
Первые переселенцы коми появились на Кольской земле в конце 19 века, когда четыре богатых многодетных семьи спасали свои стада оленей от болезней. Они прижились на новом месте, поставили большие комфортные дома, сохранили свою культуру, мировоззрение и оказали заметное влияние на весь уклад жизни и народное искусство саамов.
Предприимчивые коми-ижемцы превратили Ловозеро в главный центр оленеводства в Лапландии.
Сегодня мы с вами поговорим о национальной одежде народа Коми.
Костюм коми – как книга об истории народа. Каждая деталь одежды – связана с обычаями и традициями,. Сохранить национальный костюм в его первозданном виде– значит, сохранить часть национальной культуры.
Традиционная одежда коми многообразна. Различные ее виды имели разное назначение и разные способы изготовления. Существует одежда летняя и зимняя, детская и взрослая, мужская и женская, праздничная и повседневная.
Особенно Красотой и богатством отличался женщинский костюм. Ижемские крестьянки в праздничные дни выглядели как царевны из сказок. Рубахи и сарафаны шьются из прочных блестящих шёлковых и парчовых тканей, атласа и даже кашемира, привезённых купцами издалека (из Индии). Повседневные наряды изготовлялись из более грубых домотканых материалов скромной расцветки.
Костюм девушки и замужней женщины состоял из кофты, передника и широкого сарафана, он был до пяти метров по подолу. Различался кроем юбки: девушки носили косоклинные, чтоб подчеркнуть талию, а женщины – прямые. Сарафан спереди завязывался на шнурок. В середине задней части сарафана встречные, двойные складки. Кофты были также двух типов. Одна – сос, ее отличали наглухо застегнутый на шее ворот и широкие рукава. Ширина их в пройме может достигать 45-60 см. Рукав у запястья собран в двусторонние складки, образующие манжету.
Другая – японка, с отложным воротником или вовсе без него, украшенная бисером или стеклярусом, предпочтительно черного цвета с атласными лентами. Поверх сарафана надевался фартук из красивых тканей и повязывался длинный плетеный пояс.
Переданные по наследству бабушками правнучкам и внучкам сарафаны, используются для выступлений в фольклорных праздниках.
Особой частью наряда являлся головной убор. Он давал исчерпывающую информацию о возрасте и социальном положении. Девичьи головные уборы, оставляющие открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка- обруча, повязки или свернутого в валик платок. Они были довольно простыми по форме и способу изготовления.
Наиболее ярко украшались свадебные головные уборы юр-ной. «Юр» – голова, «ной» –сукно. Это головная повязка шириной 10-12 см. (баба-юр). Налобная часть на твердой берестяной основе вышивалась разноцветным бисером, жемчугом, стеклярусом, и пуговицами.
Юрной надевали невесте в день её свадьбы после расплетения косы. Распущенные по плечам волосы покрывали большим парчовым платком, поверх которого и надевали этот головной убор.
Во время венчания новобрачные держались не за руки, а за разные концы одного платка. В каждой семье платок ценили, считали его связью рода и передавали по женской линии от матери к дочери. Если в семье было несколько дочерей, его разрезали на равные части.
Для женщин в то время платок был самым дорогим подарком. Женщины в возрасте носили платки темного цвета.
- Давайте вспомним названия элементов одежды : кофта – сос, сарафан – сарапан, передник – запон, головной убор (кокошник)– баба юр, юрной.
- Обратили внимание, чем украшали одежду ижемские женщины? (Сарафан и передник декорированы полосками чёрного кружева).
Мужской костюм был единым на всей территории, за исключением зимней верхней одежды ижемцев. Мужчины были нетребовательны в одежде. Сшитые из холста рубаха-косоворотка (дором, и штаны (гач, заправленные в сапоги или вязаные узорные чулки, а также узкий поясок или широкий кушак. Во время осенних и зимних промыслов носили кафтан из домотканого белого или серого сукна длиной до колен. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины.
