Олеся Викторовна Цветнова
Конспект занятия «Животные Оренбургской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Животные Оренбургской области»
Цель: Познакомить детей с животными Оренбургской области
Задачи:
• Воспитывать чувство любви к родному краю, коммуникативные навыки, инициативность, навыки сотрудничества
• Развивать мышление, умения обобщать, сравнивать, делать выводы
• Познакомить учащихся с животным миром Оренбургской области
Форма занятия : занятие – путешествие.
Методы обучения:
Публикация «Конспект занятия „Животные Оренбургской области“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
• информационный метод – эвристическая беседа с применением учебно – наглядных и технических средств обучения;
• поисковый метод – поиск решения проблемных вопросов о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе;
Оборудование занятия :
• карта Оренбургской области;
• ноутбук, телевизор;
• презентация со слайдами, представляющими материал по теме;
• заготовка слайда – опоры для учащихся;
• картины и слайды с изображением животных по теме;
• дидактические картинки с изображением животных Оренбургской области;
• карточки с изображением зверей и их пищи.
Раздаточный материал: листы с заданиями «Четвертый лишний», простые карандаши, карточки с изображением животных, карточки с изображением пищи.
План занятия.
1. Организационный этап – 1 мин.
2. Введение в тему. Актуализация знаний. Постановка целей – 2 мин.
3. Основной этап – 23 мин.
3.1. - остановка «Степь»
3.2. – остановка «Река»
• игра «Четвертый лишний»
• Проблемный вопрос
3.3. – остановка «Лес»
игра «Накорми меня, дружок»
4. Этап подведения итогов занятия – 3 мин.
• - игра «Я спрошу, а ты ответь»
5. Рефлексия – 1 мин.
Ход занятия:
Слайд
1. Организационный момент.
Обучающиеся здороваются с гостями
Настрой на занятие.
Здравствуйте, ребята! (педагог)
Здравствуйте! (дети)
Как ваше настроение? (педагог)
Очень хорошо! (дети)
Нам пора заниматься! (педагог)
Да-да-да! (дети)
Мы будем все стараться! (педагог)
Да! (дети)
1. Введение в тему. Актуализация знаний. Постановка целей.
Педагог: Ребята, на предыдущих занятиях мы с вами много говорили какие животные обитают в Пустыни, на Южном и Северном полюсе, в морях и океанах. О чем пойдет сегодня рассказ вы узнаете если ответите на мои вопросы.
-Как называется город, в котором мы живем?
Ответы детей: Орск
-А в какой области находится наш город?
Ответы детей: в Оренбургской области
Педагог: Верно, мы живем в Оренбургской области. Взгляните на слайд. Кого вы видите?
Слайд -тени животных - лиса, волк, белка, заяц, лось.
Ответы детей: дикие животные.
Педагог: Подумайте, и скажите какая тема нашего занятия?
Ответы детей: животные Оренбургской области.
Педагог: Верно. Сегодня я предлагаю вам отправиться в экспедицию по изучению животных Оренбургской области.
Подготовительный этап.
Слайд
Педагог: Возьмем с собой голосовой помощник Дашу, Даша, построй нам маршрут следования нашей экспедиции.
Голос голосового помощника – маршрут построен. Он будет проходить по местам, отмеченными стрелочками.
Слайд показать карту
Педагог: Давайте, рассмотрим наш маршрут.
совместное рассматривание с детьми карты - схемы.
Педагог: Первая остановка (Степь). А дальше? Мы попадем (Река, А затем куда лежит наш путь (Лес).
Дети знакомятся с картой - схемой, на которой обозначен маршрут путешествия с отмеченными остановками: «степь», «река», «лес»
Педагог: Нас ожидают интересные открытия и встречи. Предлагаю все, что мы узнаем и увидим заносить на нашу карту Оренбургской области.
Проблемный вопрос:
Педагог: Что на карте обозначает желтый, зеленый и голубые цвета?
Ответы детей: Желтый цвет обозначает степи, голубой – рек зеленый – леса.
