жанна пронина
Конспект занятия «Зимующие птицы» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по оригами на тему : «Зимующие птицы»
в подготовительной к школе группе.
Воспитатель: Пронина Ж. Н.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия „Зимующие птицы“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
1. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах, выявить экологические знания детей: как помочь птицам зимой.
2. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор, активизировать словарь детей.
3. Совершенствовать логическое мышление, внимание память.
4. Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги в технике оригами по схемам; складывать квадрат в разных направлениях, загибать углы разной величины.
5. Закреплять правила пользования ножницами.
6. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам, эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.
7. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности.
8. Учить детей и родителей изготовлению птиц в технике оригами;
9. Формировать потребность в приобретении новых знаний;
10. Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей и родителей, увлеченных общим делом;
11. Развивать эстетический вкус, сенсорный опыт, творческие способности;
12. Воспитывать отзывчивость и дружелюбие;
13. Расширить кругозор, активизировать словарь ребенка;
14. Воспитывать любовь к птицам, стремление помочь им в трудных условиях.
Предварительная работа: наблюдения в природе; тематические беседы; чтение произведений о птицах; разучивание стихотворений и загадок; рассматривание иллюстраций и картин с изображением птиц; дидактические игры: «Когда это бывает», «Угадай птицу по описанию», «Времена года», наблюдение на прогулке за зимующими птицами, создание предметной аппликации «Кормушка для птиц»,чтение рассказа Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники», стихотворения М. Глазкова «Покормите птиц»,беседа о зимующих птицах, беседа с родителями для выявления желающих участвовать в мастер-классе, просмотр иллюстраций птиц, участие родителей совместно с детьми в развешивании кормушек на групповом участке.
Материалы и оборудование: 2 магнитные доски, картина «Жизнь птиц зимой», фонограмма «Голоса птиц», кормушка, прямоугольники с черно-белой сторонами размером 15*20 см, ножницы, фломастеры, семечки и зерновые крупы.
Демонстрационный материал:
1. Картинки с изображением зимующих птиц (синички, воробья, снегиря).
2. Кормушка
Раздаточный материал:
1. Квадраты двухцветной бумаги (чёрная с красным, голубая с жёлтым, коричневая) (10х10);
2. Ножницы.
3. Салфетки матерчатые, клеенки, подставки под клей, кисточки для клея, клей ПВА.
Ход занятия
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся.
Улыбнемся, подмигнем
И работать мы начнем.
1. Приветствие с гостями. (музыкальная игра «Здравствуйте»)
2. Организационный момент:
1 Дети становятся полукругом перед воспитателем.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Птицы» В. Берестова.
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои.
«С добрым утром!» - написали
Непоседы-воробьи.
- О чем говорится в этом стихотворении? (О следах птиц на снегу)
- Какие птицы оставили следы на снегу? (Воробьи)
- Правильно, ребята, мы сегодня поговорим с вами о зимующих птицах. Несмотря на то, что уже на дворе весна и зимующие птицы уже улетают в холодные страны, я предлагаю вам не забывать о них и вспомнить все, что мы делали зимой.
Слайд 1 Степан Вот и осень пролетела
И нагрянула зима,
Белым снегом, белым пухом
Завалила замела.
Слайд 2 Света
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
-Ребята, а еще каких птиц вы знаете? Давайте отгадаем загадки!
2 Дети загадывают загадки родителям:
Акмал:
1. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её.
Максим:
2Умна, хитра, нахальна и шумна, -
Заглушит, стая, кОлокола звоны.
В народе ж говорят, что - вор она!
И кто же это? Ясно, что…
Денис:
3 Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут.
Степан:
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок
Света:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика
Акмал:
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
Максим:
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой
Денис:
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
Максим:
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
- Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам поиграть.
3 Игра «Один — много» (с мячом) вместе с родителями:
— Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:
Сорока –сороки-много сорок
Ворона –вороны-много ворон
Голубь –голуби-много голубей
Воробей-воробьи-много воробьев
Синица – синицы-много синиц
Снегирь-снегири-много снегирей
Дятел –дятлы-много дятлов
Сова-совы-много сов
Клест-клесты-много клестов
4 Игра «Нелепицы» с детьми:
— Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца. (птицы высиживают яйца)
Из яиц птиц вылупились крокодильчики. (из яиц вылупились птенцы)
Дети сделали для аистов скворечники. (дети сделали для скворцов скворечники)
Тело птицы покрыто шерстью. (тело птицы покрыто пёрышками)
Птенцы строят гнёзда. (птицы вьют гнёзда)
Скворец живёт в будке. (скворец живёт в скворечнике)
5 Игра «Думаем и отвечаем» с родителями:
1. Какая птица бывает почтовой? (Голубь)
2. Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)
3. Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)
4. Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)
5. Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля)
6. Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
7. Как называется птичий дом? (гнездо)
8. Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)
9. Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? (Страус)
10. Какая самая маленькая птица в мире? (Колибри)
11. Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей)
12. Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока)
13. Кто выводит птенцов зимой? (Снегирь)
Физминутка «Голуби и Воробьи» (выполняют дети)
Среди белых голубей Дети идут по кругу, изображая голубей;
Скачет шустрый воробей. в центре один ребенок – он скачет как воробей.
Воробушек – пташка, (Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом.
Серая рубашка. «Воробей» пытается «вылететь» из круга;
Откликайся, воробей, «голуби», взявшись за руки, не пускают его.)
Вылетай-ка, не робей.
