Салаватова Женнет
Конспект занятия в старшей группе «Заповедники Дагестана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обогатить и закрепить знания о республике Дагестан. ---Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к традициям и обычаям своего народа.
Развивающие задачи:
Продолжать формировать у детей представления о дагестанской символике; о функциональном значении герба и флага, о символическом назначении цветов и образов. Расширять знания детей о различных профессиях и занятиях людей, живущих в селе. Продолжать знакомить детей с народными поэтами Дагестана. Расширять кругозор детей за счет усвоения представлений об окружающем мире. Уточнить представление о животных, птицах, рыбах, растениях Дагестана. Развивать познавательный интерес.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Заповедники Дагестана“» размещена в разделах
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей стремление к познаниям. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма. Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к флагу, гербу, и гимну РД. Воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
Предварительная работа:
Рассматривания иллюстраций «Мой край Дагестан». Проведения бесед о родном крае- Дагестане. Рассматривания флагов и гербов РФ и РД. Заучивания стихотворений, поговорок, пословиц о Родине. Беседа с детьми о природных богатствах и достопримечательность Дагестана. Наблюдение, экскурсии, беседы.
Оборудование и материал:
Географическая карта, изображение символов государства и республики Дагестан (флаг, герб, гимн). Предметы народных промыслов. Тематическая папка «Достопримечательности родного края».
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте дорогие дети! Дети: Здравствуйте. Воспитатель: Сегодня я приглашаю Вас в необычное путешествие по нашему краю. А поможет нам в этом путеводитель по нашей Республике. Давайте рассмотрим его. 1пункт нашего путешествия это – карта Дагестана, здесь мы поговорим о нашей Родине. Это карта нашей Республики, которая называется? Дети: Дагестан
Воспитатель: В ладони сердце можно уместить. Но в сердце целый мир не уместишь. Другие страны очень хороши, но Дагестан дороже для души. Эти строки написал великий дагестанский писатель Расул Гамзатов. Как вы понимаете, что такое Родина? Дети: Родина – это само великое, самое близкое и дорогое, что есть у человека. Нужно любить и беречь Родину. Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие вы знаете пословицы, поговорки о Родине. Дети: «Кто мать родную не полюбит, не полюбит и Родину!». «Человек без Родины, что соловей без песни». Воспитатель: Нам выпала честь родится в этом удивительном крае- многонациональном Дагестане. Давайте назовем и покажем столицу нашей малой Родины. Дети: Махачкала.
Воспитатель: Каждое государство имеет свои отличительные знаки. Вы знаете их? Дети: Это флаг, герб, гимн. Воспитатель: Что изображено на гербе Дагестана? Дети: Орел, солнце, горы, равнины, море. Воспитатель: Герб Республики Дагестана представляет собой; круглый шит, белого цвета, в центре изображен золотой орел. Над ним изображено золотое солнце в виде диска. У основания щита расположены бело – золотого цвета снежные вершины гор, равнины, море и в картуше – рукопожатие, с обеих сторон которых проходит геральдическая лента с надписью белыми буквами «Республика Дагестан». В верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней двумя орнаментальными кантами: слева – синим, справа – красным. Как вы думаете, что означает рукопожатие? Дети: Дружбу народов всех национальностей, которые живут в Дагестане. Воспитатель: У каждой страны также есть свой флаг, не похожий на флаги других стран. У каждого флага цвет и рисунок имеет свое значение. Из каких цветов состоит полотнище флага Дагестана? Дети: Из зеленого, голубого, красного. Воспитатель: Что означает зеленая полоса? Дети: Земля, горы, равнины. Воспитатель: Зеленый цвет олицетворят жизнь, изобилие дагестанского народа. Что обозначает голубая полоса? Дети: Вода, реки, родники, моря, озера. Воспитатель: Верно, а еще символизирует красоту и величие дагестанского народа. А что обозначает красная полоса? Дети: Люди и их мастерство, гостеприимство. Воспитатель: Правильно, мужество и храбрость народа Дагестана.
Дидактическая игра: «Сложи Флаг»
Воспитатель: Ребята, кто знает что такое гимн? Дети: Это главная песня страны. Воспитатель: Правильно, гимн – это главная песня страны. Если герб и флаг мы видим, то гимн – слышим. Государственный гимн звучит в особых случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний. Слова гимна написал наш великий поэт Р. Гамзатов, музыку Ш. Чалаев. А вы знаете, что гимн слушают стоя? Давайте поднимемся и послушаем Государственный гимн.
Песня «Гимн Дагестана»
Воспитатель: Наша Республика Дагестан многонациональная. Имеет очень много добрых традиций и обычаев Какие вы знаете традиции и обычаи дагестанского народа? Дети: Традиции почитать старших, уважать младших, взаимопомощь друг другу, гостеприимство. Воспитатель; Дагестан, край древних гор. Здесь обычаи крепки. Наши предки с давних пор. Ценят дружбу и клинки.