Педагог: Итак, в путь друзья!
2. Основной этап.
Раз, два - в экспедицию идем,
Три, четыре - и поем!
Мы в Оренбургской области
Здорово живем.
1 остановка - «Степь»
Педагог: Перед нами - «Степь».
Слайд - степь
Голос голосового помощника - Степь – это равнина, покрытая травами. Здесь мало рек и часто дуют ветра. Здесь нет деревьев, поэтому растут растения, которые любят солнечный свет.
Педагог: А каких животных можно встретить в степи. Вы узнаете если выполните задание. На тарелочках лежат разрезные картинки, соберите их.
Дети работают в парах.
Педагог: Вы можете назвать какие – это животные?
Ответы детей: нет
Педагог: Даша, расскажи нам об этих животных
Голос голосового помощника –
Слайд
- Лошади Пржевальского. Дикая лошадь, названа в честь русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского. Этот вид находится на грани исчезновения. Лошади Пржевальского живут в заповеднике «Оренбургский».
Слайд
- Пищухи, это мелкие животные, похожи на мышей, но относятся они к семейству зайцеобразных. Они очень громко пищат, предупреждая об опасности друг друга, а еще умеют красиво петь, как птицы.
Слайд
-Сайгак - это парнокопытное млекопитающее животное, живут группами, нос похож на хобот, отличный бегун.
Слайд
- Сурок – грызун, живет в норах, питается корнями растений. Пробуждение сурка после зимней спячки символизирует о приходе весны.
Педагог: Спасибо, Даша за интересную информацию.
Слайд
Педагог: Ребята, а вы знаете, что сурок – как яркий символ Оренбургской области, установлен на входе в парк «Строителей».
А также на фасаде дома по проспекту Ленина, 86, появилось граффити – сурка.
Педагог: Давайте, занесем этих животных на нашу карту.
Дети работают с картой.
Педагог: Много еще животных живут в степи, но нам надо двигаться дальше.
Обращение к карте-схеме.
2 остановка- «Река»
Голос голосового помощника – Оренбургская область богата водными ресурсами. На территории Оренбуржья протекает множество больших и малых рек. Все они являются пресноводными и пригодны для рыбалки.
Педагог: Вы знаете, какие реки протекают в нашем городе?
Слайд
Ответы детей: Урал, Орь, Елшанка, Кумачка.
Педагог: На берегах рек можно встретить много разных животных, Даша, расскажи нам о них.
Голос голосового помощника –
Слайд
- Бобры – грызуны, строят жилища - хатки у самой воды, но вход в дом под водой. Толстый мех покрывает все тело бобра, а вот плоский хвост покрыт чешуйками.
Слайд
- Выдра обыкновенная – хищник, но с игривым нравом, любимые занятия выдры – это поиск еды и чистка шёрстки.
Слайд
- Норка – пушной зверек с блестящим мехом, на лапах имеются перепонки.
Педагог: Давайте, занесем этих животных на нашу карту.
Дети работают с картой.
Педагог: Ребята, посмотрите на экран.
Видео
Педагог: Ребята, возьмите карточку, рассмотрите её и найдите лишнего обитателя.
Задание. Карточки лежат на столах.
(Задание - дифференциация по уровню сложности).
Один ребенок работает на переносной доске.
Игра «Четвёртый лишний».
1. Карточка – рыба-зебра, морской конек, рыба-пила, сом;
2. Карточка – рыба-зебра, морской конек, рыба-пила, сом; окунь, рыба-молот, скат, рыба-камень;
3. Карточка – рыба-зебра, морской конек, рыба-пила, сом; окунь, рыба-молот, скат, рыба-камень; мурена, рыба-клоун, щука, акула.
Ответы детей: сом, щука, окунь.
Самопроверка на доске, самооценка.
Слайд
Педагог: А почему они лишние?
Ответы детей: они живут в реках, в пресной воде.
Педагог: Давайте, занесем обитателей рек на нашу карту.