2 Основная часть.
- А разве птицы не улетают на юг? (улетают только перелетные)
- А кто остается зимовать, чем они питаются, где находят себе корм? (семенами, почками деревьев; насекомыми и личинками насекомых, доставая их из - под коры деревьев.)
- А почему? (потому что зима - очень трудное время для птиц. Ветки после оттепели покрываются ледяной корочкой, а сильный снегопад прячет все под снегом. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддерживать птиц)
- А что они будут есть? (для корма пригодны -овес, пшено, семечки, хлебные крошки) (демонстрация семян и зерновых круп)
- А как может человек помочь птицам зимой? (мастерят кормушки и кладут в нее корм)
- Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?
(Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками.
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины. Вороны питаются очистками, остатками пищи.
Денис :
Морозы скрутили людей и избушку,
Снегом засыпало нас по макушку,
Дочка повесила птичкам кормушку,
Зимой не поймаешь ведь мышку-норушку,
Хлеба сорокам скрошили краюшку,
Синичкам отмерили семечек плошку,
А вот снегирям, красна грудь нараспашку
Зёрен отсыпали, малость осьмушку,
Переживут наши птицы зимушку.
Воспитатель: Давайте сейчас и на наши кормушки позовем чудесных птичек, которых сделаем своими руками, вместе с нашими родителями! Из чего мы с вами можем сделать птиц?
Дети предлагают сделать таких же птиц из бумаги.
- Правильно, ребята, мы сегодня с вами будем делать птиц в технике оригами вместе с нашими родителями.
Дети садятся за столы.
- Обратите внимание, что за геометрические фигуры лежат перед вами на столе? (Ответы детей).
- На самом деле это не простые квадраты, они волшебные! Почему волшебные? А вот в чем секрет, сейчас в наших руках волшебные квадраты превратятся в птиц снегирей, синичек и воробьёв, которые прилетят к нашей кормушки.
- прежде, чем начать работать, нужно размять руки и пальцы, чтобы они нас слушались. Для этого давайте сделаем пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая гимнастика "Кормушка" (в середине практической деятельности, выполняется совместно с родителями)
Ребята дощечки пилили, пилили.
И дружно кормушку для птиц мастерили.
В нее мы насыплем для птиц угощенье :
Немного семян, и остатки печенья,
Сушеные фрукты и хлебные крошки
И сала на ветки развесим немножко.
А чтобы на птичий обед посмотреть
Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь.
пилящие движения ребром ладони
стучать кулаком по ладони
растирание подушечек пальцев
загибаем пальцы
"очки" подносим к глазам
"Пальчики шагают", указательный палец поднести к губам.
Воспитатель объясняет по схемам, как сложить птицу из бумаги.
Снегирь, воробей и синица:
1) Сделайте базовую модель треугольник так, чтобы белый цвет оказался внутри. Перегните получившийся треугольник пополам. (схема 1).
2) Согните верхний угол вниз, захватывая один слой бумаги (схема 2).
3) Согните поделку пополам. Поверните работу так, чтобы маленький треугольник был справа. (схема 3).
4) На маленьком треугольнике вогните угол так, чтобы он был виден –это клюв. (схема 4).
5) С двух сторон поднимите углы – крылья (схема 5).
6) Сделайте надрез. Подогните части, расположенные ниже надреза, внутрь фигурки (схема 6).
7) Проверьте результат (схема 7).
- Дети, у вас на столах лежат ножницы. Вспомним правила пользования ножницами. (Вырезать от себя, не подставлять пальцы под ножницы)
- А чтобы работалось нам с вами веселей и работа спорилась, птицы споют нам свои песни. Приступаем к работе. Не спешите, работайте аккуратно.
Звучит фонограмма «Голоса птиц».
После завершения работы дети ставят своих птиц в кормушку.
3. Заключительная часть. Анализ работ.
- Посмотрите, ребята, сколько к нам красивых птичек прилетело. А какие это птицы? (Снегири, синички и воробьи)
- Все птицы получились разные по характеру.
- Давайте рассмотрим их и выберем веселую, грустную, важную.
- Почему они загрустили? (А чего не хватает в кормушке птицам? У них нет корма). Дети насыпают пшено и семечки в кормушку.
- Дети после занятия мы кормушку с птицами отнесем в экологическую гостиную, чтобы дети детского сада с родителями не забывали заботиться о друзьях наших меньших.
- Что вам сегодня запомнилось на занятии?
(как изготавливали птичек в технике оригами).
Ребенок рассказывает стихотворение «Покормите птиц зимой».
Акмал:
«Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну».
-Занятие окончено.
На прогулке мы с вами покормим птиц, прилетевших к нам на участок.
- А сейчас мы пойдем на прогулку и насыпем корм птицам в нашу кормушку на участке.
1. Перегните треугольник пополам.
2. Поднимите уголки к вершине прямого угла.
3. Опустите поднятые уголки под наклоном друг от друга. Поверните фигурку тремя уголками кверху.
4. Поднимите нижний угол, захватывая только один слой бумаги.
5. Опустите поднятый угол (от боковых углов).
6. Раскройте «карман», расплющите боковые части.
7. Отогните уголок.
8. Согните треугольник от вершины его верхнего угла.
9. Согните уголок-хвост и верните угол-крыло на прежнее место.
10. Вогните внутрь фигурки уголок на грудке снегиря. Потяните уголок-клюв. Согните уголок на голове.
11. Оригами снегирь готов.