elena
Конспект занятия «Закрепление звука [к] в рамках лексической темы «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель деятельности детей:
Какой звук спрятался в посуде?
Цель деятельности педагога:
Уточнить представления детей о твёрдом звуке [к] и обозначении его буквой «К», познакомить детей с обобщающим определением «посуда», её предназначением.
Решение программных задач педагога:
Образовательные:
Формирование лексико-грамматического строя речи посредством расширения представлений дошкольников о посуде, конкретизацию её назначения. Формирование умения различать и называть виды посуды : чайная, столовая, кухонная.
Публикация «Конспект занятия „Закрепление звука [к] в рамках лексической темы „Посуда“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие:
Развитие слухового восприятия, зрительного внимания, мышления, памяти, воображения.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Активизация словаря в рамках темы «Посуда».
Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.
Оборудование и материалы: кукла Белогорочка, плоскостные изображения предметов посуды, бумажный лексический планшет, звуковые бегунки, буквы "К", "А", корзина, 5 детских столов, мольберт//передвижная магнитная доска
Логика построения образовательного взаимодействия:
Компоненты деятельности, решаемые в их содержании образовательные задачи Деятельность педагога Деятельность детей Материалы
I Организационный момент
Введение в образовательную ситуацию Педагог приветствует детей. берёт куклу.
Здоровается с Белогорочкой, у которой корзинка с предметными картинками посуды.
- В гостях у нас Белогорочка! Пришла она к нам из 17 детского сада и принесла корзинку, а что в ней, она просто так не скажет? Дети стоят в кругу. Слушают педагога.
Здороваются с Белогорочкой, воспринимают задачу Кукла Белогорочка, предметные картинки с изображением посуды.
II Мотивационно-ориентировочный этап
Актуализация интереса к содержанию
- Отгадаете загадки, тогда узнаете!
Педагог загадывает загадки, достаёт и отдаёт картинку-отгадку отгадавшему ребёнку.
1) (Кастрюля)
2) (Чашка)
3) (Сковорода)
4) (Ковш)
5) (Тарелка)
6) (Чайник)
- А как можно назвать одним словом все эти предметы?
Ответы детей… Слушают загадки. Предлагают возможные ответы.
Ребёнок, отгадавший загадку, получает картинку с изображением отгаданной посуды. Предметные картинки с изображением посуды.
III Проблемный этап
Обращение педагога к детям о просьбе Белогорочки.
- Мальчишки и девчонки, а вы знаете, шепнула мне Белогорочка, что в нашей посуде спрятался какой-то звук!
- Какой же звук мог спрятаться в этой посуде? Вы догадались?
Повторяет педагог, ставит Белогорочку на стол. Выслушивает рассуждения, предположения детей….
- Может, отгаданные загадки нам помогут? Предлагаю ещё раз назвать слова-отгадки, а картинку прикрепить на доску.
- Какой же звук слышался во всех словах-отгадках?
Ответы детей.
- Правильно, это звук [к]!
- А кто может сказать, какой это звук? Размышляют, высказывают
предположения,
обосновывают свой ответ.
Ребёнок, держащий отгадку, (по очереди) называет её. Педагог повторяет за ребёнком слово, выделяя звук [к], помогает ребёнку поместить картинку на мольберт//магнитную доску.
Реализуют возможность рассказать о своих предположениях.
IV Поисковый этап
Запуск субъектных проявлений ребенка - Звуки бывают какие?.
- [к] – гласный или согласный?
- Почему согласный?
- [к] – звонкий или глухой? Как вы это определили?
Показывает, как приложить правую ладонь к горлу.
- Верно, определили, звук глухой, потому что голосок «молчит».
Предполагаемые ответы детей…гласные и согласные…
Предполагаемые ответы детей. потому что он не поётся, язычок создаёт преграду воздуху…
Вместе с педагогом дети кладут правую ладонь на горло, произносят звук [к]. На ковре
V Практический этап
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
Формирование связности речи при построении развернутого высказывания - Предлагаю всем присесть за столы.
- Сейчас мы поиграем со звуковыми бегунками.
- Какой звук будет сегодня «бегать»?
- Правильно, звук [к].
- А почему на бегунке синий квадрат?
- Верно, потому что звук твёрдый.
- С помощью звукового бегунка мы будем искать звук [к] в названии нашей посуды.
- Но предлагаю вспомнить и показать на бегунке, где начало слова, где конец слова, а где середина слова?
1. Фонематическое упражнение: «Найди место звука»
- Определите, в слове чайник, где находится звук [к]?
Примерный ответ ребё нка: В слове чайник звук [к] находится в конце.
Слова для индивидуального определения: кастрюля, чашка, тарелка, сковорода, ковш.
- Вы меня очень порадовали своими ответами. На доске (мольберте) картинки с изображением посуды. Дети выполняют задание педагога.
