Оксана Шевченко
Конспект занятия «Воздух и его свойства» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воздух и его свойства»
Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты, о некоторых свойствах воздуха.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;
Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
Публикация «Конспект занятия „Воздух и его свойства“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
Образовательные: расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Приемы руководства деятельностью детей в занятии:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, коммуникативная игра.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей: комментирование, использование схем, определение и демонстрация способов изготовления, продуктивная деятельность.
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения занятия:
Одноразовые стаканчики по количеству детей, листы белой бумаги, вода, змейка (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить, свеча, плоские тарелки, трубочки для сока, жидкое мыло, газированная вода, изюминки, гуашь, цветные карандаши.
Виды детской деятельности:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательно – исследовательская.
Продуктивная.
Музыкально – художественная.
Чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
Критерии оценки деятельности детей на занятии:
1. Ребенок задает вопрос.
2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
5. Эмоционально реагирует.
6. Проявляет волевое усилие.
7. Аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей:
Области Интеграция Решаемые задачи
Познание Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Социализация Практические действия Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым так и им самим. Развивать умение действовать самостоятельно, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью.
Коммуникация Беседа о КГН. Коммуникативная игра. Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве). Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные нормы и правила поведения.
Музыка Аудиозапись – звучание дудочки Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Труд Рисование Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве). Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.
Художественное творчество Формирование эстетического вкуса Развивать у детей творческие способности, воображение. Прививать чувство эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя.
Физическая культура Физминутка Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Чтение художественной литературы Формировать умения делать выводы, умозаключения.
Безопасность Воспитывать бережное отношение к результатам труда.
План занятия
1. Вводная часть: 5 мин
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива деятельности детей. Определение цели.
2. Основная часть: 17 мин
Дискуссия.
Планирование.
Обыгрывание.
Физкультурная пауза.
Демонстрация
3. Заключительная часть: 3 мин
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов занятия.
Длительность занятия 25 мин
Ход занятия:
Части занятия Содержание Области
1. Вводная часть
Наш девиз: То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Воспитатель: — Ребята, отгадайте загадку!
Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
- Правильно, это воздух! Почему он невидимый? (Он прозрачный.) Как его за это качество называют? (Невидимка.) А где он находится? (Ответы детей.) Да, он везде: в нашей групповой комнате, между полом и потолком, между мебелью. Он на улице, в поле, в лесу и в нас самих. А зачем нам воздух? Правильно, воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – всё живое на Земле. А чем вы вдыхаете воздух? (Носом.)
- Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук.) Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать.) - А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха.
Воспитатель: - Ребята! А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? Коммуникация
Художественная литература
Познание
Социализация
2. Основная часть
Воспитатель: - Давайте, проверим, правда, это или нет.
Опыт 1. Воздух существует!
Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой.
Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство
Вывод: Воздух существует!
Опыт 2. «Живая змейка»
Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). Продемонстрируйте ребёнку вращение змейки над горящей свечой. Змейка вращается, но не опускается вниз. Проведите рукой ребёнка над пламенем, чтобы определить, что воздух над свечой теплее.
Вывод: Тёплый воздух, поднимаясь вверх, не даёт змейке опускаться. Воздух движется и заставляет вращаться бумажную спиральку.
Физкультминутка
Ветер тихо клён качает
Вправо-влево наклоняет.
Раз наклон, два наклон –
Зашумел листвою он. (Дети выполняют движения согласно тексту.)
Опыт 3. С воздухом можно играть!
Как ещё можно разнообразить процесс надувания мыльных пузырей? Возьмите плоскую тарелку диаметром 15-20 см. Налейте на неё немного раствора для пузырей, возьмите трубочку для коктейля и выдуйте большой мыльный пузырь так, чтобы он лежал на тарелке в виде полусферы. Затем аккуратно поверните трубочку, чтобы её конец отсоединился от стенки пузыря, но остался внутри. Выдуйте второй пузырь. Сколько раз вы повторите данную процедуру, столько у вас и будет пузырей по принципу «матрёшки».
Фокус: «Дрессированные изюминки»
Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!». И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет. Вначале изюминки тонут, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.
Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.
Нетрадиционная техника рисования мыльными пузырями. Познание
Коммуникация
Художественное творчество
Художественная литература
Труд
Безопасность
Музыка
3. Заключительная часть
Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
В трубочки подули разом.
Потом на радость детворы
Надували мы шары.
Всю эту так сказать работу
Назвали умным словом «опыт».
Что сегодня нового вы узнали? Что запомнилось, понравилось больше всего? Коммуникация
Социализация
Длительность занятия: 25 мин.