Папки-передвижки

Конспект занятия-экскурсии «Хорошо в деревне летом»

Светлана Воротникова
Конспект занятия-экскурсии «Хорошо в деревне летом»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Социализация детей в процессе их знакомства с жизненным укладом деревенских обитателей, запечатлённых на полотнах художников.

Репродукции картин. С. М. Воробьёв «пейзаж с индюками», Ф. С Журавлев «Девочка с курами», Х. П. Платонов «Крестьянская девочка», Л. Л. Каменев «Пейзаж», И. М. Прянишников «Дети на рыбалке», В. Е. Маковский «Игра в бабки».

Оборудование: Музыкальный центр, стойки для репродукций, «Коробка открытий», сувенир «Лапти», драпировка из ткани.

Публикация «Конспект занятия-экскурсии „Хорошо в деревне летом“» размещена в разделах

Ход занятия.

Педагог приглашает детей в игровую зону и рассаживает их на ковре вокруг «Коробочки открытий».

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Смотрите какая интересная и знакомая вам уже коробочка. Давайте посмотрим что там лежит?

Педагог просит детей открыть коробку, достать то, что там лежит.

Воспитатель: Ребята вы знаете что это?

Воспитатель: да правильно это лапти. Такую обувь люди носили много лет назад, в основном это были жители сел и деревень.

Воспитатель:Можно ли сегодня побывать в деревне? А мы с вами где живем?носят ли лапти в наши дни? А какую сейчас носят обувь?их носили когда было холодно. А летом ходили босиком. Наша экскурсия посвящена теме «Хорошо в деревне летомДавайте подойдем к картинам.

Первая картина Сократ Максимович Воробьев на картине «Пейзаж с индюками» запечатлел летнее утро в деревне. Двор, огороженный забором, наполнен людьми и животными, каждый из них занят своим делом. Отец и сын, вернувшись с покоса, отдыхают, свинья с поросятами кормятся возле кормушки, козы неспешно пасутся на солнечной лужайке, а девочка присматривает за стайкой индюков. Все действие происходит на фоне природы. Предстающий взгляду простор завораживает красотой: стройные высокие деревья с пышной кроной, бескрайнее небо с плывущими облаками, желтеющее поле, уводящее взгляд за горизонт, и еле заметная река, протекающая за небольшим лесом.

Воспитатель: ребята посмотрите на дом какой он? Опишите его. (деревянное строение, невысокое, с соломенной крышей, без окон и с открытой дверью) Кто в нем живет? Как оно называется?

Да правильно это сарай для животных и птиц- неотъемлемая часть скотного двора. Ночью все его обитатели находятся внутри сарая, а днем выходят на улицу. Дверь открыта весь день на тот случай, если какому-либо из животных или птиц захочется зайти обратно. Возможно и сейчас там кто то есть.

Педагог снимает ткань с репродукции полотна Фирса Сергеевича Журавлева «Девочка с курами» что вы видите на этой картине? Круглолицая девочка в длинном платье, с бусами и крестиком на шее, увлеченно кормит кур. Положив весь корм в подол платья, оно бросает птицам понемногу и смотрит, как они клюют.

Солнечный свет, который падает откуда- то сверху, будто на крыше есть окно, освещает всех героев, делая деревянные стены сарая еще темнее. Но среди этой темноты все же можно рассмотреть ворота, бревенчатые стены, лестницу, лопату и еще одну курицу.

В этой картине художник передал не только любовь и заботу о домашних птицах, но и размышления девочки. Она мысленно разговаривает с птицами и уверена в том, что они её понимают. Девочке по душе дело, которым она занимается, ей нравится стоять босиком, чувствовать запах соломы, интересно наблюдать за движениями кур.

Совершенно другие мысли рождаются при рассматривании следующей репродукции- «Крестьянская девочка». Художник Харитон Платонович Платонов, несмотря на то что главным героем сюжета тоже выбрал крестьянскую девочку, показывает иную историю.

Педагог предлагает детям представить и рассказать ее, после ответов раскрывает сюжет.