Вместе определяют заданный звук на раздаточном материале. Затем поочередно определяют звук в названии своей картинки, выстраивая с помощью педагога развернутое смысловое высказывание. Детские столы, стулья. Плакат с изображением посуды. Предметные картинки с изображением посуды, звуковые бегунки по количеству детей.
Совместное освоение социального опыта.
2. Грамматическая минутка.
- Ребята, подскажите, какой буквой обозначается звук [к]?
- Правильно, буквой К.
Педагог помещает букву на мольберт//магнитную доску (звук и букву произносит одинаково)
- А чтобы у нас получился слог, к нам на помощь идёт гласная буква. какая?
.
- Какой слог у нас получился? Правильно, слог КА.
- Выложите слог КА из букв, которые у вас на столах.
Помогает в выкладывании слога КА, ходит с Белогорочкой.
- А теперь проверьте друг у друга выложенные слоги.
3. Дидактическое упражнение: «Где спрятался слог КА?»
- А теперь Белогорочка предлагает найти., в названии какой посуды «спрятался» слог КА?
Педагог помогает затрудняющимся детям.
- Какие вы молодцы! Приглашаю всех в круг на чаепитие.
Приглашает детей в круг.
- Что для этого нужно?
- Конечно, чайник вскипятить! Превратились в чайники, греемся!
Педагог округляет руки, надувает живот, слегка приседает. Затем одну руку ставит на пояс, другую имитирует в виде носика чайника.
Дети отвечают на вопросы.
Выкладывают слог КА
Выполняют задание педагога.
Каждый ребёнок называет слово.
Выходят из-за столов, встают в круг.
Отвечают на вопросы … Картинки с изображением посуды.
Снятие статического напряжения мышц, развитие координации, умения выполнять движения по образцу 4. Динамическая пауза «Чайник»
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу – дети в исходном положении, поднимают плечи.
Больше греться не хочу – поворот головы из стороны в сторону.
Крышечка запрыгает – руки над головой в треугольник.
Будто кто-то двигает – дети прыгают на месте.
Вот уже кипит вода – дети в исходном положении.
Значит, чай всем пить пора – руки вперёд.
Повтор по желанию детей с возможностью придумать свои движения. Дети выполняют движения по показу педагога: поднимают плечи, делают поворот головы из стороны в сторону, прыгают на месте.
Актуализация имеющегося опыта
Развитие напора выдыхаемой струи воздуха и артикуляционной моторики.
Обогащение экспрессивной речи существительными
Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, формирование социально-коммуникативных навыков 5. Артикуляционное игровое упражнение: «Чаепитие»
- А с чем вы любите пить чай?
.
- А я очень люблю пить чай с вареньем – оно такое вкусное!
- Вот такое (показ артикуляционного упражнения «Вкусное варенье»)
- Отлично, вот теперь можно и чай попить, Белогорочка его нам уже приготовила!
- Чай вкусный, ароматный, но очень горячий. Как его остудить?
- Давайте подуем на него, чтобы не обжечься. Помним правило, щёки не надувать! (плоскостная чашка с лёгкой салфеткой – паром, (показ упражнения для напора выдыхаемой воздушной струи).
- Спасибо за чай!
6. Дидактическая игра: «Расставляем посуду»
- Предлагаю пройти на кухню…сегодня Белогорочка перемыла столько посуды, поэтому очень просит вас помочь расставить её по полкам.
- Предлагаю навести порядок…
- А как же нам определить, какую посуду куда поставить? Вы знаете, какая посуда бывает?
- Чайная, которой пользуются во время чаепития: чашка, блюдце, сахарница, маслёнка…
- Посуда, которую мы ставим на стол, пользуются во время обеда: тарелка, ложка, вилка, нож, стакан, супница, салатница, солонка…
- Посуда, в которой готовят и хранят приготовленную пищу на кухне: кастрюля, ковш, сковорода, кувшин, половник…
- Проверим – молодцы!
Желающие дети по очереди отвечают на вопрос…
… Подуть на него!
Дети имитируют движения при чаепитии
Выполняют упражнения, соблюдая правила.
Дети собирают посуду по принадлежности её к определённому виду.
На столе разложены картинки с посудой, чайный набор детской посуды.
VI Рефлексивно- оценочный этап
Объективизация (Осознание и обобщение) содержания, осмысление качества собственной деятельности Белогорочка хвалит детей. Задаёт вопросы.
- Белогорочке пора собираться домой! Так вы узнали, какой звук спрятался в посуде?
- Как вы это узнали?
- Какой посудой пользуются во время чаепития?
- Как называется посуда, в которой готовят и хранят приготовленную пищу?
- Какой посудой пользуются во время обеда?
…
- До свидания! Дети делятся своими эмоциями и впечатлениями, по желанию вступают в диалог с Белогорочкой