Любовь Коряженкова
Конспект НОД во второй младшей группе по ФЭМП (Л. Г. Петерсон) «В гости к трем медведям» ко Всемирному Дню математики
Возраст детей: 3 — 4 года.
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально - Коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Программное содержание:
Цель: формировать представление о сравнении предметов и групп предметов.
Программные задачи:
Образовательные:
закреплять умение объединять предметы в группу по общему признаку;
Публикация «Конспект НОД во второй младшей группе по ФЭМП (Л, Г, Петерсон) „В гости к трем медведям“ ко Всемирному Дню математики» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- «Три медведя», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
закреплять представления о признаках предметов;
тренировать умение соотносить число с количеством;
формировать пространственные представления «право - лево»;
продолжать учить уравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар;
систематизировать умение составлять закономерности.
Развивающие:
тренировать мыслительные операции сравнение и аналогию;
развивать память, связную речь, внимание и воображение.
Воспитательные:
создать ситуацию успеха;
воспитывать сочувствие, желание оказывать помощь.
Форма работы: под групповая.
Педагогические методы организации образовательной деятельности:
Наглядные:
рассматривание образца;
демонстрация моделей;
Словесные:
мотивация;
метод постановки и решения вопросов проблемного характера;
анализ результатов деятельности детей.
Практические:
дидактические игры;
моделирование;
анализ результатов деятельности детей;
индивидуальная помощь.
Методические приемы организации образовательной деятельности:
Наглядные:
рассматривание;
показ;
опора на наглядность;
Словесные:
объяснение;
напоминание;
уточнение;
вопросы проблемного характера;
опора на словесные образы;
поощрение;
Практические:
упражнение.
Используемые образовательные технологии:
личностно — ориентированная технология;
здоровьесберегающая технология;
технология наглядного моделирования;
технология решения проблемных ситуаций;
игровая технология.
Предварительная работа: НОД, дидактические игры.
Методическое обеспечение к занятию:
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников».
Материалы к занятию:
Демонстрационный: конверт с изображением трех медведей; красный круг; изображение трех медведей разного размера; иллюстрации к сказке «Три Медведя»; картонный замок; цифры 1, 2, 3; 3 синих и 3 красных круга диаметром 10 см.
Раздаточный: круги синего, желтого, зеленого цветов, круги красного цвета по количеству детей; 3 круга синего и 3 круга красного цвета диаметром 5 см; цифры 1, 2, 3; картонные цветки разного цвета по количеству детей.
Оборудование: демонстрационная доска, проигрыватель.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя и показывает конверт с изображением трех медведей:
- Ребята, нам сегодня пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно? (От трех медведей). Правильно, молодцы. Медведи опять приглашают нас в гости. Хотите к ним поехать? (Да).
2. Игровая деятельность.
2. 1. Игра «Билеты»
Дидактические задачи: закреплять умение объединять предметы в группу по общему признаку, тренировать память, внимание.
- На чем мы можем к ним поехать? (На поезде). Билеты на наш поезд должны быть вот такого цвета. Напомните мне, какой это цвет. (Красный). Правильно. Берите билеты красного цвета и стройтесь паровозиком. А я буду проводником и проверю, все ли из вас правильно взяли билеты.
Дети выбирают круги красного цвета, разложенные на столе среди синих, желтых и зеленых и называют цвет. Потом образуют «поезд». Воспитатель проверяет билеты и хвалит детей.
2.2. Игра «Остановка».
Дидактические задачи: формировать пространственные представления «право — лево», развивать воображение, связную речь.
Воспитатель: Ребята, давайте поедем тихонечко, чтобы не разбудить лесных жителей. У нас остановка. Поднимите правую руку. А теперь повернитесь направо вслед за правой рукой.
Воспитатель делает зеркальный показ правой руки, поднимая левую, и поворачивается налево. Дети поворачиваются направо.
Ребята, посмотрите, здесь растут одни березы. Как называется место, где растут одни березы? (Березовая роща). Правильно, молодцы. Поехали дальше. У нас опять остановка. Поднимите левую руку. А теперь повернитесь налево вслед за левой рукой.
Воспитатель встает лицом к детям и делает зеркальный показ левой руки, поднимая правую, и поворачивается направо. Дети поворачиваются налево.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь растут одни ели. Как называется место, где растут одни ели? (Ельник). Правильно, молодцы. Среди елей и живут наши медведи. Они приглашают нас в гости. Пожалуйста, садитесь за столы.
Дети садятся за столы, на которых заранее выложены цифры (1,2,3).
2.3. Игра «Замок»
Дидактические задачи:
1) закреплять счет до трех;
2) тренировать умение соотносить число с количеством;
3) развивать внимание, мышление, речь.
На демонстрационной доске — иллюстрации к сказке «Три медведя», изображение трех медведей, расставленных по росту.
Воспитатель: Ребята, у медведей случилась беда. Они потеряли ключ от замка и никак не могут попасть в дом. Ключ от замка — это цифра, которая обозначает число медведей. Как нам ответить на вопрос «сколько?» Что нужно сделать? (Посчитать). Давайте посчитаем и узнаем, сколько здесь медведей, начиная от самого большого.
Воспитатель по очереди вызывает 2 — 3 детей, которые считают медведей слева направо, делая обобщающий жест (всего — 3) правой рукой.
Воспитатель: Ребята, сколько медведей? (Три). Все согласны? (Да). А теперь найдите у себя цифру «3». Какую цифру ты выбрал, Владик? (3). А ты, Лера, какую цифру выбрала? (3). А ты, Анечка? (3). И т. д. А почему, ребята, вы выбрали цифру «3»? (Потому что медведей — три). Правильно, ребята, молодцы. Цифра «3» обозначает число медведей - «три». Катя, иди, найди цифру «3».
Вызванный ребенок находит цифру три среди остальных (1,2,3)и передает воспитателю.
Воспитатель: Ребята, вот цифра «3». Все согласны? (Да). Смотрите, я приложила ее к замочку, и он открылся. Медведи говорят нам «спасибо» и приглашают на волшебную полянку.
2.4. Игра «Пчелки».
Дидактические задачи:
1)закрепить умение сравнивать предметы по количеству на основе составления пар;
2) тренировать мыслительные операции сравнение и аналогию, развивать внимание, речь.
Дети подходят к месту, где заранее наклеены вырезанные из картона цветы разного цвета.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво, сколько выросло первоцветов. Медведи просят нас приготовить мед. Какие насекомые собирают мед? (Пчелы). Откуда они его берут? (Ответы детей — из нектара). А где находится нектар? (В цветках). Правильно, ребята, молодцы. Пчелы готовят мед из нектара, которые собирают с цветов. Давайте вокруг себя повернемся и в пчелок обернемся. Как узнать, всем ли бабочкам хватит цветков? Что для этого нужно сделать? (Надо сесть на цветок). Правильно. Давайте присядем на цветочки.
Одной пчелке не хватает цветка.
- Ребята, посмотрите, всем ли пчелкам хватило цветочков? (Нет). Почему? (Одна пчелка лишняя). Что мы можем сказать о количестве цветов и пчелок? Поровну ли у нас цветов и пчелок? (Нет). Чего у нас больше, цветов или пчелок? (Пчелок). Чего у нас меньше, пчелок или цветков? (Цветков). А как же нам сделать так, чтобы цветков и пчелок было одинаково, поровну? (Убрать одну пчелку). Давайте отправим ее на другую полянку. Правильно, ребята, молодцы. А теперь, что мы можем сказать о количестве цветков и пчелок? Поровну ли у нас цветков и пчелок? (Да). Молодцы. Теперь цветков и пчелок поровну.
Воспитатель незаметно кладет еще один цветок.
- Ой, ребята, смотрите, у нас вырос еще один цветок. Поровну ли теперь цветков и пчелок? (Нет). Почему? (Один цветок лишний). Чего же у нас больше, пчелок или цветков? (Цветков). Чего у нас меньше, цветков или пчелок? (Пчелок). Как нам сделать так, чтобы цветков и пчелок было одинаково, поровну? (Добавить одну пчелку). Правильно, ребята, молодцы. Давайте позовем одну пчелку с другой полянки. Лети сюда. А теперь, что мы можем сказать о количестве цветов и пчелок? Поровну ли у нас теперь цветов и пчелок? (Да). Правильно, ребята. Цветов и пчелок теперь одинаково, поровну. А теперь давайте вокруг себя повернемся и снова в деток обернемся.
2.5. Игра «Бусы»
Дидактические задачи:
1) закрепить представления о свойствах предметов: форме и цвете;
2) тренировать умение составления закономерностей;
3) развивать мыслительные операции: сравнение и аналогию, развивать память, речь.
На демонстрационной доске — образец бус — круги 10 см диаметром: красный, синий, красный, синий. На столах у детей - заранее приготовленные круги диаметром 5 см: 3 синих, 3 красных круга.
Воспитатель: Ребята, а еще у Настасьи Петровны сегодня день рождения. Давайте подарим ей бусы. Посмотрите, какой формы бусинки? (Круглой). Все ли бусинки круглой формы? (Да). Разной или одинаковой формы бусинки? (Одинаковой). Чем похожи бусинки, если они одинаковой формы? (Формой). Правильно, молодцы. А как нам проверить, одинакового или разного размера бусинки? Что нужно сделать? (Наложить бусинки друг на друга). Посмотрите, я кладу красную бусинку на синюю. А теперь синюю на красную. Красная бусинка выглядывает из — под синей? (Нет). А синяя выглядывает из — под красной? (Нет). Что мы можем сказать о размерах бусинок? Разного или одинакового размера наши бусинки? (Одинакового). Чем похожи бусинки, если они одинакового размера? (Размером). Правильно, ребята, молодцы. Бусинки одинакового размера. А по цвету бусинки одинаковые или разные? (Разные). Правильно, бусинки одинаковые по форме и размеру, но разные по цвету. Посмотрите, ребята, как у меня располагаются бусинки. Какого цвета бусинка идет сначала? (Красного). Правильно, а потом? (Синего). А теперь? (Красного). А потом, как вы думаете, какого цвета бусинка должна идти? (Синего). Правильно, молодцы. А теперь давайте самостоятельно построим бусы каждый у себя. Только будьте внимательны и собирайте правильно, иначе Настасья Петровна расстроится, если бусы получатся некрасивыми. Не забывайте, ребята, что перед вами есть образец.
Дети работают с раздаточным материалом за столами. Воспитатель наблюдает за работой детей, по мере необходимости оказывая индивидуальную помощь с помощью наводящих вопросов. (Сколько бусинок идет вначале? Какая бусинка идет вначале? Какая потом? Что нужно сделать, чтобы получилось правильно? - Поменять бусинки местами).
Воспитатель: А теперь давайте проверим, правильно ли вы собрали бусы. Посмотрите, я достраиваю ряд. (Красный, синий, красный, синий, красный, синий). У всех так получилось? Аня, назови бусинки так, как они должны идти. Владик, продиктуй, что у тебя получилось? София, в какой последовательности идут бусинки? (Ответы детей).
Воспитатель: Ой, сколько бус мы собрали. Молодцы, ребята. Теперь Настасья Петровна будет довольна. Давайте попрощаемся с медведями. Нам пора возвращаться обратно.
Дети образуют «поезд» и под музыку «Паровоз «Букашка» отправляются обратно.
3. Итог занятия.
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя:
- Ребята, а вот и наша любимая группа! Вам понравилось занятие? (Да). У кого вы сегодня побывали в гостях?
Дети: У трех медведей.
Воспитатель: Что вы помогли им сделать?
Дети: Собрать бусы и мед.
Воспитатель: Ребята, вы смогли помочь медведям, потому что вы научились подбирать предметы по цвету и уравнивать предметы по количеству, способом составления пар. Вы большие молодцы. Наше занятие окончено.