Корниенко Лариса Николаевна
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с традициями, обычаями, бытом родного края в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
интегрированного занятия в подготовительной группе по
ознакомлению детей с традициями, обычаями,
бытом родного края.
Воспитатель МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 199»
Тема: «Встреча праздника Земли у хозяйки Дарьюшки».
Цель: 1. изучение традиций. родного края;
2. получение элементарных сведений о деталях народного костюма :
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с традициями, обычаями, бытом родного края в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
3. изготовление поделок из соленого теста.
Задачи:
1. систематизировать знания детей о традициях, обычаях, быта родного края :
2. закреплять знания детей о русских народных сказках :
3. закреплять умение лепить из соленого теста разными способами с использованием стеки, развивать мелкую моторику руки:
4. развивать художественный вкус, фантазию, побуждать к самостоятельности:
5. воспитывать бережное отношение к традициям родного края.
Оборудование: кукла «Марьюшка» в народном костюме, герои кукольного театра, соленое тесто.
Предварительная работа: 1. знакомство с различными традициями, обычаями родного края; 2. посещение мини музея в детском саду «Русская изба» ; 3. экскурсия в городской музей традиционного русского костюма и кукол «Старинка».
Ход занятия:
Дети заходят в группу, их встречает хозяюшка – Дарьюшка.
-Здравствуйте гости дорогие! Проходите, порадуйте хозяйку своим приходом. Люблю я гостей встречать, а почему? Сейчас все расскажу.
Я - хозяйка избы русской – Дарьюшка. Много знаю песен, прибауток, сказок разных. А рассказываю их детям малым по праздникам большим. Скоро праздник у нас, день Земли называется. Праздник веселый, великий. И принято было этот праздник пением встречать, так называемой «таусени», и люди добрые друг к другу в гости ходили. Вот и к нам сегодня в гости пришла девица – Марьюшка, посмотреть, как мы с вами к празднику готовиться будем, как его праздновать, да и о себе рассказать.
(Вносится кукла в народном костюме). Послушайте, что же она сказывать будет.
(Демонстрация слайдов на экране с элементами народного костюма).
Марьюшка: «В старые, добрые времена, был такой обычай, к каждому празднику новый наряд готовить. Вот и я сегодня «паневу» новую надела. Поверх «паневы» фартук с тесьмой и мерешкой. На поясе «кушак» атласный завязала. Из конопляного полотна «запоню» белую сшила, да украсила декором кружевным. А поверх «запони» одела «манисту» бисерную. На голове заплела две косы, сделала из них «кулю», да на нее «сороку» - головной убор, одела, с «подушниками» красивыми, да с «позатыльней» яркой, чтобы волос не было видно. На ноги обула лапти, плетенные из лыка. Каждая хозяйка наряд сама себе готовила. Коноплю сеяла и убирала, полотно ткала и отбеливала, гладила. А пряжу на прялке пряла.
Хозяюшка: «Вот такой наряд приготовила красивый девица – Марьюшка. Пускай теперь она посмотрит, как мы с вами будем к празднику готовиться, да как веселить на нем будем. (Кукла ставиться в стороне).
- Все делали долгими вечерами. Кто одежды шил, а кто сказки сказывал.
«Когда дед Архип задумал залезть на луну,
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали.
А я за ним на золотом коне скакала,
Да все эти сказки в мешок собирала.
А сказки русские, народные»
Почему они так называются? (ответы детей).
Начинаются сказки?
«Начинаются сказки,
Катятся с гор салазки,
Бабушка Дарьюшка на передке,
Едет с мешком в руке
Завязан мешок завязками
- Бабушка, развяжи, с чем мешок то?
- Со сказками.
- Бабушка расскажи.
Ну, слушайте мои милые. (Сказка «Коза- Дереза» с использование пальчикового кукольного театра).
- Вот так все узналось, да рассказалось. Шла эта сказка из деревни в деревню, с села на село. Шла, шла, да и к нам пришла. К нам пришла, да у нас и кончилась. «А кто сказку внимательно слушал, тот меду откушал. А кто не слушал, да зевал, тот пустое блюдо полизал».
- А почему народ такую сказку про козу сложил? (ответы детей).
- А какие еще вы знаете русские народные сказки?
- А не заседелись ли вы? Пора нам косточки размять.
Физкультминутка «Журавель»
Журавель, журавель, ты откуда прилетел?
Я на мельницу летал, диво дивное видал.
Козел муку мелет, коза помогает.
Детки козлятки, мешки насыпают.
Маленький зайка, запряг тарантайку.
Везет два мешка, свалил у пенька.
Тетушке Дарьюшке на блины, на аладушки.
- Ай, да умницы мои, вовремя вместе с зайчиком муки привезли бабушке Дарьюшке. Потому, что в старые, добрые времена гостей было принято угощением встречать. А в наших краях угощать было принято красными «Кониками» и «Барынями». Вот и мы сегодня для своих гостей угощения готовить будем.
«Сито, бито, бито, бито.
Под бока, бока, бока.
Проходи ты через сито,
Просевайся мука.
Ты пеки, пеки, пеки,
Из просеянной муки»
Лепка из соленого теста «Барыня» или «Коник» пожеланию.
- А пока на «Барыни» и «Коники» поспевать в русской печи будут, мы с вами в русскую народную игру поиграем «Тетерка» (выбираем ведущего по считалочке).
Русская народная игра «Тетерка»
«Тетерка шла, луговая шла,
Сама прошла, всех детей провела,
А самого хорошего оставила».
- Вот и время пришло «Таусени» петь, да гостей поздравлять.
(Использование произведений народного творчества).
- Ну, а за поздравление, положено угощение (сюрпризный момент). А пока мы с вами гостей поздравляли, да угощения принимали, наши «Барыни» да «Коники» в печи поспели. Угощайте гостей.