Аида Ильясова
Конспект занятия «Зимующие и перелетные птицы»
ТЕМА: «ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание
1. Тема образовательной
деятельности «Зимующие и перелетные птицы»
2. Доминирующая
Публикация «Конспект занятия „Зимующие и перелетные птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
образовательная область Речевое развитие
3. Виды деятельности детей
Игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская, двигательная.
4 Методы и приемы реализации содержания занятия
4.1 Общепедагогические методы и приемы
Методы формирования сознания: разъяснение, беседа,
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение
Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность; занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха, выбор.
4.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности Словесный (отвечают на вопросы, загадки)
Игровой (дидактическая игра «Какой птички не стало»,Дидактическая игра «На кормушке»,
Наглядный (показ письма, показ иллюстраций)
5. Интеграция образовательных областей
Познавательное, социально-коммуникативное
6. Возрастная группа Средняя группа (4-5 лет)
7. Цель Формирование представления у детей о зимующих и перелетных птицах, их внешнем виде и повадках.
8. Задачи
Планируемые результаты
8.1 Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах. Рассматривают иллюстрации птиц, описывают их.
8.2 Развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц, наблюдательность, познавательные способности - речь, память, внимание, логическое мышление. Развита речь, мышление, память, внимание
8.3 Воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам.
Построить для птиц кормушку, и посыпать туда корм и крошки от хлеба
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) загадки о зимующих птицах, письмо, кормушка, корм, магнитофон и аудиозапись с голосами птиц, вырезанные птицы (зимующие и перелётные, ёлка, схема для рассказа о птице, коврограф, разрезанные на части картинки птиц)
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Физминутка «Птички»
Дидактические игры - «На кормушке», «Какой птички не стало?»
Ход ЗАНЯТИЯ
№ Этап Содержание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему Воспитатель: Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
1. 2 Мотивация деятельности детей Воспитатель: Ребята иду, я сегодня в детский сад и мне на встречу летит сорока. Трещит. Я, конечно, ничего не поняла. Не успела я, что-либо сказать, как она бросила мне с высоты конверт, а сама улетела. Давайте прочитаем, что там написано.
«Я, Сорока Белобока живу в лесу. Сегодня в лесу переполох : одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму. Помогите мне разобраться почему так происходит»
1. 3 Целеполагание Воспитатель: Ребята, а что для этого нужно сделать? Как мы можем ей помочь?
- Правильно, сначала давайте вспомним, какие птицы улетают, а какие остаются. Почему? И как их называют?
Воспитатель: А теперь мы можем отправиться в лес и помочь нашей Сороке Белобоке.
II. Основная часть:
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучат трели птиц.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво. Вы слышите, как поют птицы? Это нас встречают друзья птицы Сороки Белобоки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь на ёлочке птиц. А вот и сама Сорока Белобока, вернём ей письмо и узнаем, что же случилось? Воспитатель: Сорока Белобока, что случилось, что за переполох?
(включить звуки).
Ребята, она говорит, что не поймёт, какие птицы должны остаться, а какие улететь. Давайте мы посмотрим и разберёмся все ли птицы, улетели или нет.
Дети подходят к ёлочке, смотрят и называют птиц : ласточка, скворец, кукушка.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что они улетают в тёплые края.
Воспитатель: Почему они улетают? Почему они не могут остаться здесь с нами?
Дети: Они замёрзнут от голода и холода.
Воспитатель: Ребята, а какие птицы остались? Давайте мы назовём их.
Дети называют птиц : синица, голубь, снегирь, воробей, дятел, ворона.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Потому что одни прилетают к нам на зиму, а другие остаются всегда снами.
Воспитатель: Сорока Белобока, поняла, какие птицы должны остаться с нами, а какие улететь.
Дети садятся на стульчики
2.2 Открытие (сообщение и приятие) нового знания Сейчас я расскажу вам немного о зимующих и перелетных птицах.
Зимующие птицы не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.
Птицам трудно прокормиться, ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так : найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны. Кроме того, некоторые из птиц, например синица, сойка и поползень, еще осенью делают запасы. Вот как описывает это писатель А. А. Плешаков: «… запасает поползень на зиму корм! И желуди, и орехи, и крылатки клена – всё запихивает в трещины, ниши и щели на стволах. Упорно трудится целую осень, до самого декабря. В некоторых его кладовых ученые находили до двух килограммов семян.
А перелётные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми, которые с приходом холодов забираются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной они возвращаются в родные края. Мелкие птички прилетаю незаметно. А вот большие, хотя и летят часто ночью, издают громкие звуки. Это вожак подаё т сигнал: не отставайте. Летите за мной. Самцы перелётных птиц прилетают с юга раньше самочек. И сразу начинают заботиться о жилище для будущей семьи.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Дети садятся на стульчики
Отгадывание загадок.
Воспитатель: Ребята, а вы загадки отгадывать любите?
Дети: Да
Воспитатель:
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)
Непоседа, невеличка, жёлтая вся птичка,
Любит сало и пшеничку. (синичка)
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел.)
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)
(Дети прикрепляют картинки птиц на коврограф)
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?» на смарт доске
А теперь я предлагаю вам еще немного поиграть. Я оставлю на доске пять птичек. А вы всех их запомните. Потом по моей команде вы закроете глаза, а когда откроете — одна птичка уже улетит. Что это будет за птичка — вы и должны будете мне назвать? Ну что, попробуем?
Воспитатель: Ребята, Сорока Белобока, спрашивает, а вы, знаете из каких частей, состоят птицы?
Воспитатель: Дети, давайте рассмотрим птицу и назовём Сороке Белобоке.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, Сорока Белобока спрашивает, а вы знаете, чем питаются птицы?
Дети: Зёрнышками, хлебными крошками, крупой, ягодами, салом.
Воспитатель: Сорока Белобока и вы ребята послушайте, как я расскажу вам о птице вот по такой схеме.
Рассказ воспитателя по схеме.
Сейчас мы пойдём, поиграем, а потом вы Сороке Белобоки расскажите, свой рассказ.
Физкультминутка.
Птички клювик поднимают (поднимают и опускают голову).
Птички крылья расправляют (поднимают и опускают прямые руки).
Птички зёрнышки клюют (приседают и стучат указательными пальцами по коленом).
Птички песенки поют (поворачиваются вправо и влево, взмахивая руками и произносят «Тень – тень»).
Птички ножки разминают (поочерёдно поднимают ноги, сгибая колени).
Птички прыгают, летают (прыжки на двух ногах)
Воздух носиком вдыхаем (медленно поднимают руки – вдох, отпускают – выдох).
Дети полетели и сели на стульчики.
Воспитатель: А вы хотели бы помочь птицам, чтобы они не погибли с голода.
Дети: Да
Воспитатель вносит в группу кормушку и корм.
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Сейчас мы с вами еще немножко поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
А теперь представьте, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке? Давайте всех их назовем.
А как их назвать одним словом?
Сейчас мы с вами пойдём на прогулку, возьмём с собой кормушку и повесим на дерево и понаблюдаем, какие птицы к нам прилетят, и как будут клевать корм.
Ребята давайте скажем, Сороке Белобоке спасибо, что она всё это время была с нами. Надолго мы с ней не прощаемся, кто ещё не рассказал рассказ о птице обязательно ей расскажет.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Вот и подошла к концу наша прогулка в лес.
Что вам понравилось сегодня делать больше всего? Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?
Дальнейшая разработка темы
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Выставка рисунков по теме «Зимующие птицы» Нарисовать рисунок зимующей птицы.
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам Играет в дидактическую игру
2.2 Ребенок по приглашению педагога Помогает с выставкой рисунков