Важную роль в одежде играли вязаные вещи из шерстяной пряжи: носки, чулки, рукавицы. Изготавливались в большом количесве: рабочие и праздничные, в приданое и для подарков.
И в настоящее время в оргнаменте используются яркие цвета.
Орнамент – совершенное художественное явление, вобравшее в себя многовековой эстетический опыт народа. Используются ромбы, кресты, круги, ломаные линии и др.
Каждый элемент орнамента что-то обозначал
попробуйте «прочитать» его сами:
• волнистые линии означали - символ воды;
• красные круги - символ солнца;
• крест - это тоже символ солнца;
• ромб - символ земли, плодородия;
• цветы – символ богатства.
- цвета также имели своё значение:
• красный – благополучие;
• жёлтый – тепло и ласка;
• синий – радость;
• чёрный – богатство.
Танцевальная разминка «Замок»
- Коми народ любит танцевать, преобладают у них парные танцы. Существует множество вариантов приглашения в танец, поклонов, наборных фигур. Сейчас мы с вами поочередным приглашением-игрой вовлечем в танцевальный круг всех присутствующих. Приглашение-игра «Замок» (под музыку пара взявшись за руки делает замок и идет приглашать одного участника, далее подбирают ему пару, разворачиваются и идут к другому участнику)
- Для закрепления материала подготовила для вас загадки :
Я на плечиках держусь,
Повернешься – я кружусь. (Сарафан).
Треплют, катают, а зимой таскают (Валенки).
Два братца не могут расстаться:
Утром - в дорогу,
Ночью – к порогу. (Сапоги).
Надену – ободом сведет,
Сниму – змеею упадет,
Тепла не дает,
А без него холодно. (Пояс).
Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомого встречу – соскочу, привечу (Шапка).
Я на поясе держусь,
Я на кухне пригожусь. (Передник).
Сверху – голо, снизу – мохнато, теплом богато. (Тулуп).
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился (Варежки).
Дуйся, не дуйся,
Через голову суйся.
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой. (Рубаха).
Суеверия, поверья, традиции:
• Традиционно у коми одежда воспринималась как «покров, оболочка» и одновременно «след, тень» человека. Вся одежда, которую носит в течение жизни человек, считалась неразрывно связанными с ним и его судьбой. Не случайно в прошлом носивший изодранную одежду не только нарушал нормы традиционного этикета, но и подвергал себя серьезной опасности. Повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для её владельца.
• Личную повседневную одежду, снимая на ночь, всегда вешали строго определенным образом, чтобы случайно не спровоцировать у себя болезнь и недомогание. Для длительного хранения наряды складывали особенно аккуратно ("лист да пласт", вывернув предварительно наизнанку, и прятали в недоступное для посторонних взглядов место.
• Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как колдовство, ворожба.
• В отличие от повседневной одежды, праздничную и обрядовую одежду запрещалось стирать – раз в год (летом) её выветривали на солнце, либо выпаривали над каменкой в бане. Соблюдались определенные запреты и при стирке повседневной одежды : нельзя было стирать вместе с мужской и детской одеждой наряды женские - у мужчин не будет удачи в охотничьем промысле, а дети могут заболеть. По поверьям, наряд любой взрослой женщины пропитан пеж, воздействие которого лишает одежду свойства оберега.
• Украшением платков были длинные кисти, считавшиеся оберегом от зла и зависти.
• Орнамент считался оберегом от злых сил.
• Перед венчанием девушка должна была плакать по своему девичеству. Считалось, что чем громче и дольше она плачет, тем счастливее будет ее замужняя жизнь. Невеста перед венчанием выходила на крыльцо родительского дома и бросала подругам платок, который носила в девичестве. По поверью следующей замуж должна была выйти та девушка, которая поймала платок.
Позвольте закончить наше занятие коми-пословицей :
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.