Ирина Артюхина
Конспект занятия «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Воздух невидимка»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое.
Задачи:
1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.
Публикация «Конспект занятия „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, содержится в организме человека, может создавать звук, необходим для всего живого и т. д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
3. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей, резиновые игрушки (по количеству детей, дудочка, карточки – символы, ткань для парашюта, фартуки и шапочки (по количеству детей) картинки с изображением живой и неживой природы, воздушные шары
Предварительная работа: игры с султанчиками, воздушными шарами, дыхательное упражнение «Сдуй снежинку», наблюдения на прогулке, беседа «Кому нужен воздух», просмотр познавательного мультфильма из серии Свободный урок «Воздух».
Ход:
1. Орг. игра с воздухом «Парашют»
Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
— Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
— Ребята, а что такое воздух? (это то, чем мы дышим)
— А в нашей группе есть воздух? А как можно проверить? (предположения детей)
— Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети одевают форму)
— Ребята, давайте поймаем воздух руками. (Дети пытаются поймать воздух) Поймали?
— А как же нам его поймать?
Воспитатель: Посмотрите, что это у меня лежит на столе? (дети берут пакеты, рассматривают их, выясняют, что они пустые)
Опыт «Поймай воздух пакетом»
А сейчас я покажу фокус (раскрываю пакет, взмахиваю, ловя воздух, предлагаю детям сделать то же самое)
— Что произошло с пакетами? На что они стали похожи? (они надулись, похожи на подушку)
— Что в них находится? (воздух)
— А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.
— Вот мы и открыли первый секрет воздуха : (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).
— Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.
— Воздух – прозрачный, бесцветный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой (глаз)
(на доску выставляется карточка — символ)
— А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.
— Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Опыт «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
— Опустите трубочку в стакан с водой вдохните носом побольше воздуха, и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.
Почему так произошло? (дети говорят что это выходил воздух из трубочки)
Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? (подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
— Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас.
Вот мы и узнали второй секрет воздуха.
— Запишем результаты опыта с помощью карточки (изображение человека)
— А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
— Ребята, мы сегодня узнали, что воздух можно почувствовать. А как вы думаете, можем ли мы услышать воздух? (предположения детей)
Опыт «Услышь воздух»
— Что это у меня в руках? (дудочка) Я сейчас подую в нее, а вы внимательно слушайте.
— Что вы услышали? (звук)
— Воздух быстро проходит через трубочку и образуется звук. Есть много музыкальных инструментов, которые издают звуки при помощи воздуха. А еще можно услышать звук с помощью резиновой игрушки (дети резким надавливанием на игрушку издают звуки)
Мы узнали третий секрет воздуха – быстрое движение воздуха создает звук.
Отметим результат с помощью карточки (ухо)
— Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.
— Сможет ли человек жить без воздуха?
Опыт «Не дышу»
— Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза)
— Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)
— Чего вам не хватало? (воздуха)
— Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?
(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).
— Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).
Четвертый секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: (Воздух нужен всему живому).
Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
— На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
— Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
Он — на нитке-поводке.
Нитка держится в руке.
Легкий, праздничный, смешной
И в придачу надувной.
(воздушный шарик)