С картины прямо в глаза зрителя смотрит крестьянская девочка. Почесывая одной рукой затылок, другой- прижимая деревянную ложку к груди, она готова расплакаться. Всему виной- разлитое молоко. Усевшись за стол, девочка собиралась покушать, но налитое в миску из кувшина молоко и краюха хлеба так и остались на столе. Нечаянно пролитое молоко мгновенно потекло по столу на пол. Все произошло очень быстро, девочка и сама не поняла, как это случилось. Конечно, она все исправила: поставила миску, вытерла стол и снова налила молока, но художник остановил именно это мгновение, давая возможность не только рассмотреть то сожаление, которое охватило девочку, но и ее саму. Маленькая крестьянка, одетая в белую кофту и розовый сарафан, олицетворяет красоту деревенских жителей. По цвету подобранные вещи сочетаются между собой, а зеленые акценты: фартук и бусы - завершают образ. Белые густые волосы, алые губы и большие глаза, полные слез, с одной стороны, вызывают чувство жалости, а с другой- восхищения её красотой.

Не прописывая детали заднего плана, художник обозначает его темным цветом: так он выделяет образ девочки. А показывая проникающий со стороны свет, делает его еще светлее. Чем будет заниматься девочка после завтрака, неизвестно, но вполне возможно, что среди всяких дел найдется время и для игр. Деревенские дети играли в разные игры, некоторые из них сегодня могут быть интересны, например подвижная игра «Лапти».

ЛАПТИ

На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 м. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет (например, мешочек с песком). Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Играющие спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» — и слышат тот же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?»«Сплели!» — отвечает водящий. Тогда, дети бегут в крут и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого водящий запятнал, встает на его место. Играющие берут свои предметы, и игра начинается сначала.

Иногда водящему, сколько ни бегает по кругу, запятнать играющих не удается, и он вновь водит.

Правила

1. Водящий бегает по кругу только на длину вытянутой веревки, за круг забегать ему не разрешается.

2. Если играющему не удалось взять свой предмет, то он выходит из игры.

3. Играющим за кругом разрешается переходить с одного места на другое.

4. Салить играющих водящий может только в круге. Указания к проведению. Лучше игру проводить на большой площадке, в этом случае увеличивается расстояние для бега как играющих, так и водящих.

Игра проходит веселее, если в центре круга брошенные предметы охраняют двое водящих. Это создает определенные трудности для играющих.

Ранним летним утром в деревне из каждого двора выгоняли коров в стадо. Пастух проходил по улице, собирал животных и уводил их на зеленые луга. Там коровы паслись целый день. Время от времени пастух пригонял стадо к берегу реки на водопой. Этот момент и запечатлел художник Лев Львович Каменев на картине «Пейзаж». название делает акцент в первую очередь на изображении природы. Огромное голубое небо, два больших дерева, мимо которых проходит дорога и упирается в кромку воды. На берегу стоит женщина, ее рука обращена в сторону коров, и только одна, подняв голову и узнав хозяйку, откликнулась на своё имя.

Педагог: зачем женина пришла к реке? Зачем позвала корову?

Рассматривая задний план картины, можно заметить как коровы, спускаясь мимо берез, доходят до пастуха и только потом поворачивают к реке. Когда- то эта река была полноводной. Высокий и обмелевший берег показывает, как далеко отступила вода, а торчащие пеньки бревен - словно воспоминание о мостике, по которому переезжали с одного берега на другой. Теперь речку можно перейти вброд- так, как это делают коровы.

Большинство городов и деревень стоит на берегах рек и озер. Вода дает жизнь всему живому, к воде приходят не только животные, но и человек. На берегу водоема можно и отдохнуть, и заняться полезным делом, например рыбалкой. Возможно, так как это показано на картине «Дети на рыбалке».

Художник Илларион Михайлович Прянишников показывает группу ребят, увлеченных рыбной ловлей. Утром, взяв удочки, дети отправились к реке. На картине видна тропинка, по которой они пришли из деревни. Выбрав удобное место, двое мальчиков закинули удочки и, притаившись, долго смотрели на поплавки, пока один из них не скрылся под водой. Это и есть поклевка. Резко выдернув удочку из воды, мальчик достал рыбу. Радости и удивлению детей не было предела – каждый хотел заглянуть в ведро и хорошенько рассмотреть улов. И только две маленькие девочки не решились подойти ближе, наблюдая за происходящим со стороны, они выполнили наказ старших: «от тропинки не отходить!»

Живописец воплотил в картине вполне реальные события, происходившие более 100 лет назад. Но и сегодня каждый зритель, погружаясь в сюжет, тоже испытывает желание заглянуть в ведро, чтобы увидеть пойманных рыб.

