Людмила Давиденко
«Ёлочка, живи!» Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира по теме: «Живи ёлочка, живи!»
Цель: формирование экологического воспитания; привлечение внимания детей к проблеме экологического взаимодействия с природой; обогащение экологических знаний через расширение представлений о хвойных деревьях.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить представления детей о характерных признаках зимы.
2. Активизировать и расширить словарный запас по теме «Хвойные деревья».
3. Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже.
4. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
5. Вовлечение детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите хвойных деревьев.
6. Закрепить знания детей о сходстве и отличии ели и сосны.
Развивающие:
1. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
2. Развивать образное мышление.
3. Развивать умение составлять рассказы.
3. Умение анализировать, делать выводы.
4. Развивать мелкую моторку.
5. Развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за экологическую безопасность.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
2. Воспитывать любознательность.
3. Воспитывать стремление оказывать помощь другим.
4. Воспитывать любовь к родной природе.
5. Воспитывать активную жизненную позицию в сфере экологической и природоохранной деятельности.
Оборудование: фонограмма с музыкой «Снежинки-почтальоны» С. Махфуддин, «Я узнала маленький секрет» Дина Мигдал, «Ёлочки-пенёчки»; презентация «Хвойные деревья».
Наглядные пособия: иллюстративный материал (фотографии хвойных деревьев); сделанные с родителями и в группе новогодние елочки; поделки из шишек.
Раздаточный материал :деревянный штырь, цветная бумага, кисти, клей, скотч, пластилин, трубочки для коктейля, снежинки из бумаги белого цвета,крышки.
Виды детской деятельности:
1. Коммуникативная.
2. Познавательно-исследовательская.
3. Конструировательная.
4. Восприятие художественной литературы, музыки.
5. Двигательная.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за природой на прогулке.
2. Рассматривание и сравнение на прогулке хвойных и лиственных деревьев в зимнее время.
3. Нахождение на прогулке сходства и отличия между елью и сосной.
4. Разучивание песни Д. Мигдал «Я узнала маленький секрет».
Ход занятия
Дети садятся на места пол музыку «Снежинки-почтальоны».
- Ребята, как всегда утром, проветривала я нашу группу, а когда подошла закрывать окно, то увидела, что залетели к нам красавицы-снежинки.
-А в какое время года они могут радовать нас?
-А что отличает зиму от других времен года?
-Что вы знаете о зиме?
-Интересно зимой? Весело?
-А какой самый главный праздник мы отмечаем зимой?
- Все мы очень любим и ждём его, потому что это самый яркий, самый сказочный и волшебный праздник.
- Как вы думаете, без кого не бывает Нового года? (без Д. Мороза и Снегурочки).
-Послушайте загадку, которую принесла нам снежинка:
Что за стройная девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
-Правильно, это ёлка, а ещё можно назвать: «Ель». А вот ещё снежинка с загадкой:
У меня длинней иголки чем у ели,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке? (сосна)
-Ребята, давайте посмотрим презентацию про хвойные деревья и сравним, чем схожи и чем отличаются ель и сосна.
Снежинка -почтальон приглашает нас поиграть в игру «Цепочка. Доскажи словечко».
-Понравились вам задания, которые вам принесли снежинки-почтальоны?
- А теперь давайте ещё поиграем в игру «Лови снежинку!» У каждого из вас будет трубочка и крышка. Трубочкой нужно поймать снежинку и без посторонней помощи донести её в крышку! (Дыхательная гимнастика)
- А какой атрибут Нового года, вы еще не назвали? (ёлка)
-Откуда в наших квартирах появляется ёлка? (из леса)
-А давайте послушаем сказку, которую принесла нам снежинка:
СКАЗКА ПРО ЁЛОЧКУ.
Жили-была маленькая ёлочка. Она, как и всё ёлочки, жила в лесу. Была наша ёлочка зелёная и пушистая. Росла она на полянке и очень радовала своей красотой разных лесных зверушек.
