Вера Савишина
«Чудо на подоконнике». Конспект занятия во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с законами природы на примере прорастания растения из семени и правилами самостоятельного выращивания растений.
Задачи:
- познакомить с технологией выращивания растений из семян в комнатных условиях;
- расширить представление о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
- закрепить навыки ухода за растениями; формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.
Оборудование и материалы: ноутбук, интерактивная доска для презентации в Microsoft PowerPoint; презентация; телефон.
для практической работы: емкость (горшочки, леечки; земля, семяна фасоли.
Публикация «„Чудо на подоконнике“, Конспект занятия во второй младшей группе» размещена в разделах
Ход ОД:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наше сегодняшнее занятие с загадки.
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Что это? (ответы детей)
Воспитатель: - Это комнатные растения, для которых неважно: зима или лето за окном, которые всегда растут на подоконнике и радуют нас своими зелеными листочками.
Воспитатель: - А кто знает, для чего люди сажают растения дома? (ответы детей)
Воспитатель: - Они очищают воздух и дают нам кислород. Они красивые и радуют нас своими цветами или необычными листочками. А еще на подоконниках могут расти и съедобные растения. Кроме того, декоративные и душистые растения положительно влияют на настроение человека.
Воспитатель: - Растут ли у вас дома на подоконниках цветы? Какие?
Кто посадил те цветы, которые растут у вас дома?
Воспитатель: - Наверное, у вас дома все цветы посадила мама или бабушка. Но вы уже достаточно взрослые, чтобы самим посадить и вырастить свое собственное растение - только нужно знать, как это правильно сделать. И сегодня мы с вами узнаем, что нужно, чтобы вырастить дома самое настоящее растение: как его выбрать, как посадить, как за ним ухаживать. Мы с вами будем садоводами-исследователями, отправляющимися на поиски открытий в удивительном мире растений.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ-ИГРА №1
«НАЙДИ РАСТЕНИЕ»
Воспитатель: - Для начала давайте посмотрим, как хорошо вы знакомы с комнатными растениями. Посмотрите на экран, вы видите фотографии комнатных растений, знаете ли вы, что это за растения, как они называются? (кактус, герань, фиалка, плющ, фикус, орхидея)
Воспитатель: - Цветок тоже живой, и для того, чтобы жить, он тоже растет, дышит, питается. Поэтому для того, чтобы вырастить дома растение, нам нужно о нём заботиться, как о любом живом существе. Но для начала нужно растение посадить.
Воспитатель: - Кто из вас знает, что нужно, чтобы посадить растение? (ответы детей)
Воспитатель: - Во-первых, растению нужно выбрать место - например, подоконник. Сначала нужно выбрать для этого окно. Северная сторона дает слишком мало света, и нам понадобится дополнительная лампа для освещения. Южное окошко дает много солнца и света, но в жаркий полдень нужно будет прятать растения от палящих лучей. Лучше всего растения себя чувствуют на подоконниках с юго-восточной и юго-западной стороны. Это примерно, то окошко, где можно видеть, как утром встает или вечером садится солнце.
Воспитатель: - Во-вторых, нам понадобятся инструменты. Но в любом случае, нужно будет насыпать землю из пакетов в горшочки, делать ямки для семян, закапывать, рыхлить. Но если вы беретесь за дело, то совочек, лейка все - как у настоящего садовника!
Воспитатель: - Давайте проверим, знаете ли вы, для чего можно использовать эти садовые инструменты.
Если нам нужно пересыпать землю в горшочек, что мы возьмем? (совочек)
Если нужно полить растение, что мы возьмем? (лейку)
Если нужно сделать в земле ямку, что мы возьмем? (совочек)
Если нам нужно прорыхлить землю в горшочке, что мы возьмем? (грабельки)
Ну, вот мы с вами уже почти садоводы-садовники!
Воспитатель: - Куда мы будем сажать наше растение? В землю! — Где нам взять землю, чтобы посадить растение? (ответы детей)
Землю для посадки можно накопать возле дома или в саду неподалеку, но там могут обитать черви, другие насекомые, там могут быть семена сорных растений, осколки битого стекла. Поэтому для садовых работ лучше купить в магазине большой пакет с уже просеянной и обогащенной удобрениями почвой. Воспитатель: - А еще нам понадобится керамзит - камушки, которые нужно сыпать на дно каждого горшка для того, чтобы там не застаивалась вода. Без керамзита земля может закиснуть, и растение заболеет.
Воспитатель: - Конечно же, нам понадобятся емкость (горшочки, в которые мы будем сажать растение! Это могут быть практичные и яркие пластиковые горшочки. Нашим растениям понравятся и емкости от йогуртов, и даже непромокаемые картонные упаковки от кефира. Главное, чтобы эти «домики для растений» радовали ваш взгляд и удачно вписывались в интерьер комнаты. Итак, у нас есть всё, чтобы вырастить свой маленький сад!. Или еще не всё?