На следующем произведении, написанном в то же время, но другим художником, также изображена группа детей.

Воспитатель: сколько мальчиков изображено на картине?

-чем они заняты?

В творчестве Владимира Егоровича Маковского много произведений, посвященных жизни крестьянских детей. Он часто наблюдал за ними, подмечая то, как они помогают взрослым, и то, как отдыхают. Сюжет картины «Игра в бабки» посвящен старинной народной игре. Игровыми атрибутами становились мясные кости. По правилам игры кости размером со спичечный коробок (бабки) ставили вряд, с определенного расстояния бросая биток (самую тяжелую кость, игроки должны были выбить как можно больше бабок. Сбитые бабки убирали с игрового поля, а в конце игры подсчитывали. Победителем становился тот игрок, который выбил большее количество бабок.

Художник изобразил мальчиков в самый разгар игры. Один из игроков приготовился к броску, другие, ожидая своей очереди, за ним следят, в их лицах читается волнение: а вдруг соперник выбьет много бабок и станет победителем? Пока игра не окончена, каждый зритель этой картины может не только гадать, кто победит, но и рассмотреть окружающую обстановку.

Для развлечения дети выбрали самое тихое место – на заднем дворе, за сараями. Они так увлечены, что не обращают внимания на курицу с цыплятами, ни на надвигающуюся грозу. Для них важно доиграть сейчас, потому что, потом времени для игр может и не быть, ведь в деревне с утра до вечера взрослые занимаются хозяйством, а дети обязательно им помогают.

Итог. Воспитатель: предлагаю поближе подойти и рассмотреть картины. Героем какой картины хотели бы стать вы? Какая больше всех понравилась? Почему?

Публикации по теме:

Фотоотчет об экскурсии в Парк птиц летомФотоотчет об экскурсии в Парк птиц летом В Калининградской области несколько лет назад открылся парк птиц. Множество людей (детей и взрослых) ежедневно приезжают в Парк Птиц погрузиться.

Фотоотчёт об экскурсии в Красноярский театр кукол «Как хорошо, что есть театр!»Фотоотчёт об экскурсии в Красноярский театр кукол «Как хорошо, что есть театр!» Экскурсия в Красноярский театр кукол: «Как хорошо, что есть театр!» Цель экскурсии: формирование художественно-эстетического вкуса и воспитание.

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Двор у бабушки в деревне» Цель: Познакомить детей с произведением литературы; Вызвать у детей положительные эмоции от прослушивания стихотворения. Задачи а) Учить.

Конспект наблюдения за соснами летом «Зимой и летом одним цветом?» в средней группеКонспект наблюдения за соснами летом «Зимой и летом одним цветом?» в средней группе Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях двух сосен. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку: Зимой.

Конспект НОД по формированию гендерной принадлежности «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой» в старшей группе Цель: выявить и закрепить понятия ребёнка о себе, как о представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков.

Конспект занятия в первой младшей группе «Животные в деревне» Программное содержание: - образовательные задачи: закрепление знаний детей о животных - развивающие: развитие мелкой моторики, развитие.

Конспект занятия «Наблюдение за берёзой летом» в средней группеКонспект занятия «Наблюдение за берёзой летом» в средней группе Задачи: • продолжать наблюдать за березой, • находить и называть признаки, по которым ее можно выделить среди других деревьев; • прививать.

План-конспект занятия в средней группе «Быть здоровым — хорошо!»План-конспект занятия в средней группе «Быть здоровым — хорошо!» План-конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Здоровье и личная гигиена») в средней.

Конспект занятия об экскурсии «Природа Летом» для детей 6–10 лет Цель :Знакомство с летней природой. Задачи: 1. Изучить взаимосвязь всего живого на Земле, пищевые связи. 2. Научиться определять растения,.

Конспект занятия по математике «Научимся хорошо считать» в подготовительной группеКонспект занятия по математике «Научимся хорошо считать» в подготовительной группе Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Подготовила : Воспитатель: Аушева Радимхан Османовна. Тема: "Научимся хорошо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия-экскурсии «Хорошо в деревне летом»
Опубликовано: 3 марта 2022 в 15:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия-экскурсии «Хорошо в деревне летом»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Воротникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД