Екатерина Московская
Конспект занятия по восприятию художественной литературы «Друг познаётся в беде»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения понимать основную идею текста, эмоционально реагировать на прочитанное.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с произведением
2. Формировать умение критически оценивать поступки героев произведения
3. Обогащать словарь детей признаками: синонимы, антонимы к слову вежливый, внимательный, новыми словами и фразами по тексту, повторить эталоны вежливых слов
4. Познакомить на примере героев о взамосвязях в природе.
Развивающие:
1. Развивать диалогическую речь
2. Развивать координацию движений
Темочки:
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
3. Развивать умения эмоционально откликаться на прочитанное
Воспитательные :
1. Воспитывать дружеские качества (забота, внимание).
2. Воспитывать чувства единения с природой.
РППС: произведение, иллюстрация к произведению, сова на экране, портрет автора, аудио записи, шарики, смайлики, карандаши на каждого.
Мотивационный этап:
Ребята, здравствуйте. Послушайте песню. (Человек собаке друг)
-О чём эта песня?
-Зачем человеку и собаке дружить? (Рассуждения ребят о пользе человека и собаки для друг друга)
-А вы знаете, какую пользу для человека приносит сова?
-Посмотрите на эту иллюстрацию. Кого вы видите? Можно по этой иллюстрации сказать, что старик с совой дружат?
Ориентировочный этап:
-Как нам узнать, почему старик с совой поссорились? Найти книгу и прочитать.
- Как нам её найти? (По названию). Предлагаю варианты названий, дети соглашаются, когда слышат слово «Сова».
Садитесь на стульчики.
Исполнительский. Чтение текста с вопросами, комментариями, эмоциями.
Виталий Бианки «Сова»
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова.
– Здорово, — говорит, — друг!
А Старик ей:
– Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг! (Вот так, по-моему, не очень вежливо старик Сове ответил. Как вы думаете)
Рассердилась Сова.
– Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови. (А зачем старику мышей ловить)
А Старик:
– Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит. (Обиделась, поди)
Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
– Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
– Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли. (А старику-то что, они же на поле, а не дома у него охотятся, правда)
– А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки. (Это он про корову.)
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись. (А что же в этом плохого? Подумаешь, шмели разлетелись.)
– А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только. (Так ли это)
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень (пыльцу, значит) с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
– И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт. (Старик-то, похоже, забеспокоился)
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику. (А почему не по нраву)
А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу, что каша без масла. (Вон оно как)
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет (еду, а молоко всё жиже да жиже.
А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться. (Извиняться… Пойдёт, как думаете)
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить — пошё л Старик Сове кланяться:
– Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп. (Простит, как думаете)
– То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь — хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать (угощать, привечать, значит).
Обобщающая беседа
– Теперь поняли, почему Сова сердита была?
– Кто из героев больше всего понравился?
– Как думаете, правильно ли Сова сделала, что Старика простила?
– А Старик, как думаете, вынес какой-то урок из этой истории?
- Какая пословица в произведении говорит о необходимости дружить?
Творческое задание: На экране сова. Она расстроенная. Мы сейчас с вами на минутку каждый окажемся на месте старика. Нам нужно попросить у неё прощения.
Динамическая пауза:
Воспитатель раздаёт детям по воздушному шарику и предлагает детям станцевать танец дружбы.
Знакомство с автором.
-Ребята, как вы думаете, кто является автором этого произведения, мужчина или женщина? Почему?
Перед вами портрет В. Бианки.
Рефлексия: Вам понравился его рассказ? Чему он вас научил? Нарисуйте пожалуйста настроение совы в конце рассказа.
Перспектива: Ребята, и правда, друг познаётся в беде. Эта одна из пословиц о дружбе. Пословицы- это мудрость народа. Найдите дома с родителями ещё пословицы о дружбе и расскажите их нам.