Воспитатель: - Что еще нам необходимо? Конечно же, семена.
- Что именно мы будем выращивать в своем саду?
(педагог демонстрирует семена, приготовленные для посева)
Воспитатель: - А вы знаете, что семена — это настоящее чудо природы? Какие тайны хранит семечко? И в чем его волшебная сила? Как из маленького семечка вырастает растение?
Видеоролик
«Чудесное превращение – от семечка до плода»
Беседа по вопросам:
- Что помогло семени проснуться? (вода, тепло и воздух)
- Что произошло с семечком дальше?
- Почему корни всех растений растут вниз, а проростки тянутся вверх?
- Какое чудесное превращение произошло с семечком?
Вот как из маленького семени вырастает растение, как оно тянется к свету. Давайте и мы потянемся и разомнемся, подражая нашим зеленым друзьям.
Физкультминутка
Говорит цветку цветок «Подними-ка свой листок. дети поднимают и опускают руки
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой, дети шагают на месте, высоко поднимая колени
Да головкой покачай, Утром солнышко встречай. делают вращение головой
Стебель наклони слегка
Вот зарядка для цветка. делают наклоны
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся. встряхивают кистями рук
Наконец готовы все
День встречать во всей красе. потягиваются
Наши красные цветки
Распускают лепестки плавно поднимают руки вверх
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет качают руками влево-вправо
Наши красные цветки, Закрывают лепестки приседают, прячутся
Головой качают,
Тихо засыпают. делают движения головой влево-вправо
Воспитатель: - Вот теперь мы готовы к наполнению жильцами нашего миниогорода.
Воспитатель: - Какие же растения мы можем там посадить? Может, вкусные и полезные? Ведь будет так здорово принести на кухню то, что мы вырастили сами.
Воспитатель: - Очень интересно наблюдать за тем, как растет фасоль. Это бобовые растения. Оно совершенно неприхотливо, и семена долго сохраняют всхожесть. Поместите горошины в горшочки с плодородным грунтом и следите, чтобы грунт не пересыхал. Первые всходы вы увидите уже через полторы недели, а затем начнется еще одна интересная часть садоводства — растения начнут виться! Для них нужно будет установить опоры и подвязать тонкие стебельки, чтобы они не упали. После этого вы сможете увидеть, как гибкие усики оплетают опору, как появляются белые цветы, а затем и стручки. Несколько стручков можете оставить на вырост, чтобы получить свой собственный посевной материал к новому сезону!
Воспитатель: - Вы уже знаете, какие тайны скрывает маленькое семечко, мы с вами посмотрели, как из него появляются корень и росточек. Нам осталось только посадить свое семечко и подождать, пока оно прорастет. Но настоящий садовод помнит — посадить растение мало, за ним нужно ухаживать, ведь оно такое же живое существо, как и мы с вами.
Воспитатель: - Как нужно ухаживать за растениями? (ответы детей)
Воспитатель: - Следить, чтобы земля не высыхала - поливать растение.
После полива аккуратно рыхлить землю, чтобы не образовывалась корка, мешающая корням дышать.
Обеспечивать им достаточное количество света. И тогда ваше растение будет хорошо расти и порадует вас своими зелеными листьями, а может даже, цветами и плодами.
Посадка семян. «Юные садоводы»
Оборудование для посадки: ёмкости для посадки, камушки, почва, вода, лейка, семена фасоли.
Воспитатель: - Давайте посадим с вами своё растение.
Возьмем стаканчик для посадки, насыплем на дно керамзит или камушки.
С помощью совочка наполним стаканчик землей так, чтобы она не доставала до края.
Положим семя в середину стаканчика и слегка присыплем его землей.
Аккуратно польем наше будущее растение.
Осторожно разрыхлим землю грабельками.
Поставим стаканчики на подоконник.
Уберем за собой рабочее место, вымоем руки.
Воспитатель: - Вот мы и стали настоящими волшебниками! И впереди нас ждут удивительные открытия, ведь сад и огород — самое интересное, почти волшебное место. Вы только представьте: закапываешь в землю крошечные семечки и клубни, а из них вырастает самая настоящая еда! Магия и волшебство. И нужно для этого всего лишь немного знаний, немного труда и много терпения.
Рефлексия:
Воспитатель: - Давайте вспомним последовательность действий при посеве семян. Что мы делали сначала? Чем обязательно нужно завершить процесс посадки семян? Навести порядок и помыть руки.
Воспитатель: - Теперь вы знаете и умеете все, что нужно для выращивания своего растения, мы их посадили, поставили на окошко, что теперь самое глав-ное для наших семян, которые пока спят в темных горшочках? (ответы детей)
Воспитатель: - Чтобы правильно ответить на этот вопрос, послушайте стихотворение Евгении Урусовой «Семечко»
Маленькое семечко
Спит в земле давно,
А настанет времечко,
И взойдёт оно.
Дождь росточек маленький
Поливать начнёт,
И цветочек аленький
Скоро зацветёт.