Пришла зима. Белый снежок засыпал ёлочку, и стала она ещё пушистей, ещё нарядней, как будто оделась в тёплую меховую шубку. Целый день веселилась лесная детвора: зайчата, бельчата, лосята, синички и снегири на полянке, около ёлочки.
Как-то раз послышались в лесу чьи-то шаги, звери в испуге бросились кто куда и затаились. Вскоре на полянку вышли папа и дочка.
-Доченька, посмотри какая ёлочка! Как раз то, что нам нужно! -радостно сказал папа, -запомним эту полянку и придём завтра с топором, чтобы срубить ёлочку. Нарядим её получше, и украсит она наш дом к празднику!
Но девочка вдруг стала плакать:
-Папа, папа, не надо рубить ёлочку, - всхлипывала она. -Она такая красивая, такая пушистая, жалко мне её рубить.
-Ну, а как же мы без ёлки на Новый Год? -спросил папа.
-Ребята, что же мы можем предложить папе?
-Правильно, можно купить в магазине искусственную ёлку, а можно ёлочку сделать своими руками. Уже несколько дней мы с ребятами делаем праздничные ёлки из подручных материалов. Родители тоже не остались в стороне и приносят. Сделанные дома с детьми новогодние ёлки!
-А сегодня на занятии мы с вами научимся делать вот такую ёлочку!
-Что нам понадобиться для её изготовления?
Правильно, треугольный лист бумаги, палочка и пластилин, для изготовления пенька.
Но сначала давайте разомнем наши ручки и сделаем пальчиковую гимнастику.
А теперь приступаем к работе:
-Сделаем ёлочку-гармошку. Для этого бумагу положить перед собой толстым краем.
-Сделаем! загиб.
-Повернем треугольник и сделаем ещё один загиб. И так далее,
-Когда сложите «гармошку» до самого верха, поднимите руки и я помогу вам сделать прокол для палочки-ствола, и помогу закрепить палочку скотчем.
-Чтобы ёлочка стояла, сделаем пень- основание.
-А теперь давайте украсим нашу ёлочку звездой.
Физминутка: «Ёлочки-пенёчки».
-А чем же закончилась сказка про ёлочку?
Папа внимательно посмотрел дочку, а затем улыбнулся сказал:
-Ты права, жалко ёлочку. Пропадет она у нас дома, в тепле. А здесь сможет ёлочка ещё расти много-много лет и всех радовать.
На том и порешили, а затем ушли домой. Только вот на следующий день снова раздались шаги в лесу. Испугались лесные зверушки, Неужели люди передумали и идут рубить ёлочку? Видят, что опять выходят на полянку тот же папа и девочка. Но в руках у них не топор, а огромная коробка. А в коробке чего только нет! И шары, и золотые шишки, и мягкие игрушки, и бусы! Стали они украшать ёлочку. Н а макушку надели большую и блестящую красную звезду, а под ёлочку положили подарки для лесных зверей: морковку, яблочки, орехи и сено, а в кормушки для птиц насыпали зернышки и положили кусочки сала.
-Красивая у нас ёлочка получилась! -сказал папа, -хорошо мы придумали. Ну а теперь идём домой, надо торопиться, а то не успеем в магазин за ёлкой.
-А можно сделать ёлку самим! -предложила девочка.
-Как вы думаете, правильно поступили папа и девочка?
-А все так поступают?
-А можем ли мы с вами спасти хоть немного ёлочек?
-Что для этого нужно сделать?
- Поговорить с родителями и предложить на новый год наряжать не живую, а искусственную елку или сделать елку своими руками.
Но чем больше мы расскажем об этом своим друзьям и знакомым, тем больше елок мы сможем спасти!
-Воспитатель, Я предлагаю на нашу выставку елочек пригласить ребят из соседних групп. А также в интернет выложить нашу фотографию с нашими елочками, чтобы как можно больше людей задумалось и сказали: «Елочка-живи».
Песенка «Я узнала маленький секрет…»
Наша группа «капелька» и вы все за сегодняшнее занятие получите капельку. Но капелька зимой превратиться в снежинку, и я хочу всем Вам на память подарить снежинку.