Подвижная игра «Защити гостя». (Дагестанская игра)
Играют 10-15 человек.
ИНВЕНТАРЬ: Мяч.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: Эта игра ярко отображает горское гостеприимство и неприкосновенность гостя.
Дляя игры очерчивается круг, обозначающий дом. Величина круга зависит от количества играющих. Величина круга зависит от количества играющих. Выбираются “хозяин дома” и “гость”. Взявшись за предмет, /палка, обруч/ “хозяин дома” и “гость” находятся в кругу. Остальные участники располагаются за его пределами, пытаются попасть мячом в “гостя”. “Хозяин дома” должен отразить все попытки атакующих и тем самым защитить честь “гостя”. Игра продолжается до тех пор, пока один из участников не попадет мячом в “гостя”.
Правила игры: “Хозяину дома” и “гостю” выходить из круга запрещается. Игрокам, находящимся вне круга, входить в него также запрещается.
Воспитатель: Следующий пункт нашего путешествия – это музей. Давайте посмотрим, что здесь находится? Дети: Это предметы народных промыслов Дагестана : кувшины, глиняные тарелки, украшения, коврики и т. д. Воспитатель: Дагестан – это не просто страна гор. Это страна многочислен-ных народов. И у каждого народа есть свои прославленные мастера – умельцы. А какие мы с вами знаем народные промыслы Дагестана? Дети: Ковроткачество; гончарное искусство; художественная обработка металла; насечка металлом по дереву и т. д. 1. Ребенок. Аул Балхар славится гончарным мастерством. Расул Гамзатов сказал: Самые прекрасные кувшины делают из обычной глины, так же, как прекрасный стих создают из слов простых.
2. Ребенок. Кубачи славятся чеканкой по золоту и серебру. Тайну кубачинского изделия не ищите в нитках серебра. Носят тайну этого искусства в сердце кубачинцы – мастера. Так сказал Расул Гамзатов
3. Ребенок. А еще Дагестан славится ковроткачеством. Ежели вы знать хотите, я вам чудо покажу – Покажу я вам цветы всех сортов и всех расцветок, вытку светлые мечты. Солнце вытку на рассвете. На ковре все это будет. Кто увидит не забудет.
Воспитатель: Сколько прекрасных слов сказал великий поэт Р. Гамзатов о труде народных умельцев. Ребята, кто назовет мне великих поэтов и писателей Дагестана? Дети: Р. Гамзатов, Ф. Алиева, Р Рашидов, Ю. Хапалаев. и т. Д. Воспитатель: Правильно, они великие поэты и писатели, которые в своих произведениях прославили свой народ. Они известны не только в России,но и за границей.
Воспитатель: А мы переходим к следующему пункту нашего путешествия – природные зоны. Какие природные зоны Дагестана вы знаете? Дети: Горная, лесная, степная и пустыня. Воспитатель: Горная зона, кто там обитает? Дети: Туры, улары. Воспитатель: Растительная зона? Дети: Горные фиалки, клевер, мох. Воспитатель: Лесная зона: животные, растения? Дети: Животные – олени, медведи, кабан, волк, лисица. Растения – сосна, рябина, липа. . Воспитатель: Зона пустыни, кто там обитает? Дети: Тушканчик, гюрза, жук песчаный. Воспитатель: Также у нас есть заповедники. Барханы – здесь находится участок Дагестанского заповедника – песчаная гора Сарыкум. Особой охране подлежат растения, которые встречаются только здесь. Самурский лес – является уникальным массивом, где одновременно сосредоточены ценнейшие объекты мирового значения: реликтовый лес, места ценных видов рыб, гнездования перелетных и зимующих птиц, среда обитания диких животных. Показ слайдов. Воспитатель: Как называется наше море? Дети: Каспийское море. Воспитатель: А знаете ли вы, что в нем водится более 70 видов рыб. Но многим видам животных, растений и рыб угрожает большая опасность, они могут по вине людей – браконьеров исчезнуть из мира животных. Поэтому они занесены в Красную книгу Дагестана. Наше путешествие по родному краю подошло концу. Ребята, не последнее наше путешествие, так как еще много интересного вам предстоит узнать о своей малой Родине. Я хочу пожелать, чтобы вы всегда были дружными и добрыми, всегда уважали друг друга. И я думаю, что пройдет несколько лет и вы внесете свой маленький вклад в развитие нашего родного Дагестана. А как переводится слово Дагестан? Дети: Страна гор. Воспитатель: Правильно, вот перед вами ватман, разных размеров камней, пластин, краски и кисти. Из них создадим композицию, или как бы картину. На ватмане уже нарисована рисунок, крупные камешки закрепим на ватмане с помощью пластилина где изображена гора, а песок мелкими. Когда закончим с помощью красок закрасим. Всем понятно? Дети:Да.
Совместно - самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас очень хорошо получилось. На этом наше занятие посвященная празднику образования республики Дагестан заканчивается.