Дети работают с картой.
Проблемный вопрос.
Педагог: Скажите, ребята, сможет касатка «поселиться» в реке Урал?
Ответы детей: нет. касатки обитают в моря и океанах в соленой воде, им соль необходима, в реке ей не хватит еды.
Педагог: Молодцы ребята.
Педагог: Отправляемся дальше.
Голос голосового помощника – Внимание! Вы устали, предлагаю привал.
Слайд
Физминутка
«Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой)
Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч, переступать с ноги на ногу)
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте. (Раскачивать туловище в стороны)
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
Обращение к карте-схеме.
Педагог: Следующая остановка «Лес».
3 остановка- «Лес»
Педагог: Лес – наше богатство! Давайте вместе подумаем, почему?
Ответы детей: Деревья дают нам кислород, для животных это дом и место, где они находят еду.
Педагог: Даша, а где мы оказались?
Слайд
Голос голосового помощника – Мы с вами оказались в Бузулукском бору – это жемчужина Оренбургских области. Это красивый сосновый лес, он стал домом для сотен живых существ, как хищников, так и травоядных.
Слайд
Педагог: Кто же обитает в Бузулукском бору.
Слайд
- Лось, заяц, волк, лисица, кабан.
Слайд
Педагог: Ребята, в бору мы можем встретить куницу. Это хищное млекопитающее их семейства куньих. Небольшое животное гибкое и изящное, быстрое и хитрое известно своим ценным мехам. Мы с вами можем увидеть на гербе Оренбургской области.
Педагог: давайте, занесем этих животных на нашу карту.
Дети работают с картой.
Педагог: Диким животным всегда сложно найти пропитание, давайте их накормим.
Игра «Накорми меня, дружок!».
Работа в группах, взаимопроверка. (Помощь детям)
Дети «Кормят» животных.
Педагог: А теперь взаимопроверка. Поменяйтесь карточками и проверьте, как вы «накормили» животных!
(Дети с педагогом проверяют, кто, чем питается)
Педагог: Ребята, наша экспедиция подошла к концу. Давайте, поблагодарим голосового помощника Дашу за интересную информацию. - Даша, спасибо.
Голос голосового помощника – до новых встреч.
Слайд
Педагог: Нам надо возвращаться.
Раз, два - в клуб идем,
Три, четыре - и поем!
В Оренбургской области
Здорово живем!
Педагог: Ребята, посмотрите какая карта животного мира Оренбургской области у нас получилась.
4. Этап подведения итогов занятия
Педагог: Сегодня мы с вами узнали много нового. Я предлагаю вспомнить все, о чем мы говорили в этом вам помогут мои вопросы. Главное, слушайте внимательно.
1. Назовите тему нашей экспедиции. (животные Оренбургской области)
2. Какое животное украшает герб нашей Оренбургской области? (куница)
4. Какие животные обитают в Бузулукском боре? (Лоси, кабаны, лисицы, зайцы, куницы и др.)
6. Какие рыбы обитают в реках? (Сом, щука, карась, ерш)
8. Какое животное изображено на фасаде дома в городе Орске? (сурок)
Оценка работы детей на занятии.
Педагог: Вы очень порадовали меня своими ответами. Умели слушать своих друзей, были дружными, старательными, внимательными.
(Индивидуальная оценка работы детей на занятии)
Педагог: На следующем занятии мы с вами поговорим о растительном мире нашей области и бережном отношении к природе.
5. Рефлексия.
Педагог: Ребята! Я предлагаю вам оценить свою работу на занятии. Если, при выполнении заданий вы допустили ошибки - возьмите грустный красный смайлик, а если вы выполнили задания правильно -желтый веселый смайлик.
Дети оценивают себя.
Педагог: Пусть земля родная наша
Год от года будет краше.
Мы не гости на планете,
Помните об этом, дети.
Научитесь мир беречь!
Счастья вам! До новых встреч!
Педагог: Спасибо! Мне с вами было